Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
Независимая оценка качества оказания услуг Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772 |
Главная / Новости и события / События и мероприятия / «Культура мира»: к Международному дню толерантности«Культура мира»: к Международному дню толерантности16 ноября отмечается Международный день толерантности. Праздник объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего юбилея организации и принятия Декларации принципов терпимости государствами-членами ЮНЕСКО. Международный праздник призван привить людям терпимое отношение к многообразию этносов и культур различного происхождения.
В Декларации принципов терпимости ,принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995, толерантность (терпимость) определяется как «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Принципы толерантности как основные права и свободы провозглашены в международных декларациях. Базовыми международными документами являются: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Россия - многонациональная страна, поэтому праздники, посвященные созданию атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами, особенно ценны для нашего общества. Наша страна присоединилась к межнациональной инициативе в 2005 году. С тех пор Международный день толерантности отмечают в России ежегодно. В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности - это Конституция. Согласно части 2 статьи 29-й: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Конституция нашей страны начинается такими словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации...». Они говорят о том, что в России много национальностей, но все они - один народ. Все люди, проживающие на территории нашего государства, являются равноправными гражданами. Состояние межнациональных отношений - важный индикатор общеполитической и социальной стабильности государства, уровня существующей толерантности во взаимоотношениях народов, проживающих на его территории.
В работе доктора юридических наук, профессора, заведующей публично-правовых исследований Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Людмилы Васильевны Андриченко Правовые механизмы сохранения этнокультурной самобытности народов Российской Федерации и формирования общероссийской гражданской идентичности проведен анализ сложившихся правовых форм сохранения этнокультурной самобытности, имеющих как территориальный, так и экстерриториальный характер и обеспечивающих реализацию основных направлений государственной политики, которые закреплены в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. В сборник публицистических работ «Этнология и политика» известного российского этнолога, директора Института этнологии и антропологии РАН (1989-2015), академика РАН Валерия Александровича Тишкова включены статьи, в которых автор анализирует природу национализма, сепаратизма и экстремизма, принципы утверждения толерантности и культуры мира, пути предотвращения конфликтов и насилия. Профессор, доктор исторических наук, директор Института социологии РАН (2000-2005) Леокадия Михайловна Дробижева в книге «Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России» рассматривает актуальные проблемы межнациональных отношений в российском обществе, изменения в самосознании национальностей и формировании общероссийского самосознания. На Международной конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, в которой участвовали главы 179 государств, человеческое общество было единодушно объявлено обществом риска. Все обозначенные тогда глобальные проблемы не исчезли, более того, возникли новые риски и угрозы - это терроризм, насилие, ксенофобия. Российское общество - значительная часть мирового сообщества. Современное российское мышление, к сожалению, тяготеет к непримиримости к отдельным социальным, конфессиональным и этническим группам, к этническим конфликтам. В данной ситуации нужно искать возможность диалога, переговоров, накопления потенциала согласия и доверия различных мировоззрений, религий и культур. Важной вехой в продвижении идей толерантности в современной России стала коллективная монография «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска». Книга представляет собой итог проекта «Толерантность как фактор противодействия ксенофобии» Российского гуманитарного научного фонда, в которой толерантность рассматривается как норма поддержки разнообразия и устойчивости разных мировых культур.
Новые трактовки идеи толерантности в основных, наиболее значительных областях культуры, таких как философия, искусство, религия, наука, образование, предложены в книге «Толерантность в культуре и процессе глобализации». Особое внимание уделяется социокультурному измерению этого феномена, проводится аналитическое сопоставление его проявлений в истории и современности.
Проблема воспитания межэтнической толерантности в условиях современного многонационального и поликультурного мира актуализируется в связи с растущей необходимостью противодействия нетерпимости, дискриминации, неравенству и предубеждениям в обществе. Особую важность в решении этих негативных социальных явлений приобретает воспитание, направленное на развитие уважительного отношения к представителям других этносов и культур среди подростков и молодежи в школах и вузах. Данное направление воспитания является одной из первостепенных задач системы российского образования. Сборник «Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности» посвящен вопросам воспитания культуры толерантности через систему образования, использованию ресурсов международного и межрегионального сотрудничества, поддержанию межконфессионального мира и согласия, содействию национально-культурному взаимодействию, укреплению толерантности в подростковой и молодежной среде.
Библиография 1. Андриченко, Л. В. Правовые механизмы сохранения этнокультурной самобытности народов Российской Федерации и формирования общероссийской гражданской идентичности / Л. В. Андриченко. - Текст (визуальный) : непосредственный // Журнал российского права. - 2020. - № 6. - С. 38-51. 2. Дробижева, Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России / Л. М. Дробижева ; РАН, Институт социологии. - Москва : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. - 376 с. - Текст (визуальный) : непосредственный 3. Реальность этноса. Роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности : сборник статей по материалам XI Международной научно-практической конференции, 14 - 17 апреля 2009 г. / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : Астерион. - Текст (визуальный) : непосредственный. Ч. 1. - 2009. - 474 с. - Библиогр. в конце ст. Ч. 2. - 2009. - 477 с. - Библиогр. в конце ст. 4. Тишков, В. А. Этнология и политика : научная публицистика / В. А. Тишков. - Москва : Наука, 2001. - 240 с. - Текст (визуальный) : непосредственный. 5. Толерантность в культуре и процесс глобализации / РАН, Институт философии РАН, Академия гуманитарных исследований. - Москва : Гуманитарий, 2010. - 486 с. - Текст (визуальный) : непосредственный. 6. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска. - Москва : [Наука], 2011. - 608 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. В этом разделе20 Ноября 2024 Отцы и дети: конфликты поколений20 Ноября 2024 Областная библиотека для студентов-историков19 Ноября 2024 С книгой по пути15 Ноября 2024 Учащиеся школы №86 поиграли в квест |