Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
  Электронный каталог   Электронная библиотека   Продление книг   Виртуальная справка   Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые посетители!

Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772

Значение слова: «Камыша́нов»

Главная / Новости и события / Выставки / Книжно-иллюстративная выставка «Дипломат. Драматург. Мыслитель» (к 225-летию со дня рождения А.С. Грибоедова)

Книжно-иллюстративная выставка «Дипломат. Драматург. Мыслитель» (к 225-летию со дня рождения А.С. Грибоедова)

Есть гении, вся творческая деятельность которых исчерпывается созданием одного великого произведения. Таковы были Данте, Сервантес, таков и Александр Грибоедов (4 [15] января 1795[1], Москва - 30 января [11 февраля] 1829, Тегеран). Автор около 30 произведений - стихов, статей, пьес. Известны его комедии - «Студент», «Молодые супруги», «Притворная неверность». При этом  мало кто помнил бы А. Грибоедова, если бы не комедия «Горе от ума», которую можно поставить в один ряд с обличительными творениями Мольера и Шеридана. Почти каждая строчка пьесы стала афоризмом. Впервые поставленная в 1831 году, она до сих пор не сходит с русской сцены.

«Его комедия, - говорил И. Гончаров, - появилась раньше Онегина, Печорина, пережила их, прошла невредимо через Гоголевский период и до сих пор живёт нетленной жизнью, переживёт и еще много эпох и всё не утратит своей жизненности».

Удивительно единодушие высказываний мемуаристов о личности писателя: они отмечали необыкновенно глубокий ум, талантливость, разносторонность дарований, независимость и душевную чистоту. Литературоведы сходятся во мнении, что о Грибоедове мы знаем чрезвычайно мало: в 1826-м личный архив уничтожен перед арестом, в 1829-м - документы русского посольства сожжены в Тегеране, драгоценная черновая тетрадь, оставшаяся у друзей, погибла в пожаре 1877 года.

Дебют Александра Грибоедова в печати относится к 1814 году, когда будущий дипломат служил в Московском гусарском полку. Отправившись туда добровольцем во время Отечественной войны 1812 года, он не успел принять участие в боевых действиях, но сделал первые опыты в изящной словесности  -  в те времена увлеченность литературой и наукой не противоречила образу лихого кавалериста и гуляки, каким Александр Сергеевич тоже был. Из Брест-Литовска, где находился его полк, он отправил в журнал «Вестник Европы» две статьи: «О кавалерийских резервах» и «Письмо из Брест-Литовского к издателю», которые были опубликованы в № 15 за 1814 год. Громкую известность Грибоедову принесла статья «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора», которая была опубликована в 1816 году в журнале «Сын Отечества».

Написанная в 1824 году комедия «Горе от ума» частично была опубликована в булгаринском театральном альманахе «Русская талия» за 1825 год. Целиком пьеса была напечатана на немецком языке в Ревеле в 1831 году. Попытки полностью напечатать текст «Горе от ума» на русском языке, предпринятые при жизни автора и в первые годы после его смерти, оказались безуспешными. В 1833 году цензура также не хотела выпустить первое русское издание комедии, напечатанное в московской типографии Августа Семена при Императорской Медико-Хирургической Академии. Судьбу пьесы решила неожиданная резолюция императора Николая I: «Печатать слово от слова, как играется, можно, для чего взять манускрипт из здешнего театра». Этим царь, по словам А.И. Герцена, попытался лишить комедию привлекательности запрещенного плода и противодействовать распространению ее в многочисленных списках. Текст пьесы в издании 1833 года сильно сокращен и значительно изменен театральной цензурой. Так появилась на свет «театральная» редакция комедии.

Впервые без цензурных купюр «Горе от ума» издали на русском языке в Лейпциге (1858) и лишь в 1862 году - в России. Полный текст с вариантами первоначальной редакции комедии был напечатан в издании И.Д. Гарусова в сборнике «Русские Библиотеки» М. Стасюлевича (1875 и 1878), а также в некоторых позднейших изданиях. Всего на период 1893 г. насчитывается около 70 изданий комедии.

В 1858 году вышла книга «Грибоедов и его сочинения» (СПб., Типография Главного Штаба Его Императорского Величества по военно-учебным заведениям). Её автор - издатель Евграф Серчевский - один из первых исследователей творчества Грибоедова.

В книгу вошли: первая полная биография драматурга; его прозаические статьи и письма, стихотворения, драматические сочинения; критические статьи о «Горе от ума», помещенные в журналах  1825-1857 гг., по указаниям известного библиографа Г. Н. Геннади. В приложениях даны: «Список изданий и переводов «Горя от ума» и обзор ролей комедии П. Н. Арапова. При книге: портрет Грибоедова, нарисованный с натуры П. А. Каратыгиным, изображение памятника, автографов, портретов артистов М. С. Щепкина (Фамусов), И. И. Сосницкого (Репетилов), П. А. Каратыгина (Загорецкий), И. В. Самарина (Чацкий) и три литографии сцен комедии. Особо ценен «Рассказ персианина о событиях, предшествовавших убиению российского посланника в Персии», проливающий некоторый свет на события 1829 г. в Персии.

Областная библиотека - обладательница этой библиографической редкости, не подлежащей вывозу за пределы Российской Федерации.  Издание Е. Серчевского «Грибоедов и его сочинения» (1858) является жемчужиной выставки «Дипломат. Драматург. Мыслитель».

В 1889 в типографии И. Н. Скороходова вышло 2-х томное полное собрание сочинений А. Грибоедова с библиографическим указателем и примечаниями под редакцией члена - корреспондента Императорской Академии Наук, профессора И. А. Шляпкина (Санкт-Петербург, издание И. П. Варгунина). В первый том вошли прозаические произведения и переписка, во второй - поэзия и перечень всех прежних изданий, а также свод литературы о Грибоедове.

Любопытно полное собрание сочинений А.С. Грибоедова под редакцией Арс. И.Введенского (издание А.Ф.Маркса, 1892) с биографическим очерком и портретом А.С.Грибоедова, гравированным на стали Ф.А.Брокгаузом в Лейпциге. Настоящий сборник дает возможность лучше узнать творчество Грибоедова, в нем представлены избранные драматические произведения автора, стихотворения, статьи, путевые заметки и личные письма писателя 1816-1828 гг. Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

В декабре 1899 г. при Отделении русского языка и словесности Императорской Академии наук был организован Разряд изящной словесности, в задачи которого входило составление Словаря русского языка и аннотированное издание произведений русских писателей. С 1909 в Отделении появляется серия «Академическая Библиотека Русских Писателей», предназначенная для широкого круга читателей. Ее целью было представление в научных и, вместе с тем, в общедоступных изданиях сочинений русских писателей-классиков. В 11 томов издания вошли следующие авторы: А.В. Кольцов (выпуск 1), М.Ю. Лермонтов (выпуск 2-6), А.С. Грибоедов (выпуски 7-9), Е.А. Боратынский (выпуск 10-11).

Первое завершенное полное собрание сочинений академического типа (трехтомное издание А. Грибоедова) вышло в свет в 1911-1917 гг. под редакцией и с примечаниями Н. К. Пиксанова. В первый том вошли все поэтические произведения Грибоедова с необходимыми комментариями, а также биография поэта. Здесь же помещено написанное для настоящего издания исследование профессора С. К. Булича «А. С. Грибоедов - музыкант». Во втором томе печатается «Горе от ума» в двух редакциях: позднейшей и ранней (так называемый Музейный автограф), текстуальные, литературные и реальные примечания к пьесе и обзор литературы о Грибоедове. Третий том включает прозаические сочинения Грибоедова и его переписку, а также избранные хронологические даты к биографии и алфавитные указатели.

За иллюстрирование «Горя от ума» на протяжении  XIX -XX  вв. брались многие художники. Так, например, издание 1862 года  было оформлено М. Башиловым, 1864 г. - Иогансоном, 1866 г. - П. Соколовым, 1897 - К. Изенбергом.

В 1913 году акционерным обществом «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг» издано «Горе от ума» с иллюстрациями Д.Н. Кардановского. Художник работал над рисунками к  произведению с 1907 по 1912 гг. Это было роскошное и изящное исполнение цветных и черно-белых рисунков, при этом основной акцент художник делал на нравственно-психологический и социальный смысл изображаемого. В данной книге фронтиспис оформлен в виде паспарту с помещенным на нем портретом молодого А.С. Грибоедова в мундире Иркутского гусарского полка, в котором он служил с 1812 по 1815 гг. Здесь облик драматурга представлен иначе, не так как мы привыкли видеть его по портрету И. Крамского. Первая иллюстрация издания изображает Чацкого, который покидает бальный зал, где уже  распространился слух о его сумасшествии. Необычно, что художник решил вставить эту кульминационную сцену комедии в самом начале действия. Интересно, что Д.Н. Кардовский отдает предпочтение изображать не конкретных персонажей произведения, а сцены с участием многих из них. В разделе «Варианты» вставлены так называемые факсимильные Музейный автограф А.С. Грибоедова (наиболее ранняя редакция пьесы) и Жандровская рукопись (А. А. Жандр, один из близких друзей драматурга) текста комедии «Горе от ума», которые разнятся между собой и с окончательной редакцией пьесы. Оба текста отражают своеобразие подлинника, что ярко показывает творческую историю создания произведения. Отдельным листом в издание вклеено факсимиле афиши первой полной постановки комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» с цензурными правками, состоявшейся 26 января 1831 г. в бенефис Я.Г. Брянского.

Фонд редких изданий областной библиотеки располагает факсимильным воспроизведением этого издания. Книга напечатана в 1985 г. и помещена в коробку с цветным изображением одной из сцен бала у П.А. Фамусова.

На выставке представлены дореволюционные работы о творчестве А.С. Грибоедова, а также экземпляры комедии «Горе от ума», изданные в советский период.

Интересный факт:

Алмаз «Шах»  - безукоризненно чистый драгоценный камень массой 88,7 карат, имеет желтовато-бурый оттенок, минимально огранён. Форма алмаза - вытянутый природный кристалл-октаэдр, напоминает скошенную ромбическую призму. Один из всемирно известных исторических драгоценных камней.

Согласно самой распространённой версии, алмаз «Шах» был подарен русскому правительству персидским принцем Хосрев-Мирзой, сыном наследника престола Аббаса-Мирзы, в качестве компенсации за убийство Александра Сергеевича Грибоедова при разгроме русского посольства в Тегеране 30 января 1829 года.

Царь Николай I заверил прибывших, что мстить за гибель послов Россия не намерена. Историки уверяют, что русский император ответил так: «Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие». Кроме того, иранцам были прощены 4 миллиона рублей серебром, которые Персия на тот момент не погасила по Туркманчайскому договору.

Факты подтверждают лишь то, что российская казна получила драгоценный алмаз, вес которого составлял «86 7/16 карат» - так было написано в документах 1898 года, описывающих драгоценности.

9 Января 2020  18:02    Просмотров: 3632
Поделиться: