Министерство культуры Оренбургской области научная библиотека им. Н.К. Крупской г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76 |
RU / EN Версия для слабовидящих Контактная информация Режим работы |
Независимая оценка качества оказания услуг Уважаемые посетители! Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке: https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772 |
Главная / Новости и события / PROлитературу / «Горькая судьбина»: к 165-летию со дня рождения Нины Анненковой-Бернар«Горькая судьбина»: к 165-летию со дня рождения Нины Анненковой-БернарВ январе 2024 года исполняется 165 лет со дня рождения прозаика и драматурга, одного из первых «народных артистов Казахской АССР», актрисы Нины Павловны Анненковой-Бернар (урождённой Анны Павловны Бернард). Сектор редких книг Оренбургской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской предлагает вниманию читателей обзор «Горькая судьбина», приуроченный к юбилею писательницы.
Анна Павловна родилась в 1859 году (по её словам, в 1864 году) в семье коллежского асессора, чиновника Псковской казённой палаты Павла Бернарда. Она обучалась в Мариинской женской гимназии в Санкт-Петербурге, посещала Драматические курсы знаменитой актрисы Веры Васильевны Самойловой. Во время учёбы Анна играла на частных клубных сценах репертуар инженю (актрисы этого амплуа изображают наивных невинных девушек). Широкая публика её не знала. С 1880 года Бернар выступала в провинциальных театрах в Вильно (сейчас - Вильнюс), Тифлисе (ныне - Тбилиси), Казане, Самаре и Оренбурге, взяв себе псевдоним «Нина Павловна Анненкова-Бернар». Здесь она исполняла как трагические роли (Жанна д'Арк, Катерина в пьесе Островского «Гроза»), так и лирико-драматические. Уехав в провинцию, Нина Павловна Анненкова-Бернар не потеряла связи со столичными театрами. Антрепренёры знали о ней по сообщениям в прессе, а труппы, выезжавшие на гастроли, видели её на сцене. В 1889 году провинциальную актрису пригласили в московский театр, организованный актрисой Елизаветой Николаевной Горевой. Руководил им знаменитый журналист, литератор Пётр Дмитриевич Боборыкин. Он лично подобрал репертуар и помог Горевой собрать труппу. Игравшие в паре Нина Анненкова-Бернар в роли Елизаветы и Мамонт Дальский в роли дона Карлоса (драма Фридриха Шиллера «Дон Карлос, инфант испанский») поразили Москву, актёры были приглашены в Петербург. В статье «Нина Павловна Анненкова-Бернар» современный театровед Вера Сомина указывает, что за эту роль критики стали именовать актрису «воркующей голубкой», воплощением «майского вечера», тактично соединявшей пресловутую «голубку» с «энергической женщиной ... Госпожа Анненкова сделала всё, что можно было сделать на её месте. Её игра даже была тактичнее и правдивее, чем представление о ней самого Шиллера». Нина Анненкова-Бернар много и часто читала стихи на благотворительных вечерах. Декламация стала для неё главным выразительным средством, с помощью которого образы «обретали пафос положительности и приподнимались над обыденностью». В своей статье В. Сомина указывает, что манера исполнения актрисы соответствовала её характеру: «Живая, общительная, всегда в гуще событий, среди людей, открытая всему новому - новым проблемам, новым явлениям, она хотела свои жизненные и литературные наблюдения и впечатления вложить в образы современниц, искала драматургию, которая позволила бы ей сделать это». В апреле 1890 года Нина Павловна дебютировала на императорской сцене в роли Елизаветы Николаевны (в одноимённой пьесе Модеста Чайковского). Впечатлённый игрой актрисы, цесаревич Николай Александрович (будущий Российский император Николай II) преподнёс ей золотую цепь. В 1890-1893 годы Анненкова-Бернар состояла в труппе Александринского театра в Санкт-Петербурге. Однако ни труппа, ни дирекция театра её не полюбили. Актрису выжили, но обошлось без скандала. Она даже обращалась за помощью к двоюродному деду по матери, генералу от артиллерии, члену Государственного совета Леониду Петровичу Серафиано, но это не помогло. Покинув труппу, Нина Павловна продолжала выступать в частных клубах, а летом непременно участвовала в гастролях актёров Александринского театра. Летом 1898 году Анненкова-Бернар поселилась в Пскове, где стала играть на сцене местного летнего театра Сергиевского сада и выступила с монологом Татьяны во время празднования 100-летия со дня Александра Сергеевича Пушкина. Свой первый рассказ «Петля» Нина Анненкова-Бернар опубликовала в журнале «Книжки Недели» по рекомендации знаменитого актёра, педагога Модеста Ивановича Писарева. До 1917 года она регулярно публиковалась в литературно-политических журналах «Русская мысль», «Русское богатство», «Книжки Недели» и других. Критика отмечала искренность автора, умеющего заинтересовать читателя очерками из театрального, артистического быта, из жизни бедных людей, сломленных беспросветной нуждой. Её произведения, зачастую лишённые авторского комментария и перенасыщенные многословными диалогами, пользовались популярностью в актёрской среде на эстрадных концертах. В то же время критики отмечали чрезмерную откровенность и «скабрезно-назидательный тон» автора в изображении пороков аристократического общества. Например, в рассказе «Юбилей актрисы» (1896) Нина Павловна устами героини (67-летней Софьи Николаевны) выносит приговор «ничтожному», «жалкому», «бедному» русскому театру, в котором исполнителю выпадает участь произнесения чужих глупых слов. Завершая свой монолог, актриса желает молодым людям ни в коем случае не избирать подобную долю. В секторе редких книг Оренбургской областной универсальной научной библиотеки имени Н. К. Крупской хранятся дореволюционные периодические издания, содержащие прижизненные публикации Н. П. Анненковой-Бернар: 1. Анненкова-Бернар, Н. П. Бабушкина внучка: повесть // Н. П. Анненкова-Бернар / Вестник Европы. - 1902. - № 4. - С. 593 - 637; № 5. - С. 52 - 119; 2. Анненкова-Бернар, Н. П. Белое платье: очерк // Н. П. Анненкова-Бернар / Русская мысль. - 1901. - № 9. - С. 1 - 23; 3. Анненкова-Бернар, Н. П. Горемычная: рассказ // Н. П. Анненкова-Бернар / Русская мысль. - 1898. - № 12. - С. 145 - 175; 4. Анненкова-Бернар, Н. П. День Топсика: рассказ // Н. П. Анненкова-Бернар / Русская мысль. - 1913. - № 2. - С. 138 - 153; 5. Анненкова-Бернар, Н. П. Кара // Н. П. Анненкова-Бернар / Русская мысль. - 1896. - № 10. - С. 128 - 167; 6. Анненкова-Бернар, Н. П. Крёстная: очерк // Н. П. Анненкова-Бернар / Русское богатство. - 1900. - № 7. - С. 5 - 23; 7. Анненкова-Бернар, Н. П. Не хотел: случай // Н. П. Анненкова-Бернар / Русская мысль. - 1900. - № 4. - С. 111 - 124; 8. Анненкова-Бернар, Н. П. Она: из заброшенных тетрадей // Н. П. Анненкова-Бернар / Русская мысль. - 1897. - № 9. - С. 19 - 55; 9. Анненкова-Бернар, Н. П. Оторванные листья: картины // Н. П. Анненкова-Бернар / Вестник Европы. - 1909. - № 10. - С. 469 - 504; № 11. - С. 5 - 48; 10. Анненкова-Бернар, Н. П. Разлука: рассказ // Н. П. Анненкова-Бернар / Новое слово. - 1913. - № 10. - С. 40 - 45; 11. Анненкова-Бернар, Н. П. Сны: очерк // Н. П. Анненкова-Бернар / Русское богатство. - 1898. - № 9. - С. 139 - 155; 12. Анненкова-Бернар, Н. П. Юбилей артистки: рассказ // Н. П. Анненкова-Бернар / Книжки недели. - 1896. - № 9. - С. 15 - 44. Особого внимания критиков и театральных деятелей удостоилась пьеса Нины Павловны «Дочь народа», посвящённая Жанне д'Арк (1903), и предназначенная первоначально для бенефиса актрисы Веры Фёдоровны Комиссаржевской. Пьеса впервые была поставлена в Малом театре в Москве. С 1903 по 1917 год пьесу регулярно ставили на сцене Малого театра, Суворинского театра и Театра Народного дома в Петербурге. В марте 1913 года Анненкова-Бернар была принята в действительные члены Псковского археологического общества. Революция 1917 года застала Нину Павловну в Оренбурге. Отказавшись от планов возвратиться в столицу, она занялась изучением киргизского (казахского) языка и истории, стала сотрудничать в местном журнале «Искусство и жизнь», печататься в газетах «Голос трудового казачества» и «Коммунар» (после переименования газета носила названия «Степная правда», «Смычка»). В городе актриса организовала классы «выразительного чтения драматической драмы и пения», создала и стала руководителем одной из первых театральных студий советской Киргизии. В 1923 году в Киргизском государственном издательстве города Оренбурга, в типографии, располагавшейся в Караван-сарае, была напечатана драма Ниной Павловной Анненковой-Бернар о жизни киргизского народа в 3 действиях и 5 картинах «Бекет». Оригинальное издание хранится в секторе редких книг Оренбургской областной библиотеки имени Н. К. Крупской. Автор посвятила книгу Ахмету Байтурсуновичу Байтурсунову - «поэту и учёному Киргизского народа в знак благодарности и глубокого уважения». Эта драма впервые была поставлена в Оренбурге на сцене государственного театра в марте 1923 года. Сама Нина Павловна исполнила роль Ул-басун - матери народного героя, сражавшегося «с гнётом царизма в эпоху подчинения киргиз царскому подданству». В том же 1923 году появилось звание «Народный артист Казахской АССР». Первым его удостоился композитор, собиратель киргизской (казахской) народной музыки Константин Затаевич, а вторым получателем стала драматург, актриса Анненкова-Бернар (1924). Согласно сведениям, приводимым краеведом, литературоведом Аллой Прокофьевой, Нина Павловна умерла в Оренбурге в июне 1933 года от «паралича сердца». В своей статье «Русская интеллигенция Серебряного века: творческая и профессиональная самореализация женщины» Мария Михайлова указывает, что согласно воспоминаниям режиссёра Оренбургского театра Каренина, в последние годы жизни знаменитый драматург и актриса «очень нуждалась, часто оставалась даже без куска хлеба». Неоценимой помощью для неё было то, что Каренины нередко приглашали её к себе домой на обед. Когда же режиссёр заболел, эта возможность исчезла, и Анненкова-Бернар «вскоре умерла, едва ли не от голода». Далее Мария Михайлова пишет, что Нина Павловна оставалась «совершенно неприспособленной интеллигенткой», безумно дорожившей своими реликвиями (художественными миниатюрами, которые долгие годы собирала), рукописями и письмами. Каренин советовал ей продать что-нибудь из них, но она «и слышать об этом не хотела». Все вещи актрисы после её смерти пропали. Считается, что всё ценное растащили, а «корзину с рукописями поставили в театре в маленькой комнатке, где жил помощник режиссёра с женой и ребёнком. Он выбросил эти вещи на сцену около кулис, говоря: На что мне эта пыль...». Использованная литература: 1.Анненкова-Бернард, Н. П. Бекет: драма в 3 действиях, 5 картинах из жизни Киргизского народа / Н. П. Анненкова-Бернард; Академический центр Наркомпроса КССР Российской Федерации. - Оренбург: Киргизское государственное издательство, 1923. - [8], 75 с.; 2.Анненкова-Бернар Нина Павловна // Литературное Оренбуржье: биобиблиографический словарь / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева, О. В. Федосова, Г. Ф. Хомутов. - Оренбург: Оренбургская книга, 2006. - С. 23; 3.Михайлова, М. Русская интеллигенция Серебряного века: творческая и профессиональная самореализация женщины / М. В. Михайлова // Интеллигенция, традиция и новое время = Inteligencja tradycja i nowe czasy / Под ред. H. Kowalskiej. - Krakow: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellonskiego, 2001. - С. 159 -172; 4.Нина Павловна Анненкова-Бернар / В. В. Сомина // Сюжеты Александринской сцены. Том 2: Актёры. Режиссёры / Российский институт истории искусств. - Санкт-Петербург: ООО Издательство «Левша. Санкт-Петербург», 2018. - С. 156 - 177; 5.Прокофьева, А. Г. Петербургское начало, оренбургский конец: Н. П. Анненкова-Бернар в Оренбурге / А. Г. Прокофьева // Гостиный двор. - 2003. - № 12+1. - С. 260 - 263. В этом разделе31 Октября 2024 Осторожно! Книги... разбивающие сердце29 Октября 2024 Пародии оренбургского автора – на страницах журнала «Чаян»25 Октября 2024 Подкаст «Специализированный фонд областной библиотеки»: Татьяна Устинова «Ковчег Марка» (16+)24 Октября 2024 Букридер. Выпуск 34. Саморазвитие через книги |