Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Значение слова: «Аська»

Главная / Новости и события / PROлитературу / Цикл обзоров «Один в один». «Вий»

Цикл обзоров «Один в один». «Вий»

Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской продолжает цикл обзоров «Один в один», посвящённых литературным произведениям и их экранизациям.

Сегодня предлагаем вашему вниманию загадочную и мистическую повесть величайшего русского классика и одного из первых писателей-мистиков - «Вий» Николая Гоголя.

 

 

Данная работа имела для Николая Васильевича большое значение и занимала важное место в его творчестве. Он неоднократно возвращался к своим наработкам. Эта повесть при жизни Николая Васильевича издавалась дважды. Последний раз в 1842 году.

 

 

История создания романа

Повесть «Вий» вошла в сборник «Миргород» и была опубликована в 1835 году.

«Вий» - знаменитое мистическое произведение Николая Гоголя. На написание этой повести, по словам автора, его вдохновило одно из народных преданий. Фольклорные истоки «Вия» в сочетании с особенной писательской манерой Гоголя делают это произведение загадочным и пугающим, многое в нем понимается не с первого прочтения. Как и в других творениях автора, здесь в одно целое соединились смешное и страшное, грустное и веселое, реальное и фантастическое.

В повести Николая Васильевича происходит столкновение двух высших сил - демонической и божественной. Их противостояние заключается в одновременном влиянии на человеческую сущность. Бог и дьявол борются за людские души, ведь именно они являются объектом, через который эти силы взаимодействуют.

 

Сборник «Миргородок»           

 

Вий - одно из тех существ, которые наводили страх на простой народ. Этот демон, по преданиям, внешне был очень страшным - с огромными ресницами и веками, которые не мог самостоятельно поднять.

В данной работе Николай Васильевич преподносит выпускников духовной семинарии как грешников, ведь они ругаются, дерутся, в итоге нарушают религиозные заповеди. Так что из описания автора понятно, что их души погибли, за это они и получают в итоге наказание, убивая  духовную, а затем и физическую основу. Развязкой становится встреча с Вием, олицетворяющим неминуемую смерть.

В повести все так переплетено, что трудно понять, где реальность, а где вымысел. Людская боязнь мистики, неизвестности и смерти - основной мотив этой повести.

 

Обложка к книге «Вий»

 

«Вий» - уникальное произведение Гоголя, которое продолжает оставаться востребованным, и к которому продолжают обращаться читатели, открывая в нём всё новые и новые грани. Проблематика, которую затронул Николай Васильевич Гоголь в повести, является актуальной и по сей день. 

 

Экранизации книги

Повесть «Вий» активно экранизируют, ставят на театральных подмостках, хотя с её постановкой связано множество мистических совпадений. И в наши дни «Вий» интересен не только читателям, но и зрителям, увлекающимся мистическими сюжетами.

Давайте рассмотрим все экранизации повести.

 

Несохранившиеся версии

Первый раз снять фильм по «Вию» решился в 1909 году Василий Гончаров - русский кинорежиссёр и сценарист. Это была немая короткометражная картина, одна из первых игровых фантастических лент, первый отечественный фильм ужасов. Создатели назвали свою работу «старинным малороссийским преданием по Н. В. Гоголю».

В 1916 году была создана версия еще одного немого художественного фильма, режиссёра Владислава Старевича. Но, к сожалению, и она была утеряна.

 

Лидер советского кинопроката

В 1967 году вышла, наверное, самая культовая киноверсия «Вия».

Кадр из фильма «Вий» 1967 года

 

Идея экранизации знаменитого произведения Гоголя принадлежит режиссеру Ивану Пырьеву. Он должен был снимать ее сам, но из-за отсутствия свободного времени отдал «Вия» в руки двух студентов Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР - Георгия Кропачева и Константина Ершова.

Первый и самый известный фильм ужасов, снятый в СССР. Это безусловный лидер советского кинопроката, вышедший на международный уровень. Невероятно зрелищный по меркам прошлых лет хоррор. Прекрасные актеры, Леонид Куравлев и Наталия Варлей, имевшие миллионы поклонников, в непривычном для себя амплуа смотрелись очень натурально, и атмосфера ужаса в сценах, где ведьма и ее свита пытаются поймать перепуганного философа, передается абсолютно каждому зрителю.

Югославская экранизация

Следующей экранизации любимого гоголевского «ужастика» зрителям пришлось ждать без малого 23 года. Снят фильм был на территории Югославии, где за постановку «Вия» взялся малоизвестный режиссёр Джордже Кадиевич.

 

Кадр из фильма «Святое место» 1990 года

 

Сюжет этого фильма вышел довольно откровенным, а семинарист и панночка представлены очень раскованными молодыми людьми. Увлечение сценаристов интересными воспоминаниями из развесёлого прошлого героев привело к тому, что они, эти воспоминания, и стали чуть ли не центром сюжета, а сам Вий даже не появился в третью ночь.

 

Нарисованный Вий

В 1996 году в Украине была снята своя мультипликационная версия повести Гоголя. Короткометражный мультфильм от Аллы Грачевой длится всего 20 минут, но этого времени вполне хватает, чтобы заинтересовать зрителя, затянуть его в историю и испугать.

 

.

Кадр из мультипликационного фильма «Вий» 1996 года

 

«Вий» XX века

В 2006 году состоялась премьера нового фильма, получившего название «Ведьма». В главных ролях снялись Валерий Николаев (Айван Бергхоф) и Евгения Крюкова (Мэрил).

Несмотря на заявления создателей фильма о том, что он снят по мотивам повести «Вий», найти в нём что-то общее с произведением Н.В.Гоголя достаточно сложно. Главный герой, проводя журналистское расследование мистических явлений, сталкивается с незнакомкой, которая является воплощением зла.

Интересным фактом является то, что изначально фильм полностью был снят на английском языке и позже переведен на русский.

 

Кадр из фильма «Ведьма» 2006 года

 

Трёхмерная экранизация

По-настоящему масштабной экранизации любимого гоголевского «ужастика» зрителям пришлось ждать вплоть до 2014 года, когда в прокат вышла версия, снятая Олегом Степченко. Фильму «Вий 3D» было суждено стать самым кассовым российским фильмом в истории.

 

Изображение 8. Кадр из фильма «Вий 3D» 2014 года

 

В создании фильма «Вий 3D»  принимали участие целых 5 стран: Россия, Украина, Германия, Чехия и Великобритания.  Съемки шли очень долго - с 2005 по 2014 год. Всего на создание фильма было потрачено 26 миллионов долларов, что стало неоспоримым рекордом для российского кинематографа. В прокате «Вий» также имел рекордный успех, отбив большую часть затрат.

 

Гоголь. Вий (2018)

Последними на данный момент являются фильмы «Гоголь. Начало» (2017), «Гоголь. Вий» (2018) и «Гоголь. Страшная месть» (2019). Их созданием занимался известный режиссёр Егор Баранов.

 

Кадр из фильма «Гоголь. Вий» 2018 года

 

Главный герой здесь Николай Васильевич Гоголь, а противостоит ему загадочный Темный Всадник. Происходят серийные убийства, и писатель пытается бороться с этим.

Кинокартина получила приз «Золотой орёл» в номинации «Лучшая работа художника-постановщика». Визуальная составляющая выгодно выделяет не только эту, но и все работы серии «Гоголь...» среди прочих отечественных кинолент данного жанра. Они доказали, что создание фильмов ужасов на территории нашей страны действительно возможно, да к тому же с коммерческим успехом.

--------------------------------------------------------

Николай Гоголь  за свои сорок два года успел написать десятки произведений, которые до сих пор живут в сердцах читателей. Этот гениальный писатель оставил такое количество загадок о своих творениях и жизни, что учёным-историкам до сих пор хватает работы по исследованию его биографии и литературных материалов.

Интерес к его личности не утрачен на протяжении двух веков не только благодаря его литературной деятельности, но еще и по той причине, что Гоголь - самая мистическая фигура в русской литературе XIX века.

23 Августа 2022  17:11    Просмотров: 977
Поделиться: