Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Значение слова: «Кате́тка»

Главная / Новости и события / PROлитературу / Обзор «Глашатай русского духа»: к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова

Обзор «Глашатай русского духа»: к 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Аксакова

В октябре 2023 года исполняется 200 лет со дня рождения поэта, публициста, общественного деятеля Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886), общественные и политические взгляды которого оказывали значительное влияние на русское общество.

Обзор материалов из дореволюционных журналов, хранящихся в секторе редких книг Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской, познакомит читателей с мировоззрением, политическими и общественными идеалами Ивана Аксакова.

 

Как отмечал журналист, писатель Михаил Гребенщиков (1854 - 1888) в статье «Политические и общественные идеи И. С. Аксакова», опубликованной в журнале «Дело» в 1887 г., Иван Аксаков «не был безразличен обществу: то был человек, ярко выступавший на общем фоне, ум если не оригинальный, то последовательный и не делавший никаких уступок. <...> По призванию он был поэтом, а не публицистом. Он говорил с читателями страстно и горячо и поэтому многих увлекал своими идеями».

И. С. Аксаковым было опубликовано более сотни статей. С 1861 г. он считался ведущим славянофильским публицистом, занимал должность редактора газет «День» и «Москва». В 1872-1874 гг. Иван Сергеевич являлся председателем Общества любителей российской словесности, а в 1875-1878 гг. - председателем Московского славянского комитета.

В фонде сектора редких книг хранится одно прижизненное издание, связанное с именем Аксакова. Это изданный в 1861 г. первый том «Полного собрания сочинений А. С. Хомякова». Его редактором также являлся Иван Сергеевич.

Иван Аксаков был искренним человеком, который горячо любил свою Родину. По меткой характеристике литературоведа, этнографа Александра Пыпина (1833-1904), он был «человеком чувства» (любви к Родине), которое не мог и не хотел скрывать. Иван Сергеевич часто не слушал ни своего рассудка, ни уроков истории, и поэтому его представления о русской истории не выдерживают строгой научной критики. Став известным публицистом, Аксаков остался поэтом.

В статье «Накануне реформ. И. С. Аксаков в его письмах. Часть I. Том III. 1851 - 1860 годы», опубликованной в журнале «Вестник Европы» в 1893 г., А. Н. Пыпин отмечает, что И. С. Аксаков «чувствовал справедливость, и это чувство помешало ему понимать действительность». Превосходство славянства являлось для него фактом совершенно доказанным. Поэтому он не делал никаких особых разысканий ни в догматической, ни в исторической стороне этой теории, а лишь находил в истории подтверждения фактов славянской жизни и русско-славянских отношений. Вся его проповедь славянофильства является голословной.

Основное положение славянофильской концепции Ивана Аксакова, которое высказывается им почти в каждой статье, состоит в противопоставлении «мира славянского» Западу, якобы ненавидящему нас чисто инстинктивно, в силу антагонизма, происходящего между противоположными просветительскими духовными началами - славянским и романо-германским. При этом его теория во многом соотносится с размышлениями немецкого философа Иоганна Готлиба Фихте (1762 - 1814) с заменой «германского» народа на «славянский». В «Речах к немецкому народу» (1807 - 1808) тот призывал к моральному возрождению немецкой нации и объявлял, что «абсолютная идея цивилизации воплотилась в германском народе, что цивилизация этого народа есть последнее слово саморазвивающегося духа».

Иван Аксаков признавал всякое преклонение перед духовными началами Запада изменой славянскому началу и, как его воплощению, русской народности.

В статье «Политические и общественные идеи И. С. Аксакова» М. Гребенщиков отмечал, что, по мнению Ивана Сергеевича, «от славян, желающих остаться славянами», требовалось бесповоротно отречься от латинского мира: «Если славяне хотят оставаться славянами, и не только остаться славянами, но и [освободить] свою славянскую душу из цепей духовного плена, сковывающих их с судьбами латинского мира, то... должны отречься от Рима и всех дел его, всенародно и гласно, без сделок и изворотов». Россию и всех славян Балканского полуострова Иван Сергеевич называл «целым особым миром - миром православно-славянским».

Именно православие было для Аксакова тем бытовым началом, которое «подобно воздуху проникает собой всю жизнь русского народа, которое даёт характер и направление его историческим судьбам и всем отправлениям его жизни, как духовной, так и государственной». При этом борьбу с католицизмом Иван Сергеевич предлагал проводить не юридическими и насильственными методами (например, запрещением изучения латинского языка), а через русское духовенство, «вне всякого участия и содействия государственной власти».

При этом Аксаков полностью отказался от старой славянофильской идеи «гибели гнилого Запада», считая её абсурдной. В конце 1870-х годов он с горечью писал о «помолодевшей и воспарявшей духом Пруссии» и называл Австрию «самоуверенной и полноправной хозяйкой Балканского полуострова».

В 1877 г. И. С. Аксаков написал политику, экономисту, идеологу чешского национального возрождения Франтишеку письмо, где призывал его «стать, быть и жить самими собой, славянами <...>, действовать в истории как славяне; служить не культуре и цивилизации <...>, [а служить] просвещению общечеловеческому, истине и высшей правде своей правдой...». При этом он верил, что славянский вопрос есть внутренний русский вопрос, в разрешении которого заключается неотразимое призвание России «как православной и славянской державы».

В речи, произнесённой в 1878 г. по поводу итогов Берлинского конгресса, опубликованной в журнале «Русский вестник» в 1902 году, И. С. Аксаков призывал власти проводить такую внешнюю политику, чтобы она была не только «русской национальной, но и славянской». Главную задачу для всего славянского мира он видел в том, чтобы «Россия поняла себя как его средоточие и познала своё славянское призвание». Следовательно, славянство в понимании Ивана Аксакова существует «не само по себе», а только лишь как элемент «для русского народа <...>, оно дорого и необходимо, поскольку необходимо для русских интересов».

Историческое призвание для России Аксаков видел в том, чтобы освободить славянские народы из-под материального и духовного гнёта, даровать им самостоятельность «под сенью могущественных крыльев русского орла», то есть под верховенством России. Увлекаясь такими теоретическими построениями, он забывал о действительности и о многовековой истории славянских народов. В этом отношении, по мнению Михаила Гребенщикова, Иван Сергеевич Аксаков был в большей степени русским националистом, а не славянофилом, который ратовал за то, чтобы «славяне в области своего духовного бытия черпали исключительно из одного источника - русского».

Являясь одним из лидеров славянофильского движения, Иван Аксаков считал всю Западную Европу «солидарной без различий вероисповедания» и часто приводил в пример Чехию, которую европейская культура «окатоличила» и «онемечила». Поэтому, по его мнению, славяне должны иметь общеславянский язык, а именно русский. Он писал, что «славянские народности исчезнут, если останутся разобщёнными, если не будут иметь общего языка, если не возьмут за язык русский». Это, конечно же, было абсолютно невыполнимо.

Другим постулатом славянофильской теории Аксакова являлся русский народ, вне которого «нет ничего реального, жизненного». Опубликованные в 1893 г. А. Н. Пыпиным в журнале «Вестник Европы» отрывки из писем Ивана Аксакова показывают, что по его убеждению, «всякая мысль благая, всякое учреждение, не связавшееся корнями с исторической почвой народной или не выросшее из неё органически, не даст плода и обращается в ветошь». Он считал, что интеллигенция совершенно отчуждена от народной стихии, игнорирует народ и его жизнь: народ ... не принимает участие в философских спорах. При этом сам Иван Сергеевич, являвшийся выходцем из помещичьей среды, был далёк от народа. Народ у него - это идеал, созданный фантазией поэта, и поэтому всё, что не соответствовало его взглядам, не могло быть истинно русским и было ложью.

Например, в статье «Народный отпор иностранным учреждениям», опубликованной в газете «День» в ноябре 1861 г., И. С. Аксаков задавался вопросом: «Отчего так безобразна Русь?» В просторечной форме устами народа он отвечал: «Оттого я так безобразна, что набелили вы, нарумянили мою красу самородную, что связали вы по рукам и по ногам мою волю-волюшку, что стянули вы могучие плечи в немецкий тесный кафтан». По его мнению, истинно народным являлся только крестьянский обычай, из которого власти должны черпать материалы.

Царскую власть Иван Аксаков считал прирождённой и исключительно славянской, которой Россия должна гордиться перед остальными народами: она есть «живой символ русского народного единства, государственного величия и силы». В статье, опубликованной в журнале «Нева» в 1910 г., И. И. Балаклеев отмечает, что концепция истории И. С. Аксакова подразумевала мистическое единство мысли и духа земства (Земского Собора 1613 г.), по таинственному наитию учредившего «свободную, то есть самодержавную власть». Впоследствии земство было заменено петровским бюрократизмом, но оно живёт где-то в народе. Выразителем этого земства является Москва, которая не живёт одной жизнью с Петербургом. В целях утверждения величия государства поэт и публицист призывал обратиться к «русскому духу» и «народной самобытности», в которых необходимо искать идеалы для русской земли.

Использованная литература:

1. Балаклеев, И. И. Иван Сергеевич Аксаков: опыт характеристики // И. И. Балаклеев / Нева. - 1910. - № 2. - С. 1154 - 1183;

2. Гребенщиков, М. Г. Политические и общественные идеи И. С. Аксакова // М. Г. Гребенщиков / Дело. - 1887. - № 2. - С. 43 - 72;

3. Евреинова, А. Памяти И. С. Аксакова // А. Евреинова / Северный вестник. - 1886. - № 2. - С. I - IV;

4. Иван Сергеевич Аксаков: некролог // Новь. - 1886. - № 7. - С. 387 - 388;

5. К биографии И. С. Аксакова // Исторический вестник. - 1886. - № 9. - С. 569 - 575;

6. Пыпин, А. Н. (А. В.) Накануне реформ. И. С. Аксаков в его письмах. Часть I. Том III. 1851 - 1860 годы // А. В. Пыпин / Вестник Европы. - 1893. - № 5. - С. 291 - 342;

7. Речь И. С. Аксакова: [по поводу вестей с Берлинского конгресса 1878 г.] // Русский вестник. - 1902. - № 8. - С. 477 - 488;

8. Хомяков, А. С. Полное собрание сочинений / А. С. Хомяков. - Москва: Типография П. Бахметева. - Т. 1: Собрание отдельных статей и заметок разнородного содержания / под ред. И. С. Аксакова. - 1861. - 721 с.

6 Октября 2023  09:24    Просмотров: 1845
Поделиться: