Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
|
Главная / Новости и события / PROлитературу / «С любовью к дому своему»: онлайн-урок к 222-летию со дня рождения В.И.Даля«С любовью к дому своему»: онлайн-урок к 222-летию со дня рождения В.И.ДаляСлово о Дале Что мы знаем о таком человеке, как Владимир Даль? На поверку - довольно мало: что-то из школьной программы, дружил с Пушкиным, был в Оренбурге, составил «Толковый словарь живого великорусского языка». Но это далеко не полная характеристика его как выдающегося российского общественного и литературного деятеля. Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в местечке Лугань (Луганский завод), теперь современный Луганск, где его отец, датчанин Йохан Христиан Даль, служил врачом. Приняв в России имя Иван, отец Даля женился на Марии Фрейтаг из семьи обрусевших немцев и французских гугенотов. Он знал восемь языков, мать свободно говорила на пяти. От родителей мальчик унаследовал знание и усвоение языков, чувство слова и широкий кругозор. Этнограф, лингвист, диалектолог, прозаик, беллетрист, врач, военнослужащий, собиратель народных сказок, фольклорист Владимир Даль собрал в своих путевых тетрадках гигантский багаж слов, пословиц, выражений, преданий, поверий, сказов от народов, населявших территории Российской Империи. Начало его литературной деятельности относится к 1830 году. Широкую известность Даль под псевдонимом Казак Луганский приобретает благодаря публикации его первой книги, которая являла собой больше сборник, а не сочинение под названием «Русские сказки», точнее «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». Работа была проделана грандиозная и считалась уникальной, новаторской. До этого никто из писателей или поэтов того времени подобным не занимался. Сказки вызвали в обществе читающих людей широкий резонанс и были восприняты неоднозначно. Дело в том, что автор, как никто из русских писателей XIX века, хорошо знал всю Россию, жизнь всех слоёв тогдашнего общества и потому Даль не участвовал в создании образа «лапотной, тёмной, необразованной» России. А ведь именно такой образ России сложился в нашей литературе XIX века и именно такой образ царской России был нужен новой революционной власти, чтобы на этом отрицании строить новую политику XX века. О его сказках с особой похвалой отзывался Пушкин. Считается, что именно под влиянием этих далевых сказок Пушкин написал одну из самых лучших своих сказок «Сказку о рыбаке и золотой рыбке» и преподнёс её Далю с такой надписью: «Твоя от твоих! Сказочнику Казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин». Но министр народного просвещения Карл Андреевич Ливен посчитал «Русские сказки» неблагонадёжными и даже опасными для общества. Осенью 1832 года Даля арестовали прямо во время обхода больных и доставили в Третье отделение императорской канцелярии - орган политического надзора и сыска. От заключения спасло заступничество поэта Василия Жуковского, наставника наследника престола Александра II, который преподнес всё происшедшее с Далем министру в анекдотическом свете как недоразумение. Обвинения с Даля сняли, однако нераспроданный тираж «Русских сказок» был уничтожен. Исследователь народной культуры Ещё раз заметим, что образ «лапотной, тёмной и необразованной» России был создан именно русскими писателями XIX века, которые в большинстве своём были выходцами из дворян Центральной России. Им не был знаком некрепостной, свободный русский крестьянин. По данным современного историка М. М. Громыко крепостных крестьян в России было чуть более 30 %, а, например, на Русском Севере, Урале и Сибири (это огромные территории) русские люди крепостного права просто не знали. Вообще, слово «крестьянин» происходит от древнерусского крьстьѩнинъ «христианин, человек», то есть человек христианской веры и от слова «крест». Крестьянами пахарей и жнецов начали именовать лишь с конца XIV века, спустя четыре столетия после знаменитого крещения Киевской Руси, прежде их звали просто «людьми» или презрительно «смердами». Как такое обращение воспринималось населением, видно из русского фольклора: «И медом не пои, только смердом не брани». Полно было и других прозвищ крестьян - сироты, серебренники, рядовые, исполовники, изорники, огородники, кочетники (рыбаки), ролейные-закупы - поселенные на чужих землях, черносошные - на общинных землях, черные люди, огнищане и прочие. По сути крестьянин - это мужик, землепашец, земледел, селянин, «сельский обыватель», принадлежащий к низшему податному сословию. Крестьяне подразделялись на «государственных» (казенных) и удельных, помещичьих. Были и множество других категорий крестьян. Отсюда среди самих крестьян пошло множество выражений, например: «у всякого крестьянина по семи баринов», «жил не крестьянин, умер не родитель, жил - не сосед, помер - не крестьянин», «не рука крестьянскому сыну калачи есть», «от крестьянской работы не будешь богат, а будешь горбат» и много других присказок. Церковнослужители раньше предпочитали называть тех, кто отдавал им часть своих доходов, не «смердами», а покровительственно «сиротами», а после того как последние приняли новую веру, возобладало братолюбивое обращение «хрестьяне». По мере разрастания Московского княжества, а в дальнейшем Российского царства, этот термин распространялся все шире и шире, вытеснив прежние прозвища земледельцев. Хочется привести интересные размышления Владимира Ивановича Даля о крестьянах. Он писал так: «...Известное дело, чем дальше у нас пойдёте на север, тем зажиточнее находите мужиков, и тем более опрятности и роскоши найдёте в образе их жизни ... Вы, может быть, и не знаете, что есть в России такие места, где крестьянки в праздник не иначе показываются на улицу, как в шелку, в парче и в жемчуге; а девушка выплакала бы глаза от позора, если бы ей пришлось выйти не в белых шёлковых полудлинных перчатках! В средней полосе у нас живут, коли хлеб жуют, а порою не брезгуют и мякиной и лебедой; на севере - волка ноги кормят; три-четыре месяца летних, где хлеб родится, не могут прокормить всю семью, по крайней мере, полевые работы этим сроком оканчиваются, и остальные восемь [месяцев] идут на промыслы разного рода, и деньги быстро оборачиваются из рук в руки...». Оказывается, точно также думал и писал о русском крестьянине и Александр Пушкин. Мы приведём небольшой отрывок из пушкинского «Путешествия из Москвы в Петербург»: «... Взгляните на русского крестьянина: есть ли и тень рабского уничижения в его поступи и речи? О его смелости и смышлёности и говорить нечего. Переимчивость его известна. Проворство и ловкость удивительны. Путешественник ездит из края в край по России, не зная ни одного слова по-русски, и везде его понимают, исполняют его требования, заключают с ним условия. Никогда не встретите вы в нашем народе того, что французы называют un badaud (ротозеем или зевакой); никогда не заметите в нём ни грубого удивления, ни невежественного презрения к чужому. В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши; а у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедноты. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню; умывается по нескольку раз в день...». Вот так писали Даль и Пушкин именно о крепостной России, а другой России они и не могли знать! И не верить им нельзя! Но мы продолжаем повторять навязанное нам представление об отсталой, грязной, неумытой, безграмотной России. Сразу становится понятно, что Владимир Иванович поездил по Уралу, Сибири, русскому Северу и увидел совсем других людей, другую Россию, о которой никто ничего не писал, видимо, было не принято. Например, те же государственные (казённые) крестьяне (о них Даль в основном и пишет) жили на государственных землях и платили подати в казну. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели» и, в отличие от помещичьих, обладали юридическими правами, они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Творчество Даля В 40-е годы Даль печатает очерк «Уральский казак», затем «Денщик», «Русский мужик» и «Русак». Уже в названиях произведений отчетливо просматривается особенный интерес именно к русскому самобытному характеру простого мужика. Кроме очерков Даль пишет в эти годы повести и рассказы «Вакх Сидоров Чайкин», «Хмель, сон и явь». Большую активность он проявил как член учредительного собрания Географического общества, развернувшего собирательскую работу по этнографии и фольклору. В 1845-1846 годах он печатает статьи о народных верованиях и издает книгу, известную под названием «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа». Виссарион Белинский называл Даля «человеком бывалым, коротко ознакомившимся с бытом России почти на всех концах ее». Эту же мысль Белинский развивает и в рецензии 1847 года на сборник повестей, сказок и рассказов Казака Луганского: «И в самом деле, где не бывал он ? Он участвовал в польской кампании и в хивинской экспедиции, он бывал в Молдавии, в Валахии, в Бессарабии; Новороссия с Крымом ему как нельзя больше знакомы, а Малороссия - словно родина его. Он знает, чем промышляет мужик Владимирской, Ярославской, Тверской губерний, куда ходит он на промысел и сколько зарабатывает. Даль - это живая статистика живого русского народонаселения». Критик под «статистикой» подразумевает детальность, подробность его наблюдений, до самых мелочей, умение «мастерски схватить с натуры». Белинский отмечается поистине «интернациональный» круг интересов Казака Луганского: «В рассказах «Майна» и «Бикей и Мауляна» знакомит он нас с нравами и бытом кайсаков (киргизов), в «Цыганке» - с молдавской цивилизациею и положением цыган, ...в «Болгарке» - с патриархальными нравами болгарского племени». Писатель всегда приводит подлинные факты, а также точные данные социально-экономической жизни, которые придают повествованию достоверную убедительность. Так, стоимость оброка, уплаченного крестьянами барину, составляет 150 рублей или 45 целковых серебром. Кроме того, «три дня работы с сохой, три дня жать, три дня косить, три дня сено грести да хлеб перевозить на барское гумно, да три дня молотьба, да опять хлеб в город свозить - ну, да зимой 12 возов дров привезти из лесу, да десять рублей караульных на усадьбу за сторожей; а там казенные подушные внести, да и ступай куда хочешь». Даль насыщал содержание рассказов этнографическими деталями, описанием обычаев, ремесел той или иной местности («Медведь», «Охота на волков»). Автор опирается в своем творчестве на подлинные факты и никогда не поднимался до упрощенных социальных обобщений и присвоении тем или иным людям ярлыков, типов. В своей сатирической повести «Вакх Сидоров Чайкин» писатель предупреждает читателя: «Не ищите в записках живого человека повести или романа, то есть сочинения, это ряд живых картин, из коих немногие только по пословице: «гора с горой - в связи между собой и с последующими...». Писатель подчеркивал, что его повести - это «были», что в них «нет выдумки». Владимир Иванович Даль очень интересовался поэтической стороной жизни крестьян, выраженной в преданиях и поверьях, он стремился передать их демонологическое мировосприятие, веру в таинственные силы различных духов в таких произведениях, как: «Авсень», «Сказка о кладе», «Упырь», «Полунощник», «Башкирская русалка», «Заумаркина могила». В них даны этнографические зарисовки быта крестьян, обрядовой поэзии: девичьи вечерницы на Украине, обычаи уральских казачек ходить «на синчик», свадебные обряды, гадания с описанием песен под разные блюда. Писатель ввел в литературный контекст жанр «сказа». Даль хорошо знает русского мужика. В своих очерках он пишет о занятиях местного населения, например о крестьянах-отходниках: «В малоземельных губерниях наших значительная часть населения зарабатывает хлеб свой на чужбине только временно; почти на побывку, принося с собой деньги на хлеб, на подушное и на другие нужды. В близких от столицы губерниях крестьяне уходят только на лето... Из дальних губерний работники уходят на два, на три и более года во все концы царства...». Автор рисует портреты отдельных социальных групп: «Бурлаки и мазуры - судорабочие и матросы идут вниз по Волге огромными толпами, с сермячою и катомкою за плечами, с парою запасных лаптей на поясе, с деревянною ложкой, заткнутою на шляпе за ремень, лычко или бечевку; за пылью и грязью на этих людях больше ничего не видать». В конце повествования Даль замечает: «Народ обходится здесь судохозяевам в работе дешевле быков и лошадей». Рассказывает нам Даль и о крестьянских портных, «которые ходят зимою по селам и, постукивая в окно, спрашивают: «Нет ли шитва?» - потом рядятся с аршина и овчины и берут копейки по две, с уговором не пускать уже в эту деревню других портных, за что обшивают волостное начальство безденежно, - а, обшив все село, идут далее и опять стучат посохом в окно». Прозаик называет своих героев - «наш сметливый народ», который может сделать «верх премудрости человеческой». «У немца на все струмент есть», - приводит Даль пословицу - и в противоположность ей другую о русском: «Бей русского - часы сделает». Русские мужики у Даля за весьма умеренную плату могут перевезти огромный колокол «саженных размеров», переставить без особых трудов мраморное конное изваяние. Ярославский крестьянин, обладая природным чутьем, при строительстве манежа видит больше подрядчика в строительных работах. Скромное обаяние ума и сметливости русского мужика в записях Владимира Ивановича являют нам признаки русского национального характера. Это может быть рассказ о том, как крестьянин убрал большой дикий камень, гранит, мешающий строительству дороги, - «он натаскал на него целый костер хворосту, зажег его и, раскалив его, велел поспешно полить его водой». Или как сделал тоже «загадливый мужичок», который пошел и выкопал под камнем яму, подкопал и свалил его туда и засыпал землей. Однако Даль не обходит стороной и отрицательные стороны в народном сознании: «На «четырех сваях» стоит русский человек - авось, небось, ничего и как-нибудь. Эти четыре сваи на плавучем материке оказываются слишком неподвижными; жаль, что они увязли глубоко и что их нельзя заменить другими». «Даля оставленный след...» На протяжении 36 лет Даль был государственным чиновником самого высокого ранга, занимаясь административными вопросами. Не бросая медицины, особенно офтальмологию и гомеопатию, В.И. Даль продолжал писать книги, были опубликованы: сборник «Были и небылицы» (1834 - 1839), статьи о русском языке (1842), материалы о русских пословицах (1847), о поверьях, суевериях и предрассудках русского народа (1845). В это же время он служит на высокой должности начальника особой канцелярии МВД России. По отзывам современников, Даль был «чиновником странным»: он везде собирал материал для своего «Толкового словаря...». На его анкеты отвечали священники и полицейские, сельские учителя и врачи. Рабочий день самого чиновника-литератора начинался в 9 утра и заканчивался в 3 часа ночи. Очень много материала для словаря дала ему Нижегородская ярмарка, куда съезжалась вся Россия. Он прекрасно разбирался в торговле, в промыслах, прекрасно знал всё устройство крестьянского хозяйства. И как писал в своих воспоминаниях Мельников-Печерский: «Крестьяне верить не хотели, что Даль был не природный русский человек. Они говорили: Он ровно в деревне взрос, на палатях вскормлен, на печи вспоен.... И до всякого-то крестьянского дела какой он доточный... Там борону починил, да так, что нашему брату и не вздумать, там научил, как сделать, чтобы с окон зимой не текло да угару в избе не было, там лошадь своими крупинками вылечил... Этими крупинками он лечил и людей, и скотину. Приедет и, прежде чем толковать о деле, обойдёт больных, кому сделает операцию, кому даст врачебный совет...». В словаре в качестве иллюстративного материала приводится большое количество фразеологизмов, пословиц и поговорок. В толкованиях слов содержится материал этнографического и даже энциклопедического характера. Труд, которому В. И. Даль посвятил более пятидесяти лет своей подвижнической жизни, опубликован в 1867 г. «Пословицы русского народа» (1862) - второй шедевр В.И. Даля. Это огромный труд, содержащий 30130 пословиц, которые распределены не по алфавиту, а по темам. «Пословица не судима», - поставил Даль эпиграфом на титульном листе сборника. Некоторые пословицы прочно вошли в нашу жизнь, например, «Язык и поит, и кормит, и спину портит», «За твоим языком не поспеешь и босиком», «Язык болтает, а голова не знает», «Говоришь по секрету, а выйдет всему свету», «На чужой роток не накинешь платок», «Лишнее говорить - себе вредить», «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Одна голова хорошо, а две лучше» и т.д.
Литература: 1. Даль, В.И. Пословицы русского народа: в 2-х томах / В. И. Даль. - Москва, 1984. - 398 с. 2. Даль, В. И. Пословицы русского народа / В. И. Даль. - Москва : Гослитиздат, 1957. - XXVIII, 991 с. 3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: [в 4 томах] / В. И. Даль. - Москва : ГИС, 1955. - Т. 1: А-З. - 669 с. 4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: [в 4 томах] / В. И. Даль. - Москва : ГИС, 1955. - Т. 2: И-О. - 779 с. 5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : [в 4 томах] / В. И. Даль. - Москва : ГИС, 1955. - Т. 3: П. - 555 с. 6. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: [в 4 томах] / В. И. Даль. - Москва : ГИС, 1955. - Т. 4: P-V. - 684 с. 7. Даль Владимир Иванович. Оренбургский край в художественных произведениях писателя / составители А. Г. Прокофьева [и др.]. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 2001. - 415 с. 8. В.И. Даль в Оренбургском крае (к 140-летию приезда В.И. Даля в Оренбург) / Оренбургское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: составитель Д. А. Бронникова. - Оренбург, 1973. 9. В.И. Даль и Общество любителей российской словесности / составитель Р.Н. Клейменова. - Санкт-Петербург, 2002. - 313 с. 10. Даль Владимир Иванович. Документы. Письма. Воспоминания / составители Г. П. Матвиевская и др. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 2008. - 542 с. 11. Золотое звено В.И. Даля / автор-составитель P.M. Коломцева. - Москва, 1995. - 16 с. 12. Мельников-Печерский, П.И. Воспоминания о В.И. Дале / П. И. Мельников - Печерский // Литература в школе. - 2001. - № 1. - С. 9-17. 13. Опря, О. В. Фольклорные традиции в творчестве В.И. Даля : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / О.В. Опря; Самарский государственный педагогический университет. - Самара, 2003. - 25с. 14. Порудоминский, В. И. Повесть о Толковом словаре / В.И. Порудоминский. - Москва : Книга, 1981. - 124 с. 15. Прянишников, Н. Е. Писатели-классики в Оренбургском крае: из литературного прошлого Чкаловской области / Н.Е. Прянишников. - Чкалов : Чкаловское издательство ОГИЗ, 1946. - 144 с. 16. Пыпин, А. Н. История русской этнографии : в 4 т. / А.Н. Пыпин. - Санкт-Петербург : Типография М.М. Стасюлевича (1890 - ). Т. 1 : Общий обзор изучений народности и этнография великорусская. - 1890. - 424 с. В этом разделе18 Апреля 2024 Книжное ассорти. Часть 12715 Апреля 2024 Страницы прошлого листая. Выпуск 16. Волшебная повесть для детей «Чёрная курица, или Подземные жители»4 Апреля 2024 Книжное ассорти. Часть 1261 Апреля 2024 Подкаст «О писателе за 10 минут». Николай Гоголь |