Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Значение слова: «Дерю́га»

Главная / Новости и события / Выставки / Выставка «Вершины русской драмы»

Выставка «Вершины русской драмы»

Традиционно каждый год в нашей стране посвящён определённой теме, событию, дате. Так, 2019 год, в соответствии с Указом Президента Владимира Путина, объявлен Годом театра в России. В рамках этого события сотрудники информационно-библиографического отдела Оренбургской ОУНБ им. Н. К. Крупской подготовили выставку «Вершины русской драмы», посвященную истории русской драматургии от  А. Сумарокова и А. Чехова, А. Вампилова и Е. Шварца до пьес сегодняшних молодых авторов, опубликованных в журналах «Современная драматургия» и «Театральная жизнь», и воплощению их на театральных сценах.

Современный театр своими успехами во многом обязан русской классической драматургии. Ее мировое значение сегодня общепризнано. Значительную долю репертуара составляют классические пьесы - сюжеты, одобренные временем и темы, не потерявшие своей актуальности и по сей день. Пушкин, Грибоедов, Островский, Чехов, Вампилов - это своеобразный «знак качества», которому зрители доверяют.  

Драматургия, как особый род литературы, объединяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения, прошла сложный и долгий путь развития. Первые пьесы появляются в конце XVII - начале XVIII вв. Они опираются на старинные обряды и игрища, устную народную драму. К наиболее известным и популярным произведениям народной драмы относятся «Царь Максимилиан», «Лодка», в которой нашли отражение походы Степана Разина, Ермака; народная драма-фарс «Про воеводу-боярина»; кукольная комедия о Петрушке. В это время в Украине и в Белоруссии возникает так называемая школьная драма. Более подробно об этом можно узнать из монографии «История русской драматургии», которая охватывает явления русской драматургии от времени возникновения профессионального придворного театра в России (1672 г.) до середины XIX века.

Новый этап в развитии русской драматургии приходится на 30-40-е гг. XVIII в., эпоху господства классицизма. Крупнейшим представителем этого направления был А. П. Сумароков. Драматургия классицизма проповедовала высокие гражданские идеалы. Любовь к Родине, служение долгу герои классицистской трагедии ставили выше всего.

Статья Е. Д. Кукушкиной «Комические приемы А. П. Сумарокова-драматурга» знакомит нас с отношением Сумарокова к искусству. Веря в воспитательную миссию литературы, он считал своим долгом «издевкой править нрав» - бороться с различными человеческими и общественными пороками, указывая на них. Сумароков сделал первые шаги к созданию сатирической комедии. В своих комедиях он использовал широкий арсенал художественных приемов. Наполняя свои комедии намеками, сатирическими выпадами, элементами реальной действительности, Сумароков сопрягал различные жанры таким образом, что элементы одного жанра выступали в несвойственной им функции в рамках другого. 

Первая четверть XIX в. - сложный и насыщенный борьбой различных художественных течений период в истории русского театра. Это время преодоления канонов классицизма, появления новых направлений -сентиментализма, предромантизма и реализма. Начинается процесс демократизации всего русского театра. В период наполеоновских войн и зарождения декабризма особое значение приобретает героико-патриотическая тема. Любовь к Отечеству, борьба за независимость - ведущие темы драматических произведений В. А. Озерова.

В первые десятилетия XIX в. большую популярность завоевывает жанр водевиля, небольшой светской комедии. Зачинателями его были А. А. Шаховской, Н. И. Хмельницкий, М. Н. Загоскин, А. С. Грибоедов. В их пьесах, написанных легким, живым литературным языком, с остроумными куплетами, встречались живо подмеченные черты современных нравов и характеров.

Ведущая роль в истории русской драматургии принадлежит А. С. Пушкину и А. С. Грибоедову. Они создали первые реалистические драмы. Драматургия Пушкина, его теоретические высказывания обосновывают принципы народности и реализма в русской драматургии. В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова прослеживается ее тесная связь с освободительным движением в России. В ней реалистически изображается борьба двух эпох - «века нынешнего» и «века минувшего».

Сценическая жизнь «Горе от ума» представлена в книге «Горе от ума» на русской и советской сцене». Собранные в книге статьи и рецензии позволяют представить живую и достоверную картину стопятидесятилетней сценической жизни этой великой комедии, являющейся одним из самых существенных составных элементов русского театрального процесса.

Развитие русской драматургии второй половины XIX в. связано, прежде всего, с творчеством таких крупных писателей, как А. Н. Островский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. В. Сухово-Кобылин, Л. Н. Толстой. Россия вступает в новый этап общественного развития. Это время бурного становления капитализма, усиления революционно-демократического движения. Общенациональный подъем сказался и в сценическом искусстве.

Творчество А.Н. Островского, начавшееся в конце 40-х гг., охватывает два важнейших этапа в истории России: предреформенный - до 1861 г. и послереформенный - вплоть до 80-х гг. XIX в. Оно поразительно по своему многообразию. Драматург создает образцы социально-бытовой комедии, продолжающей традиции «натуральной школы» («Свои люди - сочтемся»), народной драмы («Гроза»), острой сатирической комедии («Доходное место»), исторические драмы и хроники, комедии и драматические сцены, отражающие серьезные экономические и социальные перемены в русском обществе 70 - 80-х гг. («Лес», «Волки и овцы»), глубокую психологическую драму («Бесприданница»). Пьесы Островского стали основой реалистического репертуара русского театра.

В книге «А. Н. Островский на советской сцене. Статьи о спектаклях московских театров разных лет» собраны статьи, посвященные наиболее интересным постановкам пьес Островского на московской сцене в советские годы - от «На всякого мудреца довольно простоты» в интерпретации С. М. Эйзенштейна до «Бешеных денег» в постановке Л. В. Варпаховского. Среди авторов статей - известные советские театральные критики и литераторы - Ю. Юзовский, П. Марков, В. Шкловский и другие.

Бурный расцвет в 50 - 70-е гг. переживает сатирическая драма. Особое место в развитии этого жанра занимает трилогия А. В. Сухово-Кобылина -  социально-бытовая комедия «Свадьба Кречинского», драма «Дело» и трагический фарс «Смерть Тарелкина». В ней дана мрачная, страшная картина разложения дворянства, жестокого разгула грабежа и насилия целой армии чиновников и полицейских. Тема торжества алчности, жестокости и беззакония, гибели человека и человечности объединяет эти три пьесы в единое художественное целое. И. Клейнер в своей книге «Драматургия Сухово-Кобылина» стремился изучить драматическое наследие в единстве его содержания и формы. Большое внимание уделяется анализу образной системы, сюжета, композиции и языка трилогии Сухово-Кобылина.

Мучительные идейные искания русской интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, духовная «смиренность» перед пошлостью жизни других стали основной темой творчества А. П. Чехова. Такие пьесы, как «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), ознаменовали новый этап в развитии русского сценического реализма.

В книге «Чехов-драматург: традиции и новаторство в драматургии А. П. Чехова», написанной известным литературоведом Г. П. Бердниковым, исследуется проблема традиционности и новаторской природы чеховского театра, определяется его место в истории русской реалистической драматургии.

После Октябрьской революции и последовавшего за ним установления государственного контроля над театрами возникла необходимость в новом репертуаре, отвечающем современной идеологии. Новая советская драматургия, отражавшая классовую борьбу, формировалась в течение 1920-30-х годов. В.Вишневский написал пьесу, название которой точно определяло главный жанр новой патриотической драматургии - «Оптимистическая трагедия».

В книге В. М. Мироновой «Театр Всеволода Вишневского» театр драматурга рассматривается как целостное идейно-эстетическое явление. Освещаются основные этапы биографии писателя, особое внимание уделяется анализу прижизненных постановок пьес «Первая конная», «Последний решительный» и «Оптимистическая трагедия», которая являлась вершиной его творчества.

Общий подъем театрального искусства в конце 1950-х годов повлек за собой и подъем драматургии. Появились произведения новых талантливых авторов, многие из которых определили основные пути развития драматургии ближайших десятилетий. Примерно в этот период сформировались индивидуальности трех драматургов, чьи пьесы много ставились на протяжении всего советского периода - В.Розова, А.Володина, А.Арбузова.

О крупнейшем советском драматурге XX века  Викторе Сергеевиче Розове можно узнать, прочитав книгу В. Попова «Свет Розова». С его пьесой «Вечно живые» в 1956 году родился Московский театр «Современник». Фильм «Летят журавли» по сценарию В. Розова - один из лучших в мировом кино за всю его историю. Пьесы В. Розова «Ее друзья», «В добрый час!», «В поисках радости», «В день свадьбы», «Обыкновенная история» (по И. Гончарову), «Гнездо глухаря» и другие не сходят с афиш московских, санкт-петербургских и многих других театров страны и мира более 60 лет. Автору книги удалось с помощью людей театра, критиков, членов семьи и учеников Виктора Сергеевича создать объемный и живой портрет классика отечественной драматургии, уникального семьянина и редкого по душевной красоте человека.

Главные драматургические удачи 1970-1980-х в России связаны с жанром трагикомедии. Это были пьесы Э. Радзинского, Л. Петрушевской, Л. Разумовской, А. Смирнова, А. Казанцева, С. Злотникова, Н. Коляды, В. Мережко, О. Кучкиной.

На рубеже веков в драматургию приходит поколение двадцатилетних. Их произведения, как правило, исключительно мрачные и в том, или ином виде исследуют проблему зла. Главное место в пьесах занимают изображения бесчеловечности и насилия, чаще всего не со стороны государства, а зла, укоренившегося в отношениях людей и свидетельствующего о том, как искалечены их души. Таковы «Пластилин» В. Сигарева, «Клаустрофобия» К. Костенко, «Кислород» И. Выропаева, «Паб» братьев Пресняковых. Таких мрачных пьес и в таком количестве не было даже во времена андеграунда. Это свидетельствует о разочаровании в ценностях современной цивилизации и в самом человеке. Тем не менее, методом от противного, сгущая чёрные краски, молодые авторы отстаивают идеалы человечности. 

Сборник  «Новые писатели: проза, поэзия, драматургия, критика» включает лучшие произведения, представленные на Седьмом форуме молодых писателей России. На страницах книги читатель явственно ощутит ту серьезность, те плодотворные попытки показать все оттенки и грани реальной жизни, что становятся визитной карточкой нового литературного поколения. В том числе, и пьеса Ксении Степанычевой «Частная жизнь». Герои пьесы - современные люди, живущие обычной жизнью, в которой автору удается разглядеть и показать смешное и грустное, трогательное и трагическое, нелепое и возвышенное. Пьесу отличает характерный юмор, лёгкая ирония, яркие и остроумные диалоги.

Русская драматургия на протяжении всего пути своего развития была выражением роста самосознания, духовной мощи народа. Она стала значительнейшим явлением в мировой театральной культуре и по праву заняла почетное место в мировом театре.

Более основательно изучить выставку и представленные на ней издания можно в часы работы информационно-библиографического отдела.

Телефон для справок: 77-24-72.

30 Апреля 2019  15:43    Просмотров: 1111
Поделиться: