Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
|
Главная / Новости и события / Выставки / Книжно-иллюстративная выставка «России первая любовь», посвященная творчеству А.С. Пушкина.Книжно-иллюстративная выставка «России первая любовь», посвященная творчеству А.С. Пушкина.
3 июня 2011 года в областной библиотеке им. Н.К. Крупской открылась книжно-иллюстративная выставка «России первая любовь», посвященная творчеству А.С. Пушкина.
Первый раздел выставки включает прижизненные и посмертные издания произведений А.С. Пушкина, хранящихся в отделе редких книг областной библиотеки.
В настоящее время прижизненные издания произведений А.С. Пушкина являются библиографической редкостью. Они ценны и интересны также и тем, что именно их видел сам поэт, именно их читали его современники. Несколько таких раритетов хранит в своих фондах библиотека. Среди них «Собрание образцовых русских сочинений, изданных Обществом любителей отечественной словесности» (1822 год) и дополнения к ним «Собрания новых русских стихотворений» (1824 год) (СПб). «Собрания» – это художественная хрестоматия, характеризующая произведения того времени. Над составлением сборников работали известные русские писатели – В. Жуковский, М. Костомаров и др. В данных книгах представлены такие пушкинские произведения, как «Элегия», «Муза», отрывки из «Руслана и Людмилы», «Воспоминания в Царском Селе» и др. Издавало эти «Собрания» литературно-научное Общество любителей отечественной словесности (1811 - 1930), которое было создано при Московском Университете.Общество ставило целью «Способствовать успехам отечественной словесности, как главному средству к распространению просвещения». На заседаниях Общества читали свои первые опыты Ф. И. Тютчев, А. И. Полежаев. Один из учредителей Общества В. Л. Пушкин читал на заседаниях стихи своего племянника Александра. Особая гордость библиотеки альманах Антона Дельвига «Северные цветы на 1827 год».
«Северные цветы» - один из лучших русских альманахов, объединивших литераторов пушкинского круга, издававшийся с 1825-го по 1831 г. одним из ближайших друзей Пушкина бароном А. А. Дельвигом (1798 - 1831). Было издано 7 миниатюрных книжек в восьмую долю листа с гравированными картинками и виньетками ценою 10 рублей каждая. Восьмая, последняя, книжка выпущена в память о Дельвиге Пушкиным и Сомовым. В период издания «Северных цветов» Дельвиг выпускал также альманах «Подснежник» (1829) и «Литературную газету» (1830). Именно в «Северных цветах» напечатаны лучшие произведения А.С. Пушкина того периода — отрывки из «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и «Моцарта и Сальери», «Граф Нулин», «Подражание Корану», «Воспоминание», «Бесы», «Анчар», «19 октября» и др. Из литературных источников известно, что издатель А. Дельвиг отправил свой альманах в Оренбург, надписав на нем стихотворное послание А.Н. Карелиной. Александра Николаевна Карелина – жена известного ученого-путешественника Григория Силыча Карелина – состояла в переписке с баронессой Софьей Михайловной Дельвиг. Альманах 1827 года знаменателен для нас еще и тем, что в нем напечатаны отрывки писем из Италии 1824 года оренбургского губернатора В.А. Перовского. Письма были адресованы В. Жуковскому и им же опубликованы. «Северные цветы» - небольшая книжечка в скромном переплете. Обложка ненастоящая, позже была обновлена в переплетном заведении Тараканова в Оренбурге.
Первое собрание сочинений А.С. Пушкина, к сожалению, было посмертным. Областная библиотека хранит в своих фондах только шестой том этого сочинения. Пушкин, А. Сочинения : т. 6 / А. Пушкин ; цензор А. Никитенко ; [под ред. В. А. Жуковского]. - СПб. : В типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг, MDCCCXXXVIII. - 377 с., [1] л. ил. Первоначально оно задумывалось как собрание в семи томах, и завершающий том отводился под "стихотворения, найденные посмертно". В 1838 году вышли 7 томов первого посмертного собрания сочинений А. С. Пушкина. В первом томе появился новый, гравированный Н. И. Уткиным, портрет Пушкина по грудь, исполненный нарочно для посмертного издания сочинений поэта. Гравёр был у Пушкина накануне смерти, и поэт пожелал, чтобы он награвировал его портрет на стали. Художник согласился на это, хотя и неохотно. Через день Пушкина не стало. Уткин, однако, исполнил желание поэта, награвировал вновь его портрет в небольшом формате и доставил доску семейству Пушкина.
Пушкин, А. С. Пиковая дама / А. С. Пушкин ; ил. А. Н. Бенуа. – СПб, 1911. - 68 с., [15] л. ил. : ил. Впервые "Пиковая дама" была напечатана в "Библиотеке для чтения" (т. II, №3) с подписанным А. Никитенко цензурным дозволением 31 января 1834 г. Хотя она появилась без полной подписи Пушкина, с одним инициалом P (Pouchkine), имя автора не осталось тайной для публики. А. С. Пушкин записал в своём дневнике 7 апреля 1834 г.: "Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза". П. В. Анненков писал, что она "перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением". При жизни Пушкина повесть была напечатана ещё один раз. Автор включил её в вышедшие летом того же 1834 г. "Повести, изданные Александром Пушкиным". В издании использованы иллюстрации известного художника, члена объединения "Мир искусства" Александра Николаевича Бенуа. Следующий раздел выставки посвящен произведениям А.С. Пушкина, которые вышли в издательстве «Academia».
Издательство «Academia» было организовано в конце 1921 года как издательство Философского общества при Петроградском университете. Первый редакционный совет «Academia» состоял из крупных ученых различных специальностей, главным образом историков, литературоведов, философов. В него входили: Н.В. Болдырев, С.А. Жебелев, Л.П. Карсавин, Э.Л. Радлов, А.А. Франковский. Возглавлял издательство с момента его образования и до 1929 года Александр Александрович Кроленко (1889-1970). Это был издательский деятель нового, послереволюционного типа. Будучи юристом по образованию, Кроленко с детства любил и знал книги (этому способствовала и богатая домашняя библиотека). Под руководством А.А. Кроленко в течение нескольких лет издательство выработало свое направление, которое режиссер и художник Н.П. Акимов характеризовал как «систему Станиславского в книжном деле». С самого начала был принят серийный принцип изданий, но если в 1922 году серии носили научно-просветительский характер (например, «современная культура», серия книг о новых течениях в науке, искусстве, технике и общественной жизни, «Отдел точных наук», «История, литература, философия»), то уже в 1927-1928 гг. оформились серии совсем другого типа, легшие в основу всей дальнейшей работы издательства: «Сокровища мировой литературы», «Театральные мемуары», «Памятники литературного быта». В 1923 г. издательство было передано Институту истории искусств, что заметно повлияло на его книжный репертуар. В 1929 году издательство было переведено в Москву. Московский период оказался наиболее плодотворным. В тридцатые годы «Academia» не прекращала и издания книг по литературоведению. Однако, как и в области искусствоведения, характер этих изданий изменился. Они теперь были посвящены в основном классике. Начала публиковаться серия «Летописи жизни и творчества» Толстого, Тургенева, Достоевского, Тютчева и др., и в частности произведения А.С. Пушкина.
Наряду с высоким полиграфическим искусством книги издательства отличает и тот факт, что тексты брались из прижизненных изданий, с приложениями.
Пушкин, А. С. Сказка о золотом петушке / подг. текста М. К. Азадовского ; худож. И. П. Вакуров. - М. - Л. : Academia, 1937. - 19 с. : ил. ; цв. фронтиспис ; 6 цветных ил., наклеенных на страницы текста (Палех).
Пушкин, А. С. Сказка о попе и о работнике его Балде / Подг. текста М. К. Азадовского ; худож. Д. Буторин. - М. - Л. : Academia, 1937. - 18 с. : ил. ; цв. фронтиспис. ; 6 цв. ил. : 1 страничная ил., 5 ил. в тексте, наклеенные на страницы (Палех) ; переплет и тит. лист Е. Когана.
Под подлинным заглавием произведение увидело свет только в 1882 г. в собрании сочинений А. С. Пушкина под редакцией П. А. Ефремова. Текст был напечатан по автографу А. С. Пушкина, хранящемуся во Всесоюзной библиотеке им. В. И. Ленина (ныне РГБ). Книгу проиллюстрировал потомственный иконописец, заслуженный деятель искусств РСФСР, один из ведущих мастеров старшего поколения художников Палеха Дмитрий Николаевич Буторин (1891-1960), творчество которого охватывает большой круг сказочных, исторических и современных тем. Будучи прекрасным рисовальщиком, он много внимания уделял орнаментальному завершению миниатюры, занимался росписью фарфора, книжной иллюстрацией. Немало великих имен связано с нашим краем, его историей, культурой, прошлым и настоящим. Оренбургская земля для одних была изнуряющее знойной, дикой и полупустынной, для других – прекрасной и благословенной. Местом ссылки был Оренбург для Т. Шевченко, А. Алябьева, А. Плещеева. Источником вдохновения стал Оренбургский край для С. Аксакова, В. Даля, Л. Толстого и, конечно же, для А.С. Пушкина.
Один из разделов выставки посвящен произведениям А.С. Пушкина, написанных на оренбургском материале, которые по праву занимают особое место в творчестве поэта. Это – «Капитанская дочка» и «История Пугачевского бунта». С большим успехом на сцене драматического театра идет спектакль «Капитанская дочка», имеются несколько экранизаций. Была идея у П.И. Чайковского написать оперу, но она не была реализована. «Капитанская дочка» впервые была напечатана в «Современнике» (1836, т. IV). Осталась неопубликованной, вероятно по цензурным соображениям, глава о бунте крестьян в деревне Гринева, которую Пушкин в своих бумагах назвал «Пропущенной главой». Она увидела свет только в 1880 г. В этом году исполнятся 175 лет со дня выхода этого произведения в свет.
В этом разделе6 Марта 2024 «Космос Оренбуржья»: Гагарин – первый1 Марта 2024 Цветущие сады Юлии Меняйловой15 Февраля 2024 Выставка «Леонид Большаков. Портрет на фоне эпохи»14 Февраля 2024 И вновь приглашают коллекционеры!14 Февраля 2024 Огонь, обжигающий память |