Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
  Электронный каталог   Электронная библиотека   Продление книг   Виртуальная справка   Электронная доставка документов

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые посетители!

Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772

Значение слова: «Баши́рница»

Главная / Виртуальные выставки / Журнальные публикации Сергея Городецкого

Журнальные публикации Сергея Городецкого

В январе 2024 года исполняется 140 лет со дня рождения Сергея Митрофановича Городецкого (1884-1967) - русского поэта, прозаика, драматурга, переводчика и художника, одного из организаторов «Цеха поэтов» (кружка акмеистов).

Оренбургская областная библиотека им. Н. К. Крупской предлагает знакомство с прижизненными журнальными публикациями Городецкого, хранящимися в фонде сектора редких книг.

Будущий литератор родился в Санкт-Петербурге в семье земского деятеля, работника Министерства внутренних дел, действительного статского советника, писателя-этнографа. Митрофан Иванович Городецкий был ценителем искусства, занимался живописью и археологией. Мать поэта, Екатерина Николаевна, увлекалась литературой, была знакома с Иваном Тургеневым и с малых лет обучала своих детей иностранным языкам и истории искусства.

В 1902 году Сергей Городецкий поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Здесь он числился студентом более десяти лет, но так и не получил диплом. Зато подружился с поэтами Александром Блоком и Владимиром Пястом. В 1907 году Городецкий опубликовал свою первую книгу стихов - «Ярь». Она получила восторженные отзывы от Максимилиана Волошина, Корнея Чуковского и Валерия Брюсова.

В своём стихотворном сборнике Сергей Митрофанович ярко воссоздал полуреальный, многоцветный облик Древней Руси с её мифологическими образами, в которых переплелись отголоски старины, языческие верования и старинные обряды. Указывая на литературные достоинства книги, поэт-символист Вячеслав Иванов отмечал, что Городецкий «ничего не воспроизводит исторически точно или этнографически подлинно, но свободно творит так, как ему дано, ибо иначе он и не может, творит всем атавизмом своей варварской души».

В 1910-х годах литератор Городецкий получил известность и как художник, автор характерных портретов современников - писателей, музыкантов, артистов, а также живописных пейзажей Крыма, Средней Азии, Закавказья и Петербурга. В поисках же своего литературного призвания он стал метаться из крайности в крайность - от мистического анархизма к реалистическому символизму и акмеизму. В октябре 1911 года в своей квартире поэт провёл учредительное заседание «Цеха поэтов», на котором вместе с Николаем Гумилёвым был избран ответственным наблюдателем общества.

В 1915 году началась дружба с Сергеем Есениным, в котором Городецкий увидел талант и «свежий стихотворный дух». Есенин пришёл к Сергею Митрофановичу в его квартиру по рекомендации Александра Блока. После этой встречи знаменитый поэт дал молодому коллеге рекомендательные письма в различные издательства и подарил только что вышедшую книгу своих стихов с автографом.

Особую роль в формировании поэтического стиля Городецкого сыграл детский фольклор, интерес к которому достался ему от отца. Планируя развивать данное направление, литератор собирал детские рисунки, стишки и другое творчество с целью издания детской газеты.

Весной 1916 года, разочаровавшийся в литературной деятельности, Сергей Городецкий поссорился с Александром Блоком и уехал на Кавказский фронт Первой мировой войны корреспондентом газеты «Русское слово». Под впечатлением от увиденного и пережитого он позднее писал: «Я был уже груб сердцем... от впечатлений войны, но когда горное солнце озарило беженцев, я не мог удержаться, и слёзы хлынули у меня из глаз. Я вдруг понял, что значит народное бедствие...». Итогом этой поездки стала книга стихов «Ангел Армении», изданная в Тифлисе в 1918 году.

Октябрьскую революцию литератор принял с восторгом и увлечением. Он начал писать политические стихи-агитки и стихи-приветствия пролетариату. Поэт активно сотрудничал с новой властью. Сергей Городецкий был назначен руководителем агитационного отдела РОСТА (Российского телеграфного агентства), заведовал литературной частью политуправления Каспийского флота, редактировал журналы и выступал со статьями и лекциями на темы музыки, живописи, русской поэзии и культуры кавказских народов, до 1924 года руководил литературной частью московского Театра революции.

В годы Великой Отечественной войны Городецкий выступал перед призывниками и добровольцами, на собраниях и митингах. Сергей Митрофанович много писал на заказ - от стихотворения «Кремль» до второго Приветствия партийному съезду 1958 года.

Литературное наследие Сергея Городецкого велико по объёму и чрезвычайно разнообразно.

Сектор редких книг Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской представляет электронную выставку прижизненных дореволюционных произведений поэта, хранящихся в журнальном фонде библиотеки.

Вестник Европы

Городецкий, С. М. Литва // С. М. Городецкий / Вестник Европы. - 1912. - № 1. - С. 118 - 120.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нива: ежемесячные литературные и популярно-научные приложения к журналу

Городецкий, С. М. Шут // С. М. Городецкий / Нива. - 1911. - Том III. - С. 355 - 356;

Городецкий, С. М. *** Я днём люблю какую-то дикарку ... // С. М. Городецкий / Нива. - 1911. - Том III. - С. 577 - 578;

Городецкий, С. М. Ася: рассказ // С. М. Городецкий / Нива. - 1913. - Том II. - С. 25 - 38;

Городецкий, С. М. Флоренции // С. М. Городецкий / Нива. - 1913. - Том III. - С. 401 - 402;

Городецкий, С. М. Над могилой // С. М. Городецкий / Нива. - 1915. - № 2. - С. 297 - 298.

 

 

 

Новое слово

Городецкий, С. М. Тайный вечер // С. М. Городецкий / Новое слово. - 1910. - № 7. - С. 120;

Городецкий, С. М. Маляр // С. М. Городецкий / Новое слово. - 1910. - № 9. - С. 3;

Городецкий, С. М. Захолустье // С. М. Городецкий / Новое слово. - 1910. - № 11. - С. 3.

 

 

 

 

 

 

 

Образование

Городецкий, С. М. Сын рыбака // С. М. Городецкий / Образование. - 1908. - № 7. - С. 88.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Русская мысль

Городецкий, С. М. Сказка старая // С. М. Городецкий / Русская мысль. - 1908. - № 7. - С. 38 - 39;

Городецкий, С. М. Восьмистишия // С. М. Городецкий / Русская мысль. - 1914. - № 1. - С. 166.

 

 

 

 

 

 

 

 

Современник

Городецкий, С. М. *** Неужели ты уходишь на страданье ... // С. М. Городецкий / Современник. - 1912. - № 7. - С. 166;

Городецкий, С. М. Шесть восьмистиший // С. М. Городецкий / Современник. - 1913. - № 7. - С. 29.

 

11 Января 2024  12:33    Просмотров: 1106