Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской


г. Оренбург, ул. Советская, 20, тел. (3532) 77-06-76, orenlib@bk.ru
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

2020 · 2021

Значение слова: «Земляну́шка»

Главная / Новости и события / Год науки и технологий / В здравом уме и твердой памяти, или Способы развития мышления и памяти

В здравом уме и твердой памяти, или Способы развития мышления и памяти

Вы когда-нибудь задумывались, какой огромный потенциал таится в вашем мозге?

Еще совсем недавно, умение выучить что-то наизусть считалось залогом успешного обучения. Студенты цитировали по памяти книги целыми главами. В сегодняшнем мире, когда практически любая информация у нас под рукой, мы не отягощаем себя запоминанием фактов, не говоря о уже том, чтобы держать в памяти целые книги.

Человек не запоминает такую простую информацию, как день рождения родственников или даже собственный номер телефона. О днях рождениях нам напоминает социальная сеть, а все номера телефонов есть в смартфоне.

Процесс запоминания проходит три этапа. На первом этапе сведения попадают из окружающего мира в сенсорную память. На этом этапе мы только воспринимаем информацию, не анализируя её, поэтому сведения в сенсорной памяти задерживаются на доли секунды.

Если информация показалась нам важной, то она переходит в кратковременную память. Затем мозг фильтрует информацию, определяя на сколько она полезна и важна, переводит в долговременную память, или, наоборот, забывает.

Есть несколько причин, по которым мозг может не зафиксировать информацию:

  • отсутствие целенаправленного запоминания. Мы получаем из внешнего мира сведения, но не работаем с ними, не повторяем. Мозг воспринимает эти сведения как не нужные, значит их не следует запоминать.
  • неиспользование информации. Если регулярно не повторять и не использовать полученную информацию, то сведения стираются из памяти.
  • замещение информации. Когда мозг получает новые сведения, он старается наложить их поверх предыдущего опыта. Совмещая новую и уже имеющуюся информации, мы можем делать логические выводы и умозаключения. Но если данные очень близки по смыслу, а старая информация не успела как следует отложиться в памяти, то она может быть вытеснена новой.

К счастью, хорошая память - это не суперспособность, а навык, который можно освоить при ежедневных тренировках. Мы собрали для вас несколько упражнений, которые помогут вам развить мозг и укрепить память.

Упражнение № 1. Посмотри на какой-нибудь объект, пейзаж или человека. Приглядись внимательно, изучай его не менее 5 минут, отмечай детали и особенности. Затем закрой глаза и попытайся мысленно воссоздать образ увиденного. Старайся добавить в мысленную картину как можно больше подробностей, которые получилось запомнить. Теперь открой глаза и сравни свой мысленный образ с оригиналом. Насколько точно тебе удалось его воссоздать?

Упражнение № 2. Ниже расположена табличка. В ней 30 слов, каждое из которых состоит не более чем из 3 слогов. Засеки 2 минуты и постарайся запомнить как можно больше из них. Теперь переверни страничку и выпиши слова, которые получилось запомнить.

 Упражнение № 3. Перед тобой пирамида цифр. В каждой новой последующей строчке добавляется одна цифра. Попробуй запомнить все цифры по порядку, а затем воспроизведи их в таблице ниже. Обрати внимание, что важно не только запомнить сами цифры, но и их расположение.

Упражнение № 4. Внимательно посмотри на изображение ниже в течение одной минуты. Постарайся запомнить расположение фигур. Теперь закрой документ (или отложи его в сторону) и попробуй воспроизвести изображение на бумаге.

Несколько советов, чтобы процесс запоминания происходил эффективно:

  • мозг любит всё систематизировать, поэтому информация запоминается куда проще, если её представить в виде таблиц, графиков, схем и т.д.
  • для того, чтобы лучше запомнить, нужно не просто заучить, а понять изучаемый материал. Зазубренные факты без понимания их сути воспринимаются мозгом как ненужные сведения, значит от них нужно избавляться.
  • в запоминании хорошо помогает чередование разных видов и форм информации. Попробуйте сделать конспект по аудио- или видеолекции, добавить иллюстрации, записывать голосовые заметки по конспектам и т.д.
  • посторонние тревожные мысли, шум, плохое самочувствие могут помешать процессу запоминания. По возможности нужно исключить всё, что мешает сконцентрировать внимание на получении и усвоении информации.

Теперь мы знаем, как устроена память, почему информация забывается, как замедлить этот процесс и какие факторы влияют на эффективность запоминания. А главное, что хорошая память - это навык, который можно развить при желании и регулярных тренировках. Этот навык будет полезным как при обучении и подготовке к экзаменам, так и в повседневной жизни.

 

Рекомендуем почитать:

Иставэй, Р. Как запоминать (почти) всё и всегда. Хитрости и лайфхаки для прокачки вашей памяти / Роб Иставэй; пер. с англ. Ю. Цыганковой. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 176 с. 

Курпатов, А.В. Красная таблетка. Посмотри правде в глаза! / Андрей Курпатов. - Москва: Капитал, 2018. - 270 с. 

Тренируем память и интеллект методом Шерлока Холмса / Москва: Издательство АСТ, 2017. - 160 с. 

Шеве, У. Суперстудент. Как учиться быстро, эффективно и с удовольствием / Улаф Шеве; пер. с англ. В. Башкирова. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 208 с. 

 

Источники:

1.  Бехтерева, Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н. П. Бехтерева. - Москва: АСТ; Санкт-Петербург: Сова, 2008. - 383 с. - Текст : непосредственный. 

2.  Глебов, Р. Н. Мозг, синапсы и передача информации / Р.Н. Глебов. - Москва : Знание, 1984. - 64 с. - Текст: непосредственный. 

3.  Как гаджеты меняют наш мозг: ТОП-8 изменений. - URL: https://zoom.cnews.ru/publication/item/50840 (дата обращения 16.02.21). - Текст : электронный.

4.  Кузьменко, Ф. Г. Мозговодство: путь к счастью и удовлетворению / Ф. Г. Кузьменко. - Москва : Эксмо, 2019. - 288 с. - Текст : непосредственный.

5.  Миллер, Дж. А. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию / Дж. А. Миллер. - Текст : непосредственный // Психология памяти. Хрестоматия по психологии. - Москва : ЧеРо, 1998. - С. 570-579.

6.  Память. - URL : (дата обращения : 16.02.21) . - Текст : электронный.

7.  Пиаже, Ж. Избранные психологические труды : психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология / Ж. Пиаже [перевод с французского; предисловие В.А. Лекторского и др. ]. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с. - Текст : непосредственный. 

8.  Практикум по запоминанию. - URL: (дата обращения 16.02.21). - Текст : электронный.

25 Февраля 2021  17:35    Просмотров: 244