Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
Независимая оценка качества оказания услуг Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772 |
Главная / Виртуальные выставки / Прижизненные публикации Анны Ахматовой на страницах отечественных журналов 1911 –1917 гг.Прижизненные публикации Анны Ахматовой на страницах отечественных журналов 1911 –1917 гг.В июне 2024 года исполняется 135 лет со дня рождения Анны Ахматовой – одной из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Её творчество многогранно – от коротких лирических стихотворений до замысловато структурированных циклов, таких как «Реквием». Анна Андреевна Горенко (1889–1966) родилась в дачной местности Большой Фонтан под Одессой в семье потомственного дворянина, отставного инженера-механика флота Андрея Горенко и Инны Эразмовны Стоговой, принадлежавшей к творческой одесской элите. Вскоре семья переехала – сначала в город Павловск под Петербургом, а затем в Царское Село. Анна училась в Царскосельской женской гимназии «сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно». Своё первое стихотворение Анна написала в одиннадцать лет. Отец не разделял литературных увлечений дочери, считая, это может опозорить семью. Поэтому в конце 1900-х годов поэтесса взяла себе творческий псевдоним Ахматова – в честь Прасковьи Федосеевны Ахматовой, прабабушки по материнской линии, принадлежавшей к старинному дворянскому роду из давно обрусевших служилых татар. Впоследствии Анна Андреевна любила рассказывать легенду о своём происхождении от Ахмата – потомка Чингисхана, последнего хана Золотой Орды. Однако никаких достоверных данных о подобном родстве не имеется. Весной 1906 года Анна вместе с тётушкой переехала в Киев, где поступила в Фундуклеевскую женскую гимназию, а после её окончания – на юридическое отделение Киевских Высших женских курсов. Несмотря на переезд, девушка продолжила переписку с Николаем Гумилёвым, который ухаживал за ней в Царском Селе. В 1907 году во втором номере журнала «Сириус» благодаря его протекции как одного из основателей журнала было опубликовано стихотворение Ахматовой «На руке его много блестящих колец…». В апреле 1910 года Анна Горенко и Николай Гумилёв обвенчались в селе Никольская Слободка под Киевом, после чего выехали в Петербург. Через два года они вместе с Сергеем Городецким и Осипом Мандельштамом основали группу акмеистов, выросшую из «Цеха поэтов». Течение акмеизма провозглашало материальность, культ конкретности, «вещественность» литературных образов. В 1912 году в издании «Цеха поэтов» вышел первый сборник стихотворений Ахматовой «Вечер». В очерке «По поводу стихов Анны Ахматовой», опубликованном в мае 1912-го в журнале «Аполлон», литературный критик и теоретик стихосложения Валериан Чудовский отмечал: «…мечта питает поэзию Анны Ахматовой. Глубоко грустная мечта, часто романтическая по содержанию. <…> Мечта её, впрочем, не всегда печальна. Она имеет оба устремления, вверх и вниз, но как трагически неравны они! Каким хрупким, неуловимым, призрачным счастьем хочет она уравновесить свою печаль, тоже призрачную, тоже невесомую, но такую большую, большую. <…> Мечта Анны Ахматовой подобна цветку, который устремляет беспомощно к солнцу ломкий и трепетный стебелёк, в то время как под землёй бесчисленные корни упорно ищут мрака. <…> Давно замечено, давно показано, что есть такое состояние души, наступающее после сильных потрясений, горя, утраты, когда сознание как бы раздваивается: горе, уже не требующее мысли, не требующее определения, продолжает ровно звучать; и вместе с тем воспринимается множество случайных подробностей обстановки, и нет как будто мелочи столь мелкой, чтобы остаться незамеченной. И много времени спустя утрата вспоминается именно в сопровождении какого-нибудь пустяка <…>. Вот это состояние души, вообще исключительное, является обычным для Анны Ахматовой. И потому стихи её так остро жалят…» . Весной 1914 года вышел второй сборник стихотворений поэтессы – «Чётки». В рецензии на него, опубликованной в журнале «Северные записки», отмечалось, что «…поэтический талант у Ахматовой несомненно редкий. Её глубокая искренность и правдивость, изысканность образов, вкрадчивая убедительность ритмов и певучая звучность стиха ставят её на одно из первых мест в „интимной“ поэзии. Почти избегая словообразования, в наше время так часто неудачного, Ахматова умеет говорить так, что давно знакомые слова звучат ново и остро» . С началом Первой мировой войны Николай Гумилёв записался добровольцем в армию. Анна проводила много времени в имении Гумилёвых Слепнёво в Тверской губернии. Здесь она написала большую часть стихотворений, вошедших затем в сборник «Белая стая» (1917). Весной 1918 года в Петрограде Ахматова попросила у Николая Гумилёва развод. Согласно материалам, собранным прозаиком и журналистом Павлом Лукницким, «[Гумилёв] страшно побледнел и сказал: "Пожалуйста..." Не просил ни остаться, ничего не спрашивал даже. Спросил только: "Ты выйдешь замуж? Ты любишь?" [Ахматова] ответила: "Да". – "Кто же он?" – "Шилейко". Николай Степанович не поверил: "Не может быть! Ты скрываешь, я не верю, что это Шилейко"» . Замуж за востоковеда, поэта, специалиста по Древнему Египту Владимира Шилейко поэтесса вышла после официального развода, состоявшегося в августе 1918 года. В апреле 1921-го увидел свет сборник её стихов «Подорожник», а в октябре, после ареста и расстрела Гумилёва, – книга «Anno Domini MCMXXI» (что в переводе с латинского значит «В лето господне 1921-го»). Летом того же 1921-го Анна Андреевна развелась с Шилейко. С этих пор в официальных документах она стала значиться под фамилией Ахматова (ранее всегда писались фамилии её мужей). В 1930-е годы были арестованы Николай Пунин, с которым Ахматова жила с 1922 года, а также сын поэтессы Лев Гумилёв (в 1938 году его приговорили к пяти годам исправительно-трудовых лагерей). Со временем произведения писательницы стали подвергаться цензурной критике. С 1925 по 1939 год и с 1946 по 1955 год поэзия Ахматовой совершенно не печаталась, кроме стихотворений из цикла «Слава миру!» (1950). Несмотря на это, в 1939 году Анну Андреевну приняли в Союз советских писателей. Перед Великой Отечественной войной вышел шестой сборник стихотворений поэтессы – «Из шести книг». В 1946 году в отношении журналов «Звезда» и «Ленинград», предоставлявших литературную трибуну «безыдейным, идеологически вредным произведениям», было вынесено специальное Постановление оргбюро ЦК ВКП (б). Оно касалось Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Обоих исключили из Союза писателей. В отношении Ахматовой указывалось, что она «является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, „искусстве для искусства“, не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе» . Однако в 1951 году по предложению писателя Александра Фадеева (с 1946 по 1954 год – генеральный секретарь и председатель правления Союза писателей СССР) поэтессу в Союзе писателей восстановили. А в 1960-е годы Анна Ахматова обрела широкое признание. Она была номинирована на Нобелевскую премию по литературе, получила международную литературную поэтическую премию «Этна-Таормина» в Италии, Оксфордский университет присвоил ей степень почётного доктора литературы. Ахматовское литературное наследие включает восемь сборников стихотворений и четыре поэмы. Оренбургская областная библиотека им. Н. К. Крупской предлагает знакомство с публикациями поэтессы в отечественных журналах 1911-1917 гг., хранящимися в фонде сектора редких книг. «Аполлон»: иллюстрированный журнал по вопросам изобразительного искусства, музыки, театра и литературыАхматова, А. Я пришла тебя сменить, сестра … / А. Ахматова // Аполлон. – 1913. – № 3. – С. 35. Ахматова, А. CABARET ARTISTIQUE / А. Ахматова // Аполлон. – 1913. – № 3. – С. 36. Ахматова, А. Утешение / А. Ахматова // Аполлон. – 1914. – № 6–7. – С. 10. Ахматова, А. У самого моря / А. Ахматова // Аполлон. – 1915. – № 3. – С. 25–32.
«Заветы»: литературно-политический журналАхматова, А. Я видел поле после града… / А. Ахматова // Заветы. – 1913. – № 5 Ахматова, А. Ты письмо моё, мальчик, не комкай… / А. Ахматова // Заветы. – 1913. – № 6.
«Нива»: ежемесячные литературные и популярно-научные приложенияАхматова, А. Ничего не скажу, ничего не открою…/ А. Ахматова // Нива. – 1913. – № 7. – С. 371–372.
«Новая жизнь»: литературно-художественный журналАхматова, А. Цветов и неживых вещей… / А. Ахматова // Новая жизнь. – 1914. – № 2. – С. 3
«Русская мысль»: научный, литературный и политический журналАхматова, А. Муж хлестал меня узорчатым… / А. Ахматова // Русская мысль. – 1911. – № 12. – С. 216.
«Северные записки»: литературный ежемесячникАхматова, А. Дама в лиловом / А. Ахматова // Северные записки. – 1914. – № 6. – С. 33. Ахматова, А. Бесшумно ходили по дому… / А. Ахматова // Северные записки. – 1914. – № 12. – С. 82.
|