Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Значение слова: «И́гольца»

Главная / Новости и события / PROлитературу / Страницы прошлого листая. Выпуск 12: Сто рисунков к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души»

Страницы прошлого листая. Выпуск 12: Сто рисунков к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души»

Сектор редких книг Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской продолжает знакомить читателей с книжными памятниками, книжными коллекциями и шедеврами полиграфического искусства, хранящимися в его богатейшем фонде.

Очередной выпуск рубрики «Страницы прошлого листая» посвящён первому изданию сборника рисунков к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души».

 

 

Иллюстрации были выполнены в первой половине 1840-х годов художником Александром Агиным (1817-1875) и гравированы на дереве гравёром (ксилографом) Евстафием Бернадским (1819-1889).

В начале 1846 года Евстафий Бернадский через литературного критика, издателя Петра Плетнёва обратился к Николаю Гоголю с предложением выпустить новое - иллюстрированное - издание «Мёртвых душ» с гравюрами, выполненными по рисункам Александра Агина. В ответ на это предложение Николай Васильевич 20 марта 1846 года написал письмо, в котором отказался от сотрудничества, указав, что является противником «всяких политипажей и модных выдумок». «Товар должен продаваться лицом и нечего его подслащивать этим кондитерством», - писал Гоголь.

Художники не отчаялись и решили выпускать гравюры с иллюстрациями к произведению отдельными листами с минимальным количеством текста. Первый выпуск, включавший четыре гравюры, был разослан подписчикам в конце 1846 года, а затем издатели еженедельно выпускали по четыре рисунка.

Всё издание стоило 10 рублей и должно было быть окончено к концу 1847 года. Выпуск гравированного издания стоил огромных денег, поэтому художники обратились за помощью к «архангельскому почётному гражданину Горяинову». Тот оплатил все издержки по гравированию и печатанию, получив все права на издание и сами клише этих рисунков.

В работе над изданием, кроме Бернадского, приняли участие его ученики Фёдор Бронников и Пётр Куренков.

Всего вышло 18 еженедельных выпусков издания из 25 запланированных, в них были опубликованы 72 гравюры из 100. Евстафий Бернадский поссорился с Горяиновым, и выдача денег на типографские издержки была прекращена. После этого в 1848 году гравёр обратился в Академию художеств, указывая, что имеет ещё несколько (28) готовых рисунков для сочинения Гоголя «Мёртвые души» и желает окончить издание, «дабы оправдать тем доверие к себе Высочайших особ, состоявших в числе подписчиков и публики». Бернадский просил выплатить ему единовременно 600 рублей на покрытие издержек на печатание приготовленных рисунков и покупку бумаги. Деньги были выделены и записаны «на счёт суммы на ободрение художников». Однако издание так и не было завершено.

В фонде сектора редких книг библиотеки им. Н. К. Крупской хранится первое неоконченное издание иллюстраций к поэме Николая Гоголя «Мёртвые души», датированное 1846-1847 годами.

В 1849 году гравёр был арестован и привлечён к следствию за участие в кружке петрашевцев, провел два месяца в тюремном замке, но вследствие отсутствия доказательств вины был оправдан.

В 1850 и 1855 годы Евстафий Бернадский вновь обращался в Академию художеств за пособием, но получил отказ.

Право на издание 72 рисунков оставалось у Горяинова, а после его смерти перешло к наследникам, у которых и было приобретено книгоиздателем Дмитрием Дмитриевичем Фёдоровым. Неизданные 28 рисунков Александра Агина, клише с которых оказались в целостности (с них не было сделано даже пробного оттиска) включили в первое полное издание «Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», которое вышло в Санкт-Петербурге лишь в 1892 году.

Историю издания рисунков Александра Агина подробно описал писатель, публицист Николай Лесков. Его статья «Об иллюстрациях «Мёртвых душ» была напечатана в 1892 году в восьмом номере журнала «Нива». Николай Семёнович отмечал, что «иллюстрации имеют своей задачей восполнить художественное впечатление текста посредством графических изображений, воспроизводящих описанные автором лица и бытовую обстановку того времени», поэтому рисунки Агина так важны и интересны читающей публике.

Рассматривая значение этих иллюстраций, Лесков указывал, что рисунки Петра Боклевского (1816-1897), опубликованные в 1875 году, «славятся своей весёлостью, и в этом смысле они очень хороши». При этом «они впадают в шарж и даже в карикатурность, а потому их нечего и сравнивать с рисунками Агина, который рисовал очень правильно и старался дать типы гоголевских лиц, которые ему знакомы как современнику».

Сравнивая Агинские иллюстрации с рисунками Павла Соколова (1826-1905), вышедшими в 1891 году, Николай Лесков отмечал, что они «превосходны и похвалены во всех газетах по достоинству (в них особенно достойна внимания обстановочная сторона, которая бедная у Агина)». При этом «у Соколова в его альбоме всего только 12 картин, и сообразно этому, значит, изображено только 12 сцен из «Мёртвых душ», тогда как у Агина 103 картины, представляющие сто разных моментов и три сцены в двух вариациях». Данная ситуация «всегда будет давать Агинскому альбому преимущества перед альбомами менее полными, и потому-то любителю литературы Агинский альбом рисунков к «Мёртвым душам» непременно будет интереснее и драгоценнее других двух альбомов, тоже очень хороших, но не представляющих собой всей той полноты, какую мы находим в альбоме рисунков Агина».

Таким образом, альбом рисунков к «Мёртвым душам», выполненных Александром Агиным и гравированных Евстафием Бернадским, считается самой полной и пространной коллекцией иллюстраций к произведению. Он является настоящим памятником русского полиграфического искусства середины XIX века.

 

Список литературы:

1. Агин, А. А. Сто рисунков из сочинения Н. В. Гоголя «Мёртвые души» / рисунки А. А. Агина; гравюры на дереве Е. Бернардского. - Санкт-Петербург : Издание Е. Бернардского, [1846]. - 69 л.: рис.

2. Сто рисунков к поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» / рисунки А. Агина; гравировал Бернадский. - С.-Петербург : Издание Д. Д. Фёдорова, 1892. - [3] с., 100 л.: рис.

5 Июня 2023  10:38    Просмотров: 2204
Поделиться: