Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
Независимая оценка качества оказания услуг Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772 |
Главная / Новости и события / PROлитературу / Страницы прошлого листая. Выпуск 14. Российский общепедагогический журнал «Русская школа»Страницы прошлого листая. Выпуск 14. Российский общепедагогический журнал «Русская школа»Сектор редких книг Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н. К. Крупской продолжает знакомить читателей с книжными памятниками, различными коллекциями и шедеврами полиграфического искусства, хранящимися в его богатейшем фонде. Очередной выпуск рубрики «Страницы прошлого листая» посвящён общепедагогическому журналу для учителей и деятелей по народному образованию «Русская школа». В секторе редких хранятся выпуски журнала за 1897-1917 годы. Основателем издания, имевшего с 1890 по 1906 г. подзаголовок «Журнал для школы и семьи», был известный педагог, историк и общественный деятель Яков Григорьевич Гуревич (1843-1906). Он окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, преподавал в Новгородской гимназии, Петербургском учительском институте и Петербургском университете; читал лекции на Высших женских курсах. В 1877 г. Яков Григорьевич был избран Членом учебного комитета Императорского человеколюбивого общества, оказывавшего «всякого рода вспоможения бедным». Кроме того, он являлся председателем комиссии помощи голодающим ученикам Петербургского комитета грамотности, членом правления Общества содействия физическому развитию детей, членом правления Петербургского Педагогического общества взаимной помощи, членом правления кассы взаимопомощи при «Литературном фонде», выдававшем пособия для нуждающихся литераторов и учёных. В 1883 г. он приобрел частную гимназию, и преобразовал ее в Частную гимназию и реальное училище Гуревича. В 1890 г. организовал журнал «Русская школа». Яков Гуревич занимал должность издателя и редактора журнала до 1892 г., после чего передал редакцию своему сыну Якову Яковлевичу, а сам остался лишь издателем журнала. В 1902 г. журнал «Русская школа» был одобрен Учебным комитетом Министерства народного просвещения для распространения в фундаментальных библиотеках средних учебных заведений, а также в учительских библиотеках низших учебных заведений. На научно-промышленной международной выставке «Детский мир», которая проходила в Таврическом дворце Санкт-Петербурга под покровительством императрицы Марии Федоровны с ноября 1903 г. по февраль 1904 г., издание было удостоено золотой медали. После смерти отца в марте 1906 г. Яков Яковлевич Гуревич стал и издателем. Журнал «Русская школа» выходил ежемесячно книжками «не менее пятнадцати печатных листов каждая». Подписная цена на издание не менялась в течение десяти лет. В Петербурге без доставки она составляла 7 рублей в год, с доставкой - 7 рублей 50 копеек. Для иногородних подписчиков с перепиской цена журнала составляла 8 рублей, а с пересылкой за границу - 9 рублей. При этом земства и города, выписывавшие издание непосредственно из редакции не менее чем в десяти экземплярах, «пользовались уступкой в 15 %». Сельские учителя, выписывавшие журнал за свой счёт и обращавшиеся непосредственно в контору журнала, получали его за 6 рублей в год с рассрочкой уплаты в два срока, а при подписке до 1 июля текущего года - по цене в 3 рубля. Книжным магазинам при продаже журнала «Русская школа» разрешалось удерживать комиссию в 5 % от стоимости подписки. Кроме того, в виде вкладного приложения к изданию рассылался проспект и объявление о подписке на журнал «Нива». В главном общепедагогическом журнале России освещались общие вопросы образования и воспитания, методика преподавания различных предметов, новейшие течения в области различных наук, деятельность государственных и общественных учреждений по народному образованию. Особое внимание редакция уделяла истории русской школы, реформе школы, школьной психологии и гигиене, начальной и средней школе в России и за границей, вопросам национальной школы различных народов России, а также женскому, профессиональному и внешкольному образованию. Регулярными рубриками являлись: 1. Новейшие правительственные распоряжения и законодательные постановления по учебному ведомству; 2. Экспериментальная педагогика, выходившая под редакцией психологов, основоположников экспериментальной педагогики Александра Нечаева и Михаила Конорова; 3. Критика и библиография, содержавшая обзоры педагогических и детских журналов; 4. Хроника общего и профессионального образования в России и за границей; 5. Хроника книжного и библиотечного дела и внешкольного образования; 6. Земские очерки; 7. Разные известия; 8. Новости литературы. С началом Первой мировой войны (1914) в журнале были организованы новые рубрики - «Война и школа» и «Новейшие педагогические течения на Западе». К непосредственному участию в наполнении последней были приглашены видные представители педагогической мысли Западной Европы и Америки, среди которых - американский детский психолог и педагог, профессор Грэнвилл Стэнли Холл, итальянский врач и педагог Мария Монтессори, швейцарский педагог и публицист, один из руководителей Красного Креста Адольф Ферьер. Заведовал отделом народный учитель, журналист, доктор философии Самуил Левитин. В «Русской школе» печатались статьи виднейших журналистов и педагогов России конца XIX - начала ХХ века: Иннокентия Анненского, Петра Вейнберга, Петра Лесгафта, Александры Калмыковой, профессоров Ореста Хвольсона, Ильи Мечникова и многих других. В одном из последних номеров журнала, вышедшем в мае 1917 г., но датированном как «№ 1. - Январь, 1917 г.», редакция высказалась о произошедших в стране государственных преобразованиях и роли учительства в их осуществлении. Яков Гуревич призывал Временное правительство обратить особое внимание на развитие всех видов внешкольного образования и необходимость развития народной прессы, которая должна «готовить массы к сознанию той ответственности, которая падает на них вследствие перехода власти в руки народа». Редакция журнала призывала открывать по всей территории страны народные дома и рабочие клубы, библиотеки-читальни (где наименее просвещённые читатели могли бы получать необходимые разъяснения прочитанного), краткосрочные курсы грамотности для взрослых, а также проводить «чтения и лекции на общественные и политические темы с собеседованиями по затронутым в них вопросам». Кроме того, по мнению коллектива издания, нужно было создавать особые газеты, листовки и брошюры, а также специальные организации для их широкого и быстрого распространения в наиболее глухих и отдалённых местностях России. Таким образом, благодаря широкому кругу авторов, придерживавшихся различных социально-политических убеждений, журнал «Русская школа» был интересен представителям различных слоёв населения. Его читателями были в основном врачи, учителя и общественные деятели, интересовавшиеся проблемами и достижениями педагогической мысли в России и за рубежом в конце XIX - начале XX века. Список литературы: 1. Русская школа // Русская периодическая печать (1702-1894): Справочник. - Москва: Госполитиздат, 1959. - С. 550; 2. Русская школа. - № 11. - Ноябрь, 1897 г. - 356 с.; 3. Русская школа. - №. 3. - Март, 1906 г. - 96 с.; 4. Русская школа. - № 9 - 10. - Сентябрь-октябрь, 1914. - 128 с.; 5. Русская школа. - № 1. - Январь, 1917 г. - 64 с. В этом разделе31 Октября 2024 Осторожно! Книги... разбивающие сердце29 Октября 2024 Пародии оренбургского автора – на страницах журнала «Чаян»25 Октября 2024 Подкаст «Специализированный фонд областной библиотеки»: Татьяна Устинова «Ковчег Марка» (16+)24 Октября 2024 Букридер. Выпуск 34. Саморазвитие через книги |