Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
Независимая оценка качества оказания услуг Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772 |
Главная / Новости и события / PROлитературу / «Гумилевская осень»«Гумилевская осень»В 2021 г. исполнилось 135 лет со дня рождения и 100 лет со дня смерти поэта Серебряного века, литератора Николая Степановича Гумилева. В историю русской литературы он вошел как основатель акмеизма (от греч. «цветение», «расцвет») - литературного течения, противопоставлявшего себя символизму, провозглашавшего материальность, предметность тематики и образов, точность слова.
Акмеисты использовали ясный поэтический язык, слова в их истинном значении, предметные образы и историко-культурные ассоциации, стремились передать подлинные чувства и красоту реального мира. «Мне не нравится томность Героиня романов Тургенева, (Н.С. Гумилев, «Девушке») В редком фонде Оренбургской областной универсальной научной библиотеки им. Н.К. Крупской хранятся четыре сборника прижизненных изданий стихотворений Николая Гумилева. Самый ранний из них - «Жемчуга» [1], был напечатан в Москве в 1910 г. книгоиздательством «Скорпион» («издательством русских символистов», основанным в 1900 г. меценатом С.А. Поляковым, поэтами В. Брюсовым и Ю. Балтрушайтисом). В данный сборник, посвященный своему «учителю Валерию Брюсову», Гумилев включил 87 стихотворений, написанных в 1906 - 1910 гг., из которых девять не переиздавались при жизни автора. Книга состоит из четырех частей: Черный жемчуг, Жемчуг серый, Жемчуг розовый и Романтические цветы (стихи 1906 - 1908 гг.), посвященные его жене Анне Андреевне Горенко (Анне Ахматовой).
В качестве эпиграфов к каждой из частей используются отрывки из поэмы «Гнев Самсона» Альфреда де Виньи, стихотворений В. Брюсова, Вяч. Иванова, И Анненского. В рецензии на сборник, опубликованной в журнале «Аполлон» поэт-символист В.И. Иванов отметил, что Николай Гумилев «ученик, которого мастер не признать не может» [2]. Литературный критик В.Л. Рогачевский в рецензии в журнале «Современный мир» указал, что Гумилев «хочет писать стихи-сказки, у него встречаются красивые образы, но нет своей сказки. Поэзия Н. Гумилева - это «литература», но при этом литература, в которой хромает грамматика» [3]. Поэт-символист, литератор В.Я. Брюсов в рецензии для журнала «Русская мысль» подчеркнул, что «Н. Гумилев медленно, но уверенно идет к полному мастерству в области формы. Почти все его стихотворения написаны прекрасно, обдуманными и утонченно-звучащими стихами. Н. Гумилев не создал никакой новой манеры письма, но, заимствовав приемы стихотворной техники у своих предшественников, он сумел их усовершенствовать, развить, углубить...» [4]. Сборник произведений Н. Гумилева «Чужое небо. Третья книга стихов» [5] был выпущен издательством «Аполлон», созданным на базе одноименного иллюстрированного ежемесячника, в Санкт-Петербурге в 1912 г.
Идея учреждения журнала, где в равной мере представлены литература и изобразительное искусство, принадлежит художественному критику, поэту Сергею Константиновичу Маковскому. В январе 1909 г. на художественной выставке «Салон 1909 года» он познакомился с начинающим поэтом Николаем Гумилевым. В ходе завязавшегося разговора было принято решение организовать «эклектичный» журнал общего характера, где под редакцией постоянного сотрудника будут выходить ежемесячные обзорыхудожественных и литературных событий (поэзия, проза, изобразительные искусства, архитектура, выставки, театр и музыка). В виде ежемесячных альманахов станут печататься стихи, новеллы и драмы русских и иностранных писателей в художественных переводах, а также оригинальные рисунки (графика) и репродукции (фотокопии и литографии) к статьям. Первый номер иллюстративного альманаха «Аполлон» вышел 24 - 25 октября 1909 г. Литературно-критический отдел журнала возглавил Н. Гумилев. В редакции, располагавшейся в Санкт-Петербурге по адресу: Мойка (Набережная р. Мойки), д. 24 периодически устраивались выставки картин и проводились литературные вечера по пригласительным билетам [6]. Особая атмосфера и дух журнала привлекали к нему молодых художников и поэтов. В первом номере редакция просила авторов присылать только рукописи, написанные четким и разборчивым почерком - по возможности на печатной машинке.
Не напечатанные рукописи хранились в течение трех месяцев, а затем уничтожались (в случае оплаты пересылки они возвращались авторам). С изданием сотрудничали: М.А. Кузьмин (был ведущим рубрики «Заметки о русской беллетристике»), С.А. Ауслендер (вел рубрику «Петербургские театры»), Н.С. Гумилев (вел раздел «Письма о русской поэзии»), С.М. Городецкий, О. Мандельштам, М. Волошин и др. Журнал был закрыт в связи с материальными трудностями в 1918 году. В редком фонде ООУНБ им. Н.К. Крупской хранятся 69 номеров иллюстративного альманаха «Аполлон» за 1909 - 1917 гг. Сам Н. Гумилев называл «Чужое небо» первым акмеистическим сборником, хотя он и вышел до обнародования декларации нового поэтического течения. В книге ярко проявляется образ нового мира - мира чуждого для героев. Поэтому, чтобы показать самобытность и особенности мироощущения героев он помещает их в «чужое» (чуждое им) пространство:
Не скроет ветхую кровать, (Н.С. Гумилев. Туркестанские генералы) Книга состоит из пяти разделов (в общей сложности 38 стихотворение, из которых 12 печатались впервые). Стихотворения разделены на две группы и расположены в первом и втором разделах. Второй раздел включает стихотворения посвященные Анне Ахматовой, третий - переводы Н. Гумилева произведений французского поэта Теофила Готье (1811 - 1872 гг.), четвертый раздел содержит две поэмы: «Блудный сын» и «Открытие Америки», пятый раздел - одноактную пьесу в стихах «Дон Жуан в Египте». Тем самым, автор стремился подчеркнуть новый характер сборника, выразить новое мироощущение, используя различные способы художественного воздействия на читателя. Несмотря на разнообразие тем и художественных приемов, использованных Н. Гумилевым при составлении данного сборника, он был холодно встречен критиками. В рецензии, опубликованной в журнале «Современник», литературный критик, прозаик Б.А. Садовской отмечал, что «о «Чужом небе», как о книге поэзии, можно не говорить совсем, потому что ее автор - прежде всего не поэт. В стихах у него отсутствует совершенно магический трепет поэзии... Гумилев легко и ловко фабрикует свои стихи: между ними нет ни превосходных, ни неудачных, - все на одном уровне, а это самый дурной знак, указывающий на полную безнадежность автора как поэта. По-видимому, сам Гумилев вполне искренно считает себя «новым поэтом», своего рода Колумбом...» [7]. Поэт, литературный критик М.А. Кузьмин в рецензии для журнала «Нива» указывал, что данная книга «удивит, разочарует и пленит поклонников бывшего его экзотизма. ... В ней присутствует большая свобода форм, более чувственная лирика, стремление к большей простате... Гумилев от «Жемчугов» отошел, но ни к чему определенному еще не пришел» [8]. В редком фонде ООУНБ им. Н.К. Крупской также хранятся вышедшие в Петрограде в издательстве «Гиперборей» в 1918 г. произведения Н. Гумилева: «Африканская поэма Мик» и «Китайские стихи. Фарфоровый павильон». Данное издательство было образовано в 1914 г. на базе литературного сборника поэтов-акмеистов «Гиперборей. Ежемесячник стихов и критики». Сочинения Гумилева стали последними, вышедшими книгами. За годы работы издательства (1914 - 1918 гг.) в нем было выпущено 12 сборников стихотворений. Среди них: «Четки» А. Ахматовой, «Горница» Г. Иванова, «Облака» Г. Адамовича, «Камень» (2-ое издание) О. Мандельштама, «Четырнадцать стихотворений» М. Зенкевича.
«Мик. Африканская поэма» [9], состоящая из десяти частей (всего 1031 строка) была написана Николаем Гумилевым в феврале 1914 г. по возвращении из второй, согласованной с Императорской Российской Академией наук, экспедицией в Абиссинию (Эфиопию и Египет). Рассказывая историю путешествия маленького абиссинского мальчика Мика и его французского друга Луи, образ которого списан с сына Николая Гумилева - Льва, поэт в полусказочной форме признается в любви к далекому континенту: «Еще три дня, и их глазам Стилистически поэма похожа на приключенческие произведения Ф. Купера и Р. Киплинга. Ряд исследователей отмечают ее сходство с написанной таким же размером поэмой «Мцыри». Также как у М.Ю. Лермонтова, главный герой Мик остается сиротой, становится пленником и живет на чужбине. Важной особенностью издания 1918 г. являются примечания, объясняющие читателям абиссинские термины, обозначающие титулы царей, купцов, продукты питания (хлеб, пиво), а также называющие основные города государства. Сборник «Фарфоровый павильон. Китайские стихи» [10] состоит из двух циклов: «Китай» и «Индо-Китай» (всего 15 стихотворений), представляющих собой литературные переложения Н. Гумилевым французских переводов (Жюдит Готье и др.) классиков средневековой китайской поэзии (Ли Бо и Ду Фу). Книга украшена иллюстрациями из «Пятикнижия» (У-цзин-ту) 1724 г. издания, взятыми из собрания ксилографов библиотеки Петроградского университета.
Не пытаясь точно следовать своеобразной форме и стилю китайской поэзии, Гумилев стремится лишь обозначить их основные черты, придать своим стихам восточное звучание: «Среди искусственного озера И в этом павильоне несколько (Н.С. Гумилев. Фарфоровый павильон ) В соответствии с литературной традицией Китая в сборнике доминируют пейзажные образы, деревья, цветы, озера, скалы. В стихотворениях Н. Гумилев передает безмятежность, беззаботность бытия, восточное спокойствие и порождаемое ими творческое наслаждении, а эпитет «фарфоровый» применяемый поэтом подчеркивает иллюзорность окружающей действительности. В память о Николае Степановиче Гумилеве ежегодно в поселке Победино (ранее Шиллинен) Краснознаменского городского округа Калининградской области в середине октября проходит литературный фестиваль «Гумилевская осень». Место его поведения выбрано не случайно. В октябре 1914 г. в Восточной Пруссии началось «второе» наступление войск русской армии на немецкие позиции. В боях за гг. Владиславов (ныне г. Кудиркос-Науместис, Литовская Республика), Ширвиндт (в настоящее время - п. Кутузово, Краснознаменский район Калининградской области) и Шиллинен принял участие лейб-гвардии Уланский Ее Величества Императрицы Александры Федоровны полк, во втором маршевом эскадроне которого вольноопределяющимся служил Николай Гумилев. Воспоминания об этих событиях нашли отражение в военных стихотворениях поэта: Война. М. М. Чичагову а также в «Записках кавалериста» [11], печатавшихся в газете «Биржевые ведомости» с 3 февраля 1915 г. по 11 января 1916 г. Тексты «Записок» (всего 17 публикаций) доставлялись в редакцию лично автором. Некоторые из них имели подзаголовок «От нашего специального военного корреспондента», однако, они задумывались как особая документальная повесть, описывающая все превратности армейской жизни: «Теперь я понял, почему кавалеристы так мечтают об атаках. Налететь на людей, которые, запрятавшись в кустах и окопах, безопасно расстреливают издали видных всадников, заставить их бледнеть от все учащающегося топота копыт, от сверкания обнаженных шашек и грозного вида наклоненных пик, своей стремительностью легко опрокинуть, точно сдунуть, втрое сильнейшего противника, это - единственное оправдание всей жизни кавалериста». Первый литературный фестиваль прошел в 2001 г. На следующий год в п. Победино был установлен памятный камень со скульптурным барельефом, изображающим поэта. В заключении хочется отметить, что октябрь является знаковым месяцем в жизни поэта. В октябре 1905 г. вышел первый поэтический сборник Николая Гумилева - «Путь конквистадоров», в октябре 1909 г. - первый номер, созданного им вместе с С. Маковским журнала «Аполлон», в октябре 1912 г. родился сын - Лев, в октябре 1914 г. он впервые принял участие в сражениях Мировой войны. Осенью 1918 г. по приглашению М. Горького Н. Гумилев возглавил французский отдел издательства «Всемирная литература», редактировал переводы других поэтов. «Гумилевская осень» - это с одной стороны, время «божественного сна», с другой - время новых мыслей, надежд и свершений в ожидании радости от прихода «лазурной весны». Список использованной литературы:
В этом разделе31 Октября 2024 Осторожно! Книги... разбивающие сердце29 Октября 2024 Пародии оренбургского автора – на страницах журнала «Чаян»25 Октября 2024 Подкаст «Специализированный фонд областной библиотеки»: Татьяна Устинова «Ковчег Марка» (16+)24 Октября 2024 Букридер. Выпуск 34. Саморазвитие через книги |