Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры и внешних связей Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К.Крупской


г. Оренбург, ул. Советская, 20, тел. (3532) 77-06-76, orenlib@bk.ru
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
« Февраль 2018 »
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    

Главная / Новости и события / Выставки / Выставка новогодних советских открыток «Старая добрая сказка»

Выставка новогодних советских открыток «Старая добрая сказка»

Встреча Нового года - один из самых ярких праздников, который с удовольствием и размахом отмечают в нашей стране. Для советских людей это был особенный, долгожданный праздник, к которому начинали готовиться задолго до его наступления. Это было время ожидания светлой сказки, волшебства и чудес.

Характерными признаками сказочности Нового года в СССР являлись открытки. Эти теплые и душевные карточки заранее покупались на почте или в киосках «Союзпечать» для всех родственников и друзей. С каким трепетом их получали далекие адресаты - такие красочные, такие радостные, такие добрые, дарящие ощущение приближающего праздника Нового года.

Первая советская новогодняя открытка была напечатана в издательстве «Изогиз» в 1939 году. К сожалению, до широких масс она не дошла. Основным сюжетом довоенных открыток были кремлевские звезды и куранты.

Во время Великой Отечественной войны выпуск открыток «С Новым годом!» не прекратился, просто их роль изменилась: она стала средством поддержки настроения бойцов и находящихся в тылу граждан. Выпускались открытки с надписями «Новогодний привет героическим защитникам Родины!» или «С Новым годом! К новым победам!». Те, кто находился в тылу, получали открытки «Новогодний привет с фронта!» или «С новыми производственными победами! С Новым годом!».

Массовый выпуск советской поздравительной открытки был налажен в 1953 году. Огромными тиражами новогодние открытки печатали издательства «Изогиз» и «Гознак» по рисункам лучших советских художников: В. Четверикова, В. Зарубина, Л. Маниловой, Л. Похитоновой, Т. Жебелевой, Н. Коробовой, Г. Комлева, С. Русакова, И. Дергилева, Б. Круцко, Г. Костенко и др.

На нашей выставке представлена одна из первых новогодних открыток СССР начала 50-х гг. Это карточка 1954 г. художника Э. В. Стрелкова.

В годы освоения северных территорий нашей Родины на открытках появляются пингвины на льдинах с красным флагом, дети в национальной одежде северных народностей, советские полярные станции. 

Часто встречается сюжет, на котором огромная стройка: строятся многоквартирные высотки. В качестве пропаганды здорового образа жизни на открытках появляется молодежь в спортивной одежде на лыжных прогулках или отдыхающая на природе в лесу. Печатаются детские открытки со сказочными персонажами: лесными зверями, Дедом Морозом и Снегурочкой.

«Олимпийская филателия» - название одного из подразделов такой крупной области тематического коллекционирования знаков почтовой оплаты и штемпелей, как «Спорт в филателии», когда объектами являются филателистические материалы, посвящённые Олимпийским играм, их истории, олимпийской символике и ритуалам, программе игр, спортсменам-олимпийцам и их спортивным достижениям, олимпийскому движению. На олимпийскую тему формируются мотивные и тематические коллекции. Она пользуется огромной популярностью у филателистов.

VIII Зимние Олимпийские игры проводились в 1960 г. в американском городке Скво-Вэлли штата Калифорния, расположенном в горах Сьерра-Невада. Почтовое ведомство СССР анонсировало участие своей команды в турнире выпуском марок 18 февраля 1960 г.

Художником выпуска был известный московский график Роман Филиппович Житков (1907-1999) - выпускник художественно-полиграфических мастерских госиздата, ученик И. Н. Павлова и Д. Н. Кардовского, художник студии военных художников им. Грекова. Р. Житков оформил пять марок разного номинала (10, 25, 40, 60 коп. и 1 р.) изображениями спортсменов - представителей различных олимпийских видов спорта: хоккея, скоростного бега на коньках, слалома, фигурного катания и прыжков с трамплина.

Сборная СССР заняла первое место в общекомандном зачете, выиграв 21 медаль (7 золотых, 5 серебряных и 9 бронзовых), обогнав Германию и США.

На экспозиции можно познакомиться с уникальным почтовым конвертом с гашеными марками, посвященным VIII зимней Олимпиаде. 

На рубеже 1960-х и 1970-х годов на открытках появляется чудо научно-технического прогресса - телевизор, и уже с его голубого экрана в дома советских граждан приходит Дед Мороз.

Он приезжает на электропоезде или прилетает на самолете, активно участвует в общественной и производственной жизни советского народа: прокладывает БАМ, летает в космос, плавит металл, работает на ЭВМ, развозит почту, катается на карусели и пр. Руки у него постоянно заняты делом, возможно, поэтому Дед Мороз значительно реже несет мешок с подарками.

В эти годы выпускалось самое большое количество новогодних открыток с символами государственной власти: красная звезда, красный флаг, серп и молот, Московский Кремль и Спасская башня в композиции с елками или ветками.

Любимыми открытками детворы стали те, на которых изображались полюбившиеся герои мультфильмов.

Очень узнаваем творческий почерк художника-анималиста А. Исакова: пастельные тона, тонкие штрихи, выбор сюжетов. Деревья в инее, заснеженные поля и трогательные зверюшки, которые выглядят почти как живые!    

Перед Олимпиадой-80 в Москве на почтовых карточках печатаются предметы русских традиционных промыслов - хохломские подносы, фарфоровые игрушки, расписанные мастерами гжели.

В 80-е годы в моду входит фотооткрытка со сказочными сюжетами: с Дедом Морозом, лесными животными, а также еловыми ветками с игрушками, серпантином и горящими свечками.

Казалось бы, что в XXI веке с быстрым развитием научно-технического прогресса и появлением современных средств связи век бумажной почтовой открытки завершается и уходит в историю, а на смену бумажной приходит электронная открытка, но тут филокартия совершает новый виток - появляется посткроссинг, в моду входят открытки ручной работы (скрапбукинг), которые несут в себе частичку души мастера. И у человека, взявшего ее в руки, рождается ощущение праздника, детства и чуда.

Областная библиотека им. Н.К. Крупской готова подарить одному из своих читателей такое чудо - зимний мини альбом под 30 стандартных фото (10*15) ручной работы Анны Губской и объявляет селфи - конкурс! Подробности в нашей группе в контакте!

Победитель будет выбран случайным образом 27 декабря 2017 года в нашей группе в контакте.

Это интересно:

Традиция дарить поздравительные открытки на Новый год и Рождество пришла в Россию из Англии. Считается, что первая рождественская открытка появилась в Англии в 1794 году. Карточку с изображением зимнего пейзажа и семьи возле елки нарисовал художник Уильям Чарльз Добсон, а затем подарил ее своему другу. Первая серийная открытка появилась в 1840 году. По просьбе государственного чиновника сэра Генри Коула художник Джон Хорсли изобразил на ней его семью за праздничным столом. По бокам от семейства Коул живописец нарисовал две сценки милосердия, а в центре расположил надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового года!» Открытка стала настолько популярной, что с нее отпечатали около тысячи экземпляров. А спустя 20 лет начался их массовый выпуск.

Иллюстрированные карточки, вошедшие в моду за границей в конце XIX века, приобрели моментальную популярность и в России. Первые открытки привозили из-за рубежа купцы, а тексты поздравлений писали каллиграфы. Затем книжные лавки стали заказывать печать крупных партий открыток, преимущественно в Германии. Из-за расходов на доставку и нанесения надписей их продавали за немалые деньги. Активная отправка открыток началась с 1894 года, после подписания министром внутренних дел соответствующего распоряжения. Именно в это время появилась возможность пересылать открытки, выпущенные не только почтовым ведомством, но и частными издателями. Из всех государств Всемирного почтового союза только Россия не стала ограничивать простор для творчества художников общепризнанным стандартом открыток - 9 на 14 сантиметров.

«Открытки посылались и получались кипами. Посылались на соседнюю улицу, в ближайший город и дальнюю деревеньку. Новая мода на почтовые поздравления охватила всех: писали подчиненные начальникам, баре барам, прислуга господам, гимназисты друг другу, рабочие и мастеровые в деревню родителям и т. д. Открытки выбирались по своему вкусу или согласно пристрастиям адресата. Почта была крайне аккуратна: из Москвы в Петербург отправление шло два дня, из Варшавы в Москву - три дня, из Петербурга в Тифлис - три-четыре...» (Мария Чапкина. «Русская рождественская и новогодняя открытка 1898-1918»).

По одной из версий, первую рождественскую открытку нарисовал знаменитый художник Николай Каразин в 1872 году. По другой, она вышла в наборе из десяти открыток по акварельным рисункам известных петербургских художников. Комплект выпустил Петербургский попечительный комитет о сестрах Красного Креста (Община святой Евгении) в качестве благотворительной акции для нужд больницы. Первой открыткой в серии стала «Сердце сердцу весть подает», выполненная известным мастером силуэтного рисунка Елизаветой Бем. В набор также вошли: «Мальчик» Елизаветы Бем, «Церковь» Михаила Виллие, «У пристани на Неве» Эмиля Визелеля, «Голова старушки» Константина Маковского, «Запорожец» Ильи Репина, «В саду» Елены Самокиш-Судковской, «Головка» Валерия Овсянникова, «Охотник на коне» Николая Самокиша и «Головка боярышни» Сергея Соломко. Открытки, выпущенные тиражом 10 тысяч экземпляров, моментально раскупили, и тираж был издан повторно.

По старому стилю Рождество в России отмечали 25 декабря, поэтому в скором времени дарить поздравительные открытки стали и в честь новогоднего праздника. В каталогах издательств дореволюционной России перечислялось множество видов открыток: «блестящая эмаль», «глянцевые», «бромосеребряные», «плюшевые», «рельефные изящной работы», «настоящие гравюрные с золотым обрезом». Их не только выпускали типографским способом, но и расписывали фотографии вручную. Очень скоро российские открытки стали не только не уступать заграничным, но и превосходить их художественностью изображений и качеством исполнения. В дореволюционной России поздравительные открытки приравнивали к произведениям искусства, их не только вставляли в специальные альбомы, но и украшали ими интерьер.

Самыми популярными иллюстрациями открыток стали заснеженные леса и деревенские домики, золотые купола церквей и ангелы, Дед Мороз со Снегурочкой на тройках лошадей и семейные сценки.

Выпуск открыток прекратили полностью после 1917 года, потому что советская власть сочла их элементом быта буржуазного общества. Но за 45 лет обычай дарить открытки настолько прижился, что вместо них стали использовать любые другие иллюстрации.

19 Декабря 2017  11:55    Просмотров: 886