Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
Независимая оценка качества оказания услуг Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772 |
Главная / Новости и события / События и мероприятия / «История Набережной и спуска к реке Урал»«История Набережной и спуска к реке Урал»Уже более ста лет бульвар на берегу реки Урал, названный в 1899 г. по решению Оренбургской городской думы в честь столетнего юбилея великого русского поэта, писателя Александра Сергеевича Пушкина - Пушкинским бульваром, является одним из красивейших мест нашего города. Приведение берега р. Урал с располагавшимися на бульваре садиками «в более благообразный вид», было начато Оренбургской городской думой в конце XIX века. В апреле 1900 г. «Оренбургская газета» сообщила читателям, что «весь берег, начиная от спуска к р. Урал и почти до вокзала Белова, выложен диким камнем и обнесен деревянной решеткой. Такой же решеткой отделена от улицы и Александровская колонна с садиком. В огороженном от берега месте проводится посадка деревьев и кустарников, там же планируется разбить цветник. Дорожки очищаются, а сухие деревья вырублены». Благодаря проведенным работам бульвар на берегу реки превратился в одно из красивейших мест города. Однако, спустя месяц, 6 июня 1900 г., в результате сильного ливня «только что построенная на берегу Урала» деревянная решетка на каменном фундаменте вместе с каменным основанием почти наполовину обрушилась в реку. Каменная стена набережной напротив 2-го Оренбургского кадетского корпуса (ныне - здание по адресу: улица Советская, д. 1) «обвалилась совершенно на протяжении 6-7 аршин (4-5 м) в длину, а часть стены влево от памятника дала значительную трещину и угрожала падением». Журналисты «Оренбургской газеты» сообщили, что среди горожан стали стремительно распространяться слухи о «недоброкачественности» материалов: будто бы «взятый для постройки камень - красный песчаник - совершенно никуда не годен»; он рассыпается под руками, а «под влиянием солнца и сырости превращается в песок» (что не соответствовало действительности). Оренбургский губернатор Яков Барабаш потребовал от городской управы в трехдневный срок предоставить подробное объяснение причин обрушения части набережной. Созданная 22 июня 1900 г. Оренбургской городской думой особая комиссия под предводительством губернского архитектора Ивана Раевского пришла к выводу, что основной причиной обрушения стены стало размытие сильным ливнем наносного грунта берегового откоса р. Урал, на котором она была возведена. Кроме того, этому способствовала вода из водосточной трубы 2-го Оренбургского кадетского корпуса, сливавшаяся около стены. Итоги работы комиссии были опубликованы в «Оренбургской газете» 1 июля 1900 г. Городские власти сообщали, что в целях «безопасного существования стен набережной на будущее время техники приняли решение подвести прочный каменный фундамент на цементном растворе под оставшимися в целости стенами, так, чтобы они везде опирались на материк. В месте обрушения, рядом с водосточной трубой, был сооружен спуск к реке с нижней площадкой, все части спуска и площадка ограждены опорными стенками, возведенными на материке». Отремонтированная, украшенная цветами набережная представляла собой впечатляющее зрелище: главное место занимал бывший генерал-губернаторский дом (ныне по адресу: ул. Советская, д. 2 располагается Институт переподготовки педагогических кадров Оренбургского государственного педагогического университета). Неподалеку от него на берегу р. Урал виднелся Преображенский кафедральный собор, который находился за зданием Гауптвахты (ныне «Музей истории Оренбурга») и был разобран на кирпичи в 1930 - 1931 гг. Рядом с собором возвышалась оригинальной архитектуры башня с часами, имевшими скрытую систему колоколов, «бивших каждые полчаса и четверть часа». К башне примыкала военная гауптвахта, а к ней - деревянный дом Оренбургской ученой архивной комиссии с историко-археологическим музеем. На самом берегу реки располагался садик при оранжерее Оренбургского отдела Императорского Российского общества садоводства, засаженный преимущественно хвойными деревьями. Он был украшен различными кустарниками, клумбами с цветами и беседками. Его ограда оканчивалась у каменной лестницы - спуска к р. Урал. Вход на лестницу обрамляли древние каменные ворота, на которых были изображены мифологические статуи. Кроме того, на берегу реки «в красивой решетчатой ограде» высилась колонна - памятник, воздвигнутый в память об освобождении г. Оренбурга от воинской повинности Российским императором Александром I во время посещения города в 1824 г. Украшение набережной, ставшей визитной карточкой города, продолжилось в XX веке. Осенью 1953 г. председатель Чкаловского облисполкома Александр Жуков обратился к Министру промышленности строительных материалов СССР Павлу Юдину с просьбой выделить г. Чкалову (такое название с 1937 г. по 1958 г. носил г. Оренбург) кусок обработанного гранита для использования в качестве постамента к памятнику прославленному летчику Валерию Павловичу Чкалову. Автор монумента (скульптор Исаак Менделевич) изобразил героя после завершения ответственного полета: «Пилот только что вышел из самолета, он горд от осознания выполненного долга и, несмотря на усталость, готов выполнить любое новое задание Родины». Памятник предполагалось установить на пересечении улицы Советской и боковой аллеи бульвара, расположенного на высоком берегу р. Урал. Согласно пояснительной записке, приложенной Жуковым, бульвар планировалось оградить со стороны реки невысоким парапетом, построить от него к реке два спуска, а через Урал каждую весну «наводить деревянный мост в старинную Зауральную рощу - место отдыха чкаловцев». Торжественное открытие памятника В.П. Чкалову состоялось 7 ноября 1953 г., а затем, во исполнение плана, началась реконструкция спуска к р. Урал. Согласно архивным документам, отметки залегания различных грунтов уточнялись на месте после начала строительства. Подошвы опорных бутовых столбов, возведенных из естественных камней неправильной формы, устанавливались на мергелистых песчаниках средней твердости, которые легко чертятся ножом с появлением царапин, но не рассыпаются от мороза и влаги. Фундаменты подпорных стенок спуска располагались на почвах с «допустимым напряжением (сопротивлением) не менее 4 килограмм на квадратный сантиметр». Облицовка стенок спуска тесаным камнем производилась одновременно с укладкой бутобетона (фундамента, основу которого составляли крупные неровные куски камня), «с чередованием тычков и ложков в каждом ряду» и креплением каждого камня к стенке металлическими закрепами диаметром 10 миллиметров. Верхнюю часть стенки спуска толщиной 60 сантиметров сделали бетонной, а все подпорные стенки - из бутобетона марки «50» (так называемого легкого бетона марки «75» и камня марки не ниже «200»). Строительство спуска завершилось 12 июля 1955 г. Газета «Чкаловская коммуна» сообщала читателям, что спуск к р. Урал стал одной из самых ярких достопримечательностей города: «изящные белые портики с колоннами, открытые террасы с балюстрадами, закругленные лестницы будто бы обнимают оформленный ренессансной аркой грот». Свой современный вид набережная г. Оренбурга приобрела в октябре 1982 г. по окончании строительства пешеходного моста. Газета «Южный Урал» указывала, что «работниками оренбургского участка свердловского управления «Уралэнергохимзащита» с помощью краскораспылителей были очищены пескоструйными аппаратами все металлические и железобетонные конструкции пешеходного моста через р. Урал. После чего мост был загрунтован, покрыт эпоксидной шпатлевкой и покрашен белой, практически не подвергающейся коррозии, эпоксидной эмалью». Первоначально пешеходный мост через р. Урал был деревянным, его возводили заново каждый год по окончании половодья. Строительство постоянного пешеходного моста на левом берегу р. Урал началось в 1980 г. За ходом строительства пристально следили журналисты газеты «Южный Урал». В ноябре 1980 г. они опубликовали ряд статей, в которых сообщали жителям города, что проект трехпролетного висячего моста системы «Арфа», состоявшего из четырех больших и пяти малых опор из сборного монолитного железобетона, был разработан московским институтом «Гипрокоммундортранс». Металлические пролеты изготовлены специализированным монтажным управлением №2 треста «Оренбургнефтехиммонтаж». Основной объем работ по сбору конструкции выполнил мостоотряд №56 треста «Мостострой-3». Присутствовавшие на открытии моста журналисты отмечали, что, согласно замыслу создателей, красивый мост, «словно белая птица, парит над водами Урала. Благодаря надежной переправе Зауральная роща стала доступна для отдыха оренбуржцев круглый год». Таким образом, архитектурная композиция, включающая в себя гармонично обустроенную набережную, каменный спуск и пешеходный мост через р. Урал, в настоящее время является визитной карточкой, одним из красивейших уголков города Оренбурга. При подготовке материала были использованы фотографии с сайта https://pastvu.com. В этом разделе20 Ноября 2024 Отцы и дети: конфликты поколений20 Ноября 2024 Областная библиотека для студентов-историков19 Ноября 2024 С книгой по пути15 Ноября 2024 Учащиеся школы №86 поиграли в квест |