Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
  Электронный каталог   Электронная библиотека   Продление книг   Виртуальная справка   Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые посетители!

Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772

Значение слова: «Голи́цы»

Главная / Новости и события / PROлитературу / «Гумилевская осень»

«Гумилевская осень»

В 2021 г. исполнилось 135 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти поэта Серебряного века, литератора Николая Степановича Гумилева.

В историю русской литературы он вошел как основатель акмеизма (от греч. «цветение», «расцвет») - литературного течения, противопоставлявшего себя символизму, провозглашавшего материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

 

 

Акмеисты использовали ясный поэтический язык, слова в их истинном значении, предметные образы и историко-культурные ассоциации, стремились передать подлинные чувства и красоту реального мира.

«Мне не нравится томность
Ваших скрещенных рук,
И спокойная скромность,
И стыдливый испуг.

Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно-осеннего
От аллеи, где кружат листы...»

(Н.С. Гумилев, «Девушке»)

В редком фонде Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской хранятся четыре сборника прижизненных изданий стихотворений Николая Гумилева. Самый ранний из них - «Жемчуга» [1], был напечатан в Москве в 1910 г. книгоиздательством «Скорпион» («издательством русских символистов», основанным в 1900 г. меценатом С.А. Поляковым, поэтами В. Брюсовым и Ю. Балтрушайтисом).

В данный сборник, посвященный своему «учителю Валерию Брюсову», Гумилев включил 87 стихотворений, написанных в 1906 - 1910 гг., из которых девять не переиздавались при жизни автора.

Книга состоит из четырех частей: Черный жемчуг, Жемчуг серый, Жемчуг розовый и Романтические цветы (стихи 1906 - 1908 гг.), посвященные его жене Анне Андреевне Горенко (Анне Ахматовой).

 

 

В качестве эпиграфов к каждой из частей используются отрывки из поэмы «Гнев Самсона» Альфреда де Виньи, стихотворений В. Брюсова, Вяч. Иванова, И Анненского.

В рецензии на сборник, опубликованной в журнале «Аполлон» поэт-символист В.И. Иванов отметил, что Николай Гумилев «ученик, которого мастер не признать не может» [2]. Литературный критик В.Л. Рогачевский в рецензии в журнале «Современный мир» указал, что Гумилев «хочет писать стихи-сказки, у него встречаются красивые образы, но нет своей сказки. Поэзия Н. Гумилева - это «литература», но при этом литература, в которой хромает грамматика» [3].

Поэт-символист, литератор В.Я. Брюсов в рецензии для журнала «Русская мысль» подчеркнул, что «Н. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманными и утонченно-звучащими стихами. Н. Гумилев не создал никакой новой манеры письма, но, заимствовав приемы стихотворной техники у своих предшественников, он сумел их усовершенствовать, развить, углубить...» [4].

Сборник произведений Н. Гумилева «Чужое небо. Третья книга стихов» [5] был выпущен издательством «Аполлон», созданным на базе одноименного иллюстрированного ежемесячника, в Санкт-Петербурге в 1912 г.

 

 

Идея учреждения журнала, где в равной мере представлены литература и изобразительное искусство, принадлежит художественному критику, поэту Сергею Константиновичу Маковскому. В январе 1909 г. на художественной выставке «Салон 1909 года» он познакомился с начинающим поэтом Николаем Гумилевым.

В ходе завязавшегося разговора было принято решение организовать «эклектичный» журнал общего характера, где под редакцией постоянного сотрудника будут выходить ежемесячные обзорыхудожественных и литературных событий (поэзия, проза, изобразительные искусства, архитектура, выставки, театр и музыка). В виде ежемесячных альманахов станут печататься стихи, новеллы и драмы русских и иностранных писателей в художественных переводах, а также оригинальные рисунки (графика) и репродукции (фотокопии и литографии) к статьям.

Первый номер иллюстративного альманаха «Аполлон» вышел 24 - 25 октября 1909 г. Литературно-критический отдел журнала возглавил Н. Гумилев. В редакции, располагавшейся в Санкт-Петербурге по адресу: Мойка (Набережная р. Мойки), д. 24 периодически устраивались выставки картин и проводились литературные вечера по пригласительным билетам [6].

Особая атмосфера и дух журнала привлекали к нему молодых художников и поэтов. В первом номере редакция просила авторов присылать только рукописи, написанные четким и разборчивым почерком - по возможности на печатной машинке.

 

 

 

Не напечатанные рукописи хранились в течение трех месяцев, а затем уничтожались (в случае оплаты пересылки они возвращались авторам).

С изданием сотрудничали: М.А. Кузьмин (был ведущим рубрики «Заметки о русской беллетристике»), С.А. Ауслендер (вел рубрику «Петербургские театры»), Н.С. Гумилев (вел раздел «Письма о русской поэзии»), С.М. Городецкий, О. Мандельштам, М. Волошин и др. Журнал был закрыт в связи с материальными трудностями в 1918 году. В редком фонде ООУНБ им. Н.К. Крупской хранятся 69 номеров иллюстративного альманаха «Аполлон» за 1909 - 1917 гг.

Сам Н. Гумилев называл «Чужое небо» первым акмеистическим сборником, хотя он и вышел до обнародования декларации нового поэтического течения. В книге ярко проявляется образ нового мира - мира чуждого для героев. Поэтому, чтобы показать самобытность и особенности мироощущения героев он помещает их в «чужое» (чуждое им) пространство:


«И мне сказали, что никто
Из этих старых ветеранов,
Средь копий Греза и Ватто,
Средь мягких кресел и диванов,

Не скроет ветхую кровать,
Ему служившую в походах,
Чтоб вечно сердце волновать
Воспоминаньем о невзгодах»

(Н.С. Гумилев. Туркестанские генералы)

Книга состоит из пяти разделов (в общей сложности 38 стихотворение, из которых 12 печатались впервые). Стихотворения разделены на две группы и расположены в первом и втором разделах. Второй раздел включает стихотворения посвященные Анне Ахматовой, третий - переводы Н. Гумилева произведений французского поэта Теофила Готье (1811 - 1872 гг.), четвертый раздел содержит две поэмы: «Блудный сын» и «Открытие Америки», пятый раздел - одноактную пьесу в стихах «Дон Жуан в Египте». Тем самым, автор стремился подчеркнуть новый характер сборника, выразить новое мироощущение, используя различные способы художественного воздействия на читателя.

Несмотря на разнообразие тем и художественных приемов, использованных Н. Гумилевым при составлении данного сборника, он был холодно встречен критиками. В рецензии, опубликованной в журнале «Современник», литературный критик, прозаик Б.А. Садовской отмечал, что «о «Чужом небе», как о книге поэзии, можно не говорить совсем, потому что ее автор - прежде всего не поэт. В стихах у него отсутствует совершенно магический трепет поэзии... Гумилев легко и ловко фабрикует свои стихи: между ними нет ни превосходных, ни неудачных, - все на одном уровне, а это самый дурной знак, указывающий на полную безнадежность автора как поэта. По-видимому, сам Гумилев вполне искренно считает себя «новым поэтом», своего рода Колумбом...» [7].

Поэт, литературный критик М.А. Кузьмин в рецензии для журнала «Нива» указывал, что данная книга «удивит, разочарует и пленит поклонников бывшего его экзотизма. ... В ней присутствует большая свобода форм, более чувственная лирика, стремление к большей простате... Гумилев от «Жемчугов» отошел, но ни к чему определенному еще не пришел» [8].

В редком фонде ООУНБ им. Н.К. Крупской также хранятся вышедшие в Петрограде в издательстве «Гиперборей» в 1918 г. произведения Н. Гумилева: «Африканская поэма Мик» и «Китайские стихи. Фарфоровый павильон».

Данное издательство было образовано в 1914 г. на базе литературного сборника поэтов-акмеистов «Гиперборей. Ежемесячник стихов и критики». Сочинения Гумилева стали последними, вышедшими книгами.

За годы работы издательства (1914 - 1918 гг.) в нем было выпущено 12 сборников стихотворений. Среди них: «Четки» А. Ахматовой, «Горница» Г. Иванова, «Облака» Г. Адамовича, «Камень» (2-ое издание) О. Мандельштама, «Четырнадцать стихотворений» М. Зенкевича.

 

 

«Мик. Африканская поэма» [9], состоящая из десяти частей (всего 1031 строка) была написана Николаем Гумилевым в феврале 1914 г. по возвращении из второй, согласованной с Императорской Российской Академией наук, экспедицией в Абиссинию (Эфиопию и Египет).

Рассказывая историю путешествия маленького абиссинского мальчика Мика и его французского друга Луи, образ которого списан с сына Николая Гумилева - Льва, поэт в полусказочной форме признается в любви к далекому континенту:

«Еще три дня, и их глазам
Предстал, как первобытный храм,
Скалистый и крутой отвес,
Поросший редкою сосной,
Вершиной вставший до небес,
Упершийся в дремучий лес
Своею каменной пятой...»

Стилистически поэма похожа на приключенческие произведения Ф. Купера и Р. Киплинга. Ряд исследователей отмечают ее сходство с написанной таким же размером поэмой «Мцыри». Также как у М.Ю. Лермонтова, главный герой Мик остается сиротой, становится пленником и живет на чужбине.

Важной особенностью издания 1918 г. являются примечания, объясняющие читателям абиссинские термины, обозначающие титулы царей, купцов, продукты питания (хлеб, пиво), а также называющие основные города государства.

Сборник «Фарфоровый павильон. Китайские стихи» [10] состоит из двух циклов: «Китай» и «Индо-Китай» (всего 15 стихотворений), представляющих собой литературные переложения Н. Гумилевым французских переводов (Жюдит Готье и др.) классиков средневековой китайской поэзии (Ли Бо и Ду Фу).

Книга украшена иллюстрациями из «Пятикнижия» (У-цзин-ту) 1724 г. издания, взятыми из собрания ксилографов библиотеки Петроградского университета.

 

 

 

 

 

Не пытаясь точно следовать своеобразной форме и стилю китайской поэзии, Гумилев стремится лишь обозначить их основные черты, придать своим стихам восточное звучание:

«Среди искусственного озера
Поднялся павильон фарфоровый.
Тигриною спиною выгнутый,
Мост яшмовый к нему ведет.

И в этом павильоне несколько
Друзей, одетых в платья светлые,
Из чаш, расписанных драконами,
Пьют подогретое вино»

(Н.С. Гумилев. Фарфоровый павильон )

В соответствии с литературной традицией Китая в сборнике доминируют пейзажные образы, деревья, цветы, озера, скалы. В стихотворениях Н. Гумилев передает безмятежность, беззаботность бытия, восточное спокойствие и порождаемое ими творческое наслаждении, а эпитет «фарфоровый» применяемый поэтом подчеркивает иллюзорность окружающей действительности.

В память о Николае Степановиче Гумилеве ежегодно в поселке Победино (ранее Шиллинен) Краснознаменского городского округа Калининградской области в середине октября проходит литературный фестиваль «Гумилевская осень».

Место его поведения выбрано не случайно. В октябре 1914 г. в Восточной Пруссии началось «второе» наступление войск русской армии на немецкие позиции. В боях за гг. Владиславов (ныне г. Кудиркос-Науместис, Литовская Республика), Ширвиндт (в настоящее время - п. Кутузово, Краснознаменский район Калининградской области) и Шиллинен принял участие лейб-гвардии Уланский Ее Величества Императрицы Александры Федоровны полк, во втором маршевом эскадроне которого вольноопределяющимся служил Николай Гумилев. Воспоминания об этих событиях нашли отражение в военных стихотворениях поэта:

Война. М. М. Чичагову
«Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед...»
1914 г.

а также в «Записках кавалериста» [11], печатавшихся в газете «Биржевые ведомости» с 3 февраля 1915 г. по 11 января 1916 г. Тексты «Записок» (всего 17 публикаций) доставлялись в редакцию лично автором. Некоторые из них имели подзаголовок «От нашего специального военного корреспондента», однако, они задумывались как особая документальная повесть, описывающая все превратности армейской жизни:

«Теперь я понял, почему кавалеристы так мечтают об атаках. Налететь на людей, которые, запрятавшись в кустах и окопах, безопасно расстреливают издали видных всадников, заставить их бледнеть от все учащающегося топота копыт, от сверкания обнаженных шашек и грозного вида наклоненных пик, своей стремительностью легко опрокинуть, точно сдунуть, втрое сильнейшего противника, это - единственное оправдание всей жизни кавалериста».

Первый литературный фестиваль прошел в 2001 г. На следующий год в п. Победино был установлен памятный камень со скульптурным барельефом, изображающим поэта.

В заключении хочется отметить, что октябрь является знаковым месяцем в жизни поэта. В октябре 1905 г. вышел первый поэтический сборник Николая Гумилева - «Путь конквистадоров», в октябре 1909 г. - первый номер, созданного им вместе с С. Маковским журнала «Аполлон», в октябре 1912 г. родился сын - Лев, в октябре 1914 г. он впервые принял участие в сражениях Мировой войны. Осенью 1918 г. по приглашению М. Горького Н. Гумилев возглавил французский отдел издательства «Всемирная литература», редактировал переводы других поэтов. «Гумилевская осень» - это с одной стороны, время «божественного сна», с другой - время новых мыслей, надежд и свершений в ожидании радости от прихода «лазурной весны».

Список использованной литературы:


1 . Гумилев, Н.С. Жемчуга / Н.С. Гумилев - Москва: Скорпион, 1910. - 167 с.
2. Иванов, Вяч.И. Жемчуга. Н. Гумилева / В.И. Иванов // Аполлон. - 1910. -№ 7. - С. 38 - 41.
3. Львов-Рогачевский, В.Л. Н. Гумилев. Жемчуга / В.Л. Рогачевский // Современный мир. - 1911. - № 5. - С. 341 - 342.
4. Брюсов, В.Я. Н. Гумилев. Жемчуга / В.Я. Брюсов // Русская мысль. - 1910. - № 7. - С. 318 - 320.
5. Гумилев, Н.С. Чужое небо третья книга стихов / Н.С. Гумилев. - Санкт-Петербург: Издательство «Аполлон», 1912. - 122 с.
6. Аполлон: иллюстрированный журнал. - 1909. - №1.
7. Садовской, Б.А. Н. Гумилев. Чужое небо / Б.А. Садовской // Современник - 1912. - № 4. - С. 364 - 366.
8. Кузьмин, М. Рецензия на книгу: Гумилев. Н. Чужое небо: Третья книга стихов / М.А. Кузьмин // Нива. - 1913. - № 1. - С. 161 - 162.
9. Гумилев, Н.С. Мик. Африканская поэма / Н.С. Гумилев. - Санкт-Петербург: Издательство «Гиперборей», 1918 - 45 с.
10. Гумилев, Н.С. Фарфоровый павильон. Китайские стихи / Н.С. Гумилев. - Санкт-Петербург: Издательство «Гиперборей», 1918 - 28 с.
11. Гумилев, Н.С. Записки кавалериста / Н. С. Гумилев; под редакцией А. Балакиной. - Санкт-Петербург: ИГ Лениздат, 2014. - 320 с. (электронная копия: gumilev.ru/prose/37).

5 Октября 2021  10:33    Просмотров: 2211
Поделиться: