Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
Независимая оценка качества оказания услуг Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772 |
Главная / Новости и события / PROлитературу / Цикл обзоров «Один в один».«Великий Гэтсби»Цикл обзоров «Один в один».«Великий Гэтсби»Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской продолжает цикл обзоров «Один в один», посвященных одному литературному произведению и его экранизации. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию роман «Великий Гэтсби» американского писателя Френсиса Скотта Фицджеральда и фильм режиссера База Лурмана по этой книге. «Эпоха джаза» вдохновила американского прозаика Фрэнсиса Скотта Фицджеральда написать свой самый знаменитый роман, который вышел в 1925 году в Париже, где писатель проживал во время своего путешествия по Европе. После опубликования роман пользовался умеренной популярностью, а в 1950-е пережил второе рождение, мало того - в конце 1990-х в рейтинге ста лучших романов столетия (написанных на английском языке) на втором месте оказался именно «Великий Гэтсби». Ориентируясь на «Братьев Карамазовых», Фицджеральд решил превратить историю о бытовом преступлении в глубокое философское полотно о трагедии современной жизни. «Великий Гэтсби» - один из первых в XX веке опытов исследования мифа об «американской мечте», которая трансформируется в «американскую трагедию».
Фицджеральд писал о том, что близко его окружало. Фрэнсис Скотт Фицджеральд родился в 1896 году в любящей и обеспеченной семье ирландских эмигрантов в штате Миннесота, где провел все детство и юность. Несмотря на то, что книга «Великий Гэтсби» не является автобиографической, к моменту создания романа он знал, что такое родиться богатым, как и его герои, он отслужил в армии, и, как Гэтсби, добившись успеха, устраивал множество шикарных вечеринок в своем особняке. Вместе с женой Зельдой он вел веселую богемную жизнь с сумасшедшими выходками и гулянками, что не прошло даром. Писатель умер в 1940-м году от сердечного приступа - ему было всего 44 года, но к этому моменту вся его жизнь, начинавшаяся как сказочный сон, разрушилась, и сам Фицджеральд сравнивал себя с «разбитой тарелкой».
Действие романа происходит в Нью-Йорке в двадцатые годы XX века на Лонг-Айленде. Вслед за хаосом Первой мировой войны американское общество вступило в беспрецедентную полосу процветания. В то же время «сухой закон» сделал многих подпольных торговцев спиртным миллионерами и дал значительный толчок развитию организованной преступности. Обрисуем кратко сюжет. Джей Гэтсби - типичный американский мечтатель, поставивший своей целью обрести в жизни богатство и славу. Другой мечтой его жизни стала богатая аристократка Дэзи. Внушив себе любовь к «прекрасной даме», он посвящает свою жизнь обретению сердца Дэзи. Он превращается в преуспевающего дельца с якобы оксфордским образованием и приезжает в Нью-Йорк. Там его неуемное поклонение богатству быстро приносит успех, воплощением которого становится помпезная вилла-дворец и грандиозные пиршества, устраиваемые Гэтсби для местных знаменитостей. Знакомые распускают о нем сплетни: будто бы он племянник Гинденбурга, немецкий шпион, а то и беглый убийца.
Никто не подозревает, что широкие жесты эксцентричного богача преследуют единственную цель - привлечь внимание Дэзи. В конце концов герой добивается своего и завладевает Дэзи точно так же, как он приобрел роскошную виллу на побережье, элегантный автомобиль и модный гардероб. Финал стремительного взлета героя к богатству, славе и счастью нелепо-трагичен: его по ошибке убивает ревнивый муж чужой любовницы. Трагедия жизни Гэтсби и смысл «американской трагедии», по Фицджералду, состоит в том, что герой оказался во власти иллюзий, крах которых был неминуем. Он был совершенно чужд тому классу, к которому с юности мечтал приобщиться. Герой не просто обречен на одиночество, он обречен на гибель и его «величие» оказывается фальшивым. Гэтсби - своего рода «герой нашего времени», герой так называемого «века джаза» - веселой, но недолгой поры послевоенного процветания. Антиподом Джея Гэтсби в романе выступает чета Бьюкененов, прежде всего Том - богатый аристократ, выпускник престижного Йельского университета, циничный и расчетливый «новый американец» XX века, начисто лишенный наивного идеализма Гэтсби. Именно он - хозяин новой культуры, где нет места «старомодному» романтизму Гэтсби.
Повествование ведется от лица Ника Каррауэя, который становится свидетелем и хроникером жизненной трагедии Джея Гэтсби. Ник усваивает урок, который не суждено было постичь Гэтсби: он познает пустоту существования господствующего класса и тщету иллюзий Гэтсби, а вместе с тем и собственного такого же, как у Гэтсби, юношеского идеализма и веры в «американскую мечту». Апофеозом становится знаменитый монолог Ника Каррауэя в финале книги: «Так мы и пытаемся плыть вперед, борясь с течением, а оно все сносит и сносит наши суденышки обратно в прошлое...».
Роман был не единожды экранизирован: в 1926 году (черно-белый немой фильм), в 1949 году (режиссер Эллиотт Наджент), в 1974 году (фильм Фрэнсиса Копполы с Робертом Редфордом и Миа Фэрроу в главных ролях), в 2000 году (британо-американский телефильм). Но мы представим экранизацию 2013 года.
Нью-Йорк, 1920-е годы. Жизнь стремительно, почти молниеносно меняется. Темп города ускоряется. Дома строятся все выше, а люди становятся более раскрепощенными. Проводятся классные вечеринки, алкоголь льется рекой. Это расцвет большого веселья! В этом мире должен быть новый герой. Им становится красивый и богатый мистер Джей Гэтсби - возмутитель спокойствия и покоритель сердец. «Великий Гэтсби» - это ярчайшая, стильная, завораживающая драма, созданная режиссером Базом Лурманом, знакомым нам по картинам «МуленРуж», «Австралия», «Танцы без правил». Многие зрители с нетерпением ожидали выхода на экраны фильма «Великий Гэтсби» с Леонардо ДиКаприо, Тоби Магуаером, Кэри Маллиган в главных ролях.
Сам Лурман рассказывал: «Я только что закончил работу над «Мулен Руж» и отправился в отпуск. Меня посетила сумасшедшая идея проехаться из Пекина на север России и уже потом в Париж». Проезжая по заснеженной российской глубинке, Лурман слушал аудиокниги. Одной из них был «Великий Гэтсби». Так на сибирских просторах под стук колес родился фильм открытия 66-го Каннского кинофестиваля. Также фильм заслуженно получил «Оскар» в номинациях «Лучший дизайн костюмов», «Лучшая работа художника-постановщика». Фильм получился ярким, красочным, насыщенным, блестящим и безумно красивым. Вся та эпоха, представленная режиссером Базом Лурманом, поглощает и захватывает, ты погружаешься в этот мир, который выглядит слишком идеально, чтобы быть реальностью. Все настолько шикарно: наряды, особняки, машины и даже люди, что, волей неволей, хочется оказаться среди них и почувствовать все это на себе. Музыка, использовавшаяся для фильма, оригинальна, все саундтреки интерпретированны под джазовые и в целом подходят под стиль ретро. Отдельно хочется сказать об игре Леонардо ДиКаприо. Точнее кандидатуру Джея Гэтсби подобрать просто невозможно. Его харизма подкупает, искренняя добрая улыбка притягивает взгляд и влюбляет в него поголовно всех окружающих. Очень интересно и радостно наблюдать как из пылкого симпатичного юноши из незабвенного «Титаника» ДиКаприо превращается в талантливого серьезного драматического актера.
Однако, настоящая проблема «Великого Гэтсби» в том, что фильм вовсе не вызывает таких же чувств, что вызывала книга. В нём отсутствует источник энергии, питавший книгу. Задачей Лурмана было показать общество, красивое внешне, но прогнившее изнутри, однако такого впечатления фильм не производит. Большей частью Нью-Йорк двадцатых годов показан с изрядной долей романтизма, сияющий безупречной красотой и лоском.
В концовке доходит до того, что кино озвучивает точку зрения, прямо противоположную той, что звучала в книге. В фильме и близко нет той горечи, которую обрушил Фицджеральд на своих читателей. Увлекшись внешней красотой своего детища, режиссер и не заметил, что его история несколько противоречит всей этой красоте. И если роман Фицджеральда - горькая, очень горькая конфетка, то фильм Лурмана - лишь обертка из-под неё.
Источники:
В этом разделе31 Октября 2024 Осторожно! Книги... разбивающие сердце29 Октября 2024 Пародии оренбургского автора – на страницах журнала «Чаян»25 Октября 2024 Подкаст «Специализированный фонд областной библиотеки»: Татьяна Устинова «Ковчег Марка» (16+)24 Октября 2024 Букридер. Выпуск 34. Саморазвитие через книги |