Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
Независимая оценка качества оказания услуг Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772 |
Главная / Новости и события / События и мероприятия / Педагогическое наследие: журналы XIX – начала XX веков для учителей и родителейПедагогическое наследие: журналы XIX – начала XX веков для учителей и родителейВозникновение и развитие педагогической периодики связано с общим развитием народного образования. Первоначально педагогические идеи отражалась на страницах политических и художественных журналах. Русские педагогические журналы являются неотрывной частью русской педагогической науки, ее истории и развития, они содержат богатейшие материалы из истории школы и просвещения нашей страны. Cозданные общественно-педагогической мыслью прошлого времени, педагогические журналы явились проводниками многих прогрессивных начал в деле воспитания и образования современности. В сатирических журналах «Трутень», «Кошелёк» и других, издаваемых Н. И. Новиковым, содержался интересный педагогический материал, выдвигались рациональные требования к воспитанию, а в «Прибавлении к Московским ведомостям» имелся педагогический раздел, из которого вырос первый детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Проблемам воспитания отводилось значительное место в «Санкт-Петербургском журнале» (1798), издаваемом А. Ф. Бестужевым и И. П. Пниным - русскими просветителями, последователями А. Н. Радищева. Распространение передовых педагогических идей 1-й половины XIX века отразилось в журналах «Вестник Европы» (когда он издавался Н. М. Карамзиным), «Северный вестник», «Журнал Российской словесности» и др. Первым периодическим изданием, посвящённым вопросам педагогики, был «Педагогический журнал», основанный Е. О. Гугелем, П. С. Гурьевым и А. Г. Ободовским. В нём освещались вопросы теории и практики воспитания, истории педагогики. Журнал отстаивал передовые взгляды, боролся за всеобщее народное образование, отстаивал идеи воспитывающего обучения/ «Журнал Министерства народного просвещения» - старейший российский педагогический журнал (1834), включал следующие разделы: - распоряжения правительства; - научные статьи по русской и западной истории, русскому языку и литературе и класси-ческой филологии; - критика и библиография, особенно подробная по учебной литературе; - статьи по педагогике и народному образованию Одно время редактором журнала был К. Д. Ушинский (1860 - 1863). Русский педагог и просветитель К. Д. Ушинский внес значительные изменения в программу журнала, превратив его из историко-филологического в собственно-педагогический. При нем значительное место стали занимать статьи по педагогике и дидактике, физиологии и психологии как вспомогательные науки по отношению к педагогике. В журнале за это время появились переводы сочинений И. Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. Сам К. Д. Ушинский поместил здесь впервые ряд своих статей: «Труд в его психическом и воспитательном значении», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Проект учительской семинарии». Значительно обновились и другие отделы этого издания: «Критика и библиография», «Известия и смесь» и др. Журнал публиковал содержательные материалы, посвященные истории народного образования в России (в том числе, в отдельных губерниях) и за границей (преимущественно в Германии и Франции). Интерес представляют статьи, анализирующие письменные работы учащихся средней школы на выпускных экзаменах, а также отдельные отчеты окружных инспекторов о состоянии школьного образования в отдельных губерниях. В 60 - 80-е годы XIX века появляются: «Педагогический сборник» (1864), «Семья и школа» (1871), «Педагогический листок» (1871), «Русский начальный учитель» (1880). С 1890 г. выходят ставшие потом наиболее популярными журналы «Русская школа» (Санкт-Петербург) и «Вестник воспитания» (Москва). С 1871 до 1918 гг. издавался журнал «Педагогический листок», редактором которого был видный деятель в области начального образования Д.И. Тихомиров. Он освещал вопросы педагогики и методики начальной школы и воспитания в семье. Он давал уникальный материал, а также пропагандировал идеи всеобщего начального образования, печатал статьи и письма народных учителей, помогал повышать их квалификацию, сообщал об изменениях учебных планов и программ. К изданиям, обращенным непосредственно к народному учителю, относился издававшийся в Петербурге ежемесячник «Русский начальный учитель» (1880-1911). Основатель журнала Василий Алексеевич Латышев был и издателем, и редактором, и секретарем редакции, и единственным постоянным сотрудником, и даже корректором. На его страницах публиковались статьи по методике преподавания различных дисциплин, по истории начальной школы и др. В течение 32-х лет журнал был трибуной русского народного учителя: с его редактором учителя делились своими тревогами и сомнениями, присылали ему свои статьи и работы, даже помещали некрологи провинциальных педагогов. Журнал распространялся по всей России и способствовал повышению методического и педагогического уровня народных учителей. «Русская школа» - сначала это педагогический журнал для школы и семьи, а затем - для учителей и деятелей народного образования. Выходил в Петербурге с 1890 по 1917 гг. Редактором его был Яков Григорьевич Гуревич, а с февраля 1906 - его сын, Яков Яковлевич Гуревич. Издание пользовалось большой популярностью среди учителей. В каждом выпуске печатались списки вышедших учебников и пособий, а также книг для чтения. Отдел педагогической хроники помещал новости из жизни зарубежной и русской школы. С журналом в разное время сотрудничали видные педагоги, писатели, журналисты: И. Ф. Анненский, П. Ф. Лесгафт, А.М. Калмыкова, И.И. Мечников, О. Д. Хвольсон, И. Бодуэн де Куртенэ, Н. В. Чехов, Н. К. Крупская. В 1914 - 1917 годах журнал выходил уже нерегулярно. В последнем выпуске (1918) редакция уведомила своих читателей о временном прекращении его выхода. В Москве с 1890 по 1917 год издавался научно-популярный журнал для родителей и воспитателей «Вестник воспитания», основанный детским врачом Е. А. Покровским. Один из лучших дореволюционных педагогических журналов, который освещал актуальные проблемы народного образования, уделял большое внимание детской психологии, дошкольному воспитанию, школьной гигиене, физическому воспитанию. Значительное место отводилось педагогической библиографии и критике, систематически вёлся отдел «Педагогическая хроника». В работе журнала принимали участие видные педагоги и учёные: В. М. Бехтерев, В. П. Вахтеров, И. И. Мечников, В. П. Острогорский, Д. Д. Семенов, Д. И. Тихомиров, Н. В. Чехов, Ф. Ф. Эрисман, И. И. Янжул и др. С 1892 г. в Петербурге издавался интересный по содержанию, но сравнительно мало распространенный педагогический и научно-популярный журнал «Образование». Позднее он перешел в разряд литературно-художественного и политического издания. Наряду с педагогическими статьями, в журнале помещались обширные статьи по русской и западной литературе. В XX столетии семейство педагогических журналов пополняется новыми изданиями: «Свободное воспитание» (1907), «Педагогический вестник» Московского учебного округа (1911), «Педагогическое обозрение» (1912). Журнал «Свободное воспитание» занимал особую позицию среди других изданий общественно-педагогического направления. Издатель А.Н. Коншин и редактор П. И. Горбунов-Посадов, горячие пропагандисты педагогического учения Л. Н. Толстого, выступали с резкой критикой существующей российской школы, защищая права ребенка. В своей программе журнал проводил идеи творческого преподавания, описывая с большим подъемом и живостью опыт отдельных свободных школ за границей и в России. Нет сомнения в том, что журнал на протяжении десяти лет своего существования сыграл большую положительную роль в развитии педагогической мысли, новых методов обучения, особенно начального и среднего. Крупными представителями этого направления в русской педагогике были И.И. Горбунов-Посадов и К.Н. Вентцель, они же являлись руководителями и основными сотрудниками журнала. Он выходил ежемесячно в Москве с 1907 - 1917 год. 18 мая 1874 года решением Государственного Совета был образован Оренбургский учебный округ, в который входили: Пермская, Оренбургская, Уфимская губернии, а также Уральская и Тургайская области. Первоначально канцелярия округа находилась в Оренбурге, затем ее перевели в Уфу с сохранением названия. Упразднение учебных округов произошло в 1918 году. С 1875 года регулярно выходил «Циркуляр по Оренбургскому учебному округу», с 1912 года - «Вестник Оренбургского учебного округа». Эти периодические издания являются ценными источниками по истории народного образования Оренбургской области, так как содержат уникальный материал об учебных заведениях и преподавательских кадрах, истории, этнографии и фольклоре края. Должное внимание на страницах изданий уделялось образованию различных национальностей, проживающих на территории губернии. С 1901 года в качестве приложения к «Циркуляру по Оренбургскому учебному округу» выходил «Циркуляр для народных училищ». Источники: Аблов, Н.Н. Педагогическая периодическая печать (1803 -1916 гг.) : библиографический обзор / Н.Н. Аблов ; под редакцией Е.Н. Медынского ; Высший коммунистический институт просвещения, Библиографическое бюро библиотек. - Москва, 1937. - 131 с. Зеленко, В. Из обзора педагогических журналов / В. Зеленко // Русская школа. - 1913. - № 3. - С. 48 - 54. Ланков, А. В. К истории развития передовых идей в русской методике математики: пособие для учителей / А.В. Ланков. - Москва : Учпедгиз, 1951. - 151 с. Русская периодическая печать: (1702 - 1894): справочник /под редакцией А.Г. Дементьева [предисловие А. Западова]. - Москва : Госполитиздат, 1959. - 835 с. : ил. В этом разделе20 Ноября 2024 Отцы и дети: конфликты поколений20 Ноября 2024 Областная библиотека для студентов-историков19 Ноября 2024 С книгой по пути15 Ноября 2024 Учащиеся школы №86 поиграли в квест |