Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
  Электронный каталог   Электронная библиотека   Продление книг   Виртуальная справка   Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые посетители!

Просим вас оценить работу нашей организации.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://forms.mkrf.ru/e/2579/xTPLeBU7/?ap_orgcode=225813


Значение слова: «Забуга́ить»

Главная / Новости и события / PROлитературу / Цикл обзоров «Один в один». «Борис Годунов»

Цикл обзоров «Один в один». «Борис Годунов»

Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской продолжает цикл обзоров «Один в один», посвящённых литературным произведениям и их экранизациям.

В честь дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, который отмечается 6 июня, мы рады представить вашему вниманию выдающееся произведение - написанную 200 лет назад драму «Борис Годунов». В ней автор мастерски сочетает исторический сюжет с глубоким психологизмом и философскими размышлениями о власти, судьбе и ответственности.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) - русский поэт, прозаик, драматург и литературный критик, чьи произведения стали бессмертной классикой мировой литературы. Родился 6 июня 1799 года в дворянской семье, где с детства был окружён литературой и искусством. Пушкин рос в атмосфере, благоприятствовавшей развитию творческих способностей: его отец был ценителем литературы и владел большой библиотекой, а дядя был поэтом. Такое окружение способствовало формированию у мальчика глубокого интереса к литературе и языку.

Александр Сергеевич Пушкин

Пушкин известен своим уникальным стилем - лаконичным, ёмким и выразительным. Его произведения написаны так, что каждое слово несёт в себе глубокий смысл и поэтичность. Он не стремился к излишним объяснениям, предпочитая доверять внимательному читателю, способному самостоятельно проникнуть в суть стихотворения, понять образы и уловить тонкие намёки.

Александр Сергеевич Пушкин - не только национальное достояние России, но и поэт международного уровня, оказавший огромное влияние на развитие мировой литературы. Его сказки, поэмы, драмы и проза остаются любимыми читателями всех поколений.

 

История создания романа

Борис, Борис! всё пред тобой трепещет,

Никто тебе не смеет и напомнить

О жребии несчастного младенца, -

А между тем отшельник в тёмной келье

Здесь на тебя донос ужасный пишет:

И не уйдёшь ты от суда мирского,

Как не уйдёшь от божьего суда.

1825

Александр Сергеевич Пушкин начал работу над трагедией в декабре 1824 года, находясь в ссылке в селе Михайловском. Первоначальное название произведения было «Комедия о царе Борисе и Гришке Отрепьеве». Позже Пушкин изменил название на «Борис Годунов» в честь главного героя трагедии.

Обложка к книге «Борис Годунов»

Идея создания драмы возникла после того, как Пушкин прочитал «Историю государства Российского» Николая Карамзина, особенно тома, посвящённые царствованию Фёдора Ивановича, Бориса Годунова и Лжедмитрия I. Писатель стремился создать произведение с достоверными историческими событиями и героями, привнося своё видение истории, в которой главную роль играют народные массы, а не только правители и цари.

Пушкин связывал принятие крепостного права в России с эпохой Бориса Годунова и считал, что именно эти изменения вызвали народные волнения и восстания, которые привели к свержению династии Годуновых и восхождению на престол самозванца.

Работа над трагедией велась с перерывами, параллельно с написанием «Евгения Онегина». К концу 1825 года Пушкин завершил драму, но из-за её политической тематики и общественных проблем император Николай I запретил публикацию и постановку пьесы в первоначальном виде. Были разрешены к печати лишь отдельные «безобидные» отрывки, а постановка на сцене при жизни Пушкина не состоялась.

Сценическая жизнь драмы началась только спустя 45 лет после смерти автора, 17 сентября 1870 года на сцене Мариинского театра. Премьера была осуществлена силами актёров Александринского театра под руководством Александра Яблочкина.

Постановка драмы «Борис Годунов», 1870


Экранизации книги

В истории российского кинематографа полнометражные экранизации пьес Александра Пушкина были редкостью. Три из них были связаны с трагедией «Борис Годунов».

Первая - фильм-опера «Борис Годунов» 1954 года режиссёра Веры Строевой. Это художественный фильм, основанный на одноимённой трагедии Александра Пушкина и музыкальной драме Модеста Мусоргского.

Кадр из фильма-оперы «Борис Годунов», 1954

Фильм-опера «Борис Годунов» отражает исторический период правления царя Бориса Годунова, показывая его взлёты и падения, а также начало Смутного времени в России. Режиссёр Вера Строева в соавторстве со сценаристом Николаем Головановым сумели передать сложность и многослойность оперы Мусоргского, используя кинематографические средства для усиления драматизма. Исполнение артистов Государственного академического Большого театра СССР придаёт фильму эмоциональную насыщенность и глубину, оживляя образы героев и усиливая драматический эффект.

Фильм-опера не только переносит на экран музыкальное произведение, но и позволяет зрителю пережить исторические события через призму музыкального искусства и театрального мастерства.

Вторая значимая полномасштабная экранизация трагедии «Борис Годунов» была создана в 1986 году режиссёром Сергеем Фёдоровичем Бондарчуком. Этот советско-чехословацко-польско-западногерманский художественный фильм стал последним фильмом Бондарчука, вышедшим при его жизни.

Съёмки проходили в Москве на исторических локациях, включая Троице-Сергиеву лавру, Васильевский спуск и Новодевичий монастырь.

Фильм представляет собой масштабную и торжественную постановку, близкую к оперной форме, с акцентом на историческую эпопею и внутреннюю драму Бориса Годунова как личности и правителя. Бондарчук показывает Бориса как сложного, тревожного царя, чья совесть и страхи разрушают его изнутри. Фильм наполнен мрачной энергетикой и предчувствием грядущих смутных времён для России. При этом режиссёр использует масштабные натурные съёмки и тщательно проработанные костюмы, создавая атмосферу эпохи на рубеже XVI-XVII веков. Главную роль Бориса Годунова исполнил сам Сергей Бондарчук. В этой версии Борис - центральная фигура, вокруг которой разворачивается трагедия власти и судьбы государства.

Картина была выдвинута на Каннский кинофестиваль, что подчёркивает её значимость и высокую оценку в мировом кинематографе.

Кадр из фильма «Борис Годунов», 1986

Фильм «Борис Годунов» режиссёра Владимира Мирзоева, вышедший в 2011 году, представляет собой третью экранизацию пушкинской трагедии, в которой действие перенесено из XVI века в современность. Этот постмодернистский приём позволяет показать актуальность и вечные закономерности российской истории, подчёркивая, что проблемы власти и народа остаются неизменными независимо от эпохи.

Кадр из фильма «Борис Годунов», 2011

В фильме герои произносят пушкинские стихи, сохраняя пафос и силу оригинального текста, но при этом носят современные костюмы, пользуются мобильными телефонами и слушают современную музыку, что создаёт контраст и усиливает звучание классики на фоне современных атрибутов - лимузинов, компьютеров, бассейнов. Так, сцены политических интриг разворачиваются в современных офисах и особняках, а народ обсуждает события у телевизоров, что подчёркивает связь исторических событий с современной политической жизнью России.

Критики высоко оценили фильм за удачное сочетание классики и современности, а также за сильные актёрские работы. Особенно выделяют Максима Суханова в роли Бориса Годунова и Андрея Мерзликина в роли Григория Отрепьева. Фильм получил номинации на премию «Ника» за лучшую мужскую роль и лучшую роль второго плана.

Три разные экранизации трагедии Александра Пушкина «Борис Годунов» отражают не только разные эпохи, но и различные художественные и идеологические подходы к осмыслению произведения. Каждая версия приобретает свой уникальный смысл, обусловленный временем создания, культурным контекстом и авторским видением.

Желаем всем приятного прочтения и просмотра!

4 Июня 2025  14:36    Просмотров: 1020
Поделиться: