Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
  Электронный каталог   Электронная библиотека   Продление книг   Виртуальная справка   Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые посетители!

Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772

Значение слова: «За́евый»

Главная / Новости и события / PROлитературу / «Довольствоваться малым»: к 195-летию со дня рождения Льва Толстого

«Довольствоваться малым»: к 195-летию со дня рождения Льва Толстого

Отличительной чертой Льва Толстого, 195-летие которого отмечается 9 сентября 2023 года, являлась резкая изменчивость поведения, сказывавшаяся на всём его творчестве и домашнем быте.

Обзор биографической литературы, а также философских трудов великого русского писателя, имеющихся в фондах Оренбургской областной библиотеки им. Н. К. Крупской и, в частности, сектора редких книг, позволяет понять, что в основе этой изменчивости лежали глубокие противоречия между внешними условиями жизни и внутренними убеждениями Льва Николаевича.

Осиротев в юном возрасте, уже в девятнадцать лет Лев Толстой стал полноправным владельцем родовых имений, включая Ясную Поляну в Тульской губернии. Туда он и отправился жить, так и не окончив университет. Здесь граф попытался наладить быт. Он составил план своего образования, включавший изучение естественных наук, сельского хозяйства, истории, медицины, географии, юриспруденции, но вскоре пришёл к выводу, что строить планы намного легче, чем их выполнять.

Желая начать «правильную жизнь», Лев Николаевич составил распорядок дня, но не соблюдал его: дни часто проходили в кутежах и игре в карты. В своём дневнике, отрывки из которого были опубликованы В. В. Бибихиным, граф при этом отметил, что создал для себя «много правил и хотел им следовать», но силы его «слишком слабы для этого».

Стремясь изменить свою жизнь, Лев Толстой отправился вместе со своим старшим братом Николаем на Кавказ. Здесь в промежутках между охотой, сражениями с горцами и игрой в карты он написал повесть «Детство».

В июле 1852 г. Лев Николаевич переслал рукопись в Петербург редактору журнала «Современник» Николаю Некрасову, приложив письмо, в котором указал, что с нетерпеньем ждёт «приговора»: этот приговор «или поощрит меня к продолжению любимых занятий, или заставит сжечь всё начатое». Так Толстой вступил в число литераторов, оставаясь для них человеком иного круга, иных навыков и традиций, человеком, который, по его словам, «боялся сделаться журнальным писакой».

В конце 1854 г. Лев Толстой прибыл в Севастополь. Находясь в эпицентре Крымской войны, он создал свои знаменитые «Севастопольские рассказы», в которых откровенно описал батальные сцены и ужасы войны, прославлял храбрость солдат и размышлял о бессмысленности смерти.

В 1855 г. Лев Николаевич записал в дневнике «общее правило» своего дальнейшего поведения: «Быть, чем есть: а) по способностям - литератором, в) по рождению - аристократом» (то есть, по-видимому, отличавшимся от других литераторов).

В нижнем ряду справа налево: Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский. Во втором ряду: Лев. Толстой, Дмитрий Григорович.

Выйдя в отставку зимой 1856 г., герой войны поселился в Петербурге и вступил в кружок журнала «Современник». Здесь Льва Толстого встретили с распростёртыми объятьями: его хвалили, им интересовались. Вдохновившись знакомством с И. С. Тургеневым, Н. А. Добролюбовым, Н. Г. Чернышевским, он написал рассказ «Метель», повесть «Два гусара» и закончил трилогию «Юность».

Однако вскоре отношение к молодому писателю резко изменилось. Толстого пытались перевоспитывать, стали называть «дикарём», видели в нём, как отмечалось в юбилейном издании Полного собрания сочинений Льва Толстого, вышедшем к 170-летию со дня рождения писателя в 1958 г., «прискорбные следы барского и офицерского влияния». В ответ он ни с кем не соглашался, вступал в яростные споры и смеялся над убеждениями литераторов, противопоставляя им свои «моральные правила».

Лев Николаевич разочаровался в своих «советчиках и руководителях», отметив в дневнике: «Люди эти мне опротивели, я сам себе опротивел <...> Собрание литераторов и ученых противно <...> Литературная подкладка противна мне до того, как ничто никогда противно не было». При этом, в отличие от Ивана Тургенева, литература для него, «никак не была профессией», несмотря на «назойливые советы» последнего, Толстой продолжал утверждать, что «жизнь построить на одной литературе противозаконно».

В начале 1857 г. писатель отправился за границу, чтобы увидеть, как живут люди в европейских городах. Он посетил Париж, Рим, Берлин, Дрезден, а затем вернулся в Ясную Поляну. Здесь Толстой занялся хозяйством, написал рассказ «Три смерти» и роман «Семейное счастье», писал проекты о лесонасаждениях в Тульской губернии и в целом о разведении лесов в южной России.

В полном собрании сочинений и писем И. С. Тургенева, изданном в 1987 г., содержится письмо писателя к А. А. Фету, в котором Иван Сергеевич отмечает: «Что же он [Толстой] такое: офицер, помещик и т. д.? Оказывается, что он лесовод. Боюсь я только, как бы он этими прыжками не вывихнул хребта своему таланту».

В 1859 г. Лев Николаевич основал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем составил «Азбуку» и «Новую Азбуку», которые содержали его собственные рассказы и авторские переложения сказок и басен. Узнав об этом, Тургенев вновь написал Фету: «Лев Толстой продолжает чудить. Видно, так уж написано ему на роду. Когда он перекувыркнётся в последний раз и встанет на ноги?»

На просьбу Александра Дружинина прислать что-нибудь для публикации в журнале Лев Николаевич ответил, что ничего не пишет и надеется не писать такие «милые и приятные для чтения» повести, как раньше, потому что «совестно».

Лев Толстой в кругу семьи 

К началу 1870-х гг., после публикации романа-эпопеи «Война и мир», Лев Николаевич приобрёл широкую известность и стал считаться крупнейшим русским писателем. При этом его душевное состояние вызывало у знакомых и членов семьи серьёзное беспокойство. Толстой отрицал все современные теории общественного развития, высказывался против общественных предубеждений. Из аристократа-помещика и великого литератора к началу 1880-х гг. он превратился в учителя жизни, выступавшего от лица крестьянства и видевшего в простоте жизни опору для спасения человечества.

Лев Толстой стал писать философские трактаты: «Исповедь», «Так что же нам делать?», «О голоде», «Что такое искусство?», «В чём моя вера?», «Царство Божие внутри вас...». В них он пространно рассуждал о религии, искусстве и жизни в целом. Писатель открыто выступил против догматов церкви и создал свою версию Евангелия, объединив четыре Евангелия в одно, убрав из них всё, с чем не был согласен, все рассказы о чудесах, оставив только слова Христа.

Главными морально-этическими принципами Толстого-мыслителя являлись всепрощение, непротивление злу насилием, отказ от вражды, любовь к ближнему, нравственное самосовершенствование и упрощение жизни путём отказа от излишеств.

Картина Ильи Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» (1887 г.)

Писатель намеревался жить в соответствие с данными принципами. В 1884 г. он записал в своём дневнике: «Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных и школы в Самаре <...> Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, т. е. нам с женой и малыми детьми, оставить пока доход Ясн[ой] Пол[яны], от 2 до 3-х тысяч. (Оставить на время, но с единств[енным] желанием отдать и его весь другим, а самим удовлетворять самим себе, т. е. ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему и направлять все силы и в чём видеть цель и радость жизни.) <...> Меньших [детей] воспитывать так, чтобы они привыкали меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе. Прислуги держать только столько, сколько нужно, чтобы помочь нам переделать и научить нас и то на время, приучаясь обходиться без них. Жить всем вместе: мущинам в одной, женщинам и девочкам в другой комнате. <...> Кроме кормления себя и детей и учения, работа, хозяйство, помощь хлебом, лечением, учением. По воскресениям обеды для нищих и бедных и чтение и беседы. Жизнь, пища, одежда - всё самое простое. Всё лишнее: фортепьяно, мебель, экипажи - продать, раздать. Наукой и искусством заниматься только такими, котор[ыми] бы можно делиться со всеми. Обращение со всеми, от губернатора до нищего, одинакое. Цель одна - счастье, своё и семьи - зная, что счастье это в том, чтобы довольствоваться малым и делать добро другим».

Программным заявлением Льва Толстого стала статья «Первая ступень», задуманная им как предисловие к «прекрасной и нужной» книге о вегетарианстве Х. Уильямса «Этика пищи» (1883 г.). В своём дневнике писатель отмечал, что домашние взялись её переводить, а он сам помогал им и в процессе задумал «написать книгу о жранье ... Свиданья, прощанья, юбилеи. Люди думают, что заняты разными важными делами, они заняты только жраньём». В результате перевод превратился в гневную проповедь против праздности сытых, живущих в роскоши людей.

Впервые статья была напечатана в журнале «Вопросы философии и психологии» в мае 1892 г. Лев Николаевич указывал: «Доброй жизни не было и не может быть без воздержания. Всякое достижение доброй жизни должно начаться через него. <...> Воздержание есть освобождение человека от похотей, есть покорение их благоразумию». Далее он отмечал: «В нашем же мире, где до такой степени, так давно потеряно всякое серьёзное отношение к приобретению доброй жизни, что самая первая добродетель - воздержание, - без которой другие невозможны, считается излишней...».

Толстой призывал каждого, кто «серьёзно и искренне» стремится к нравственному совершенствованию, к восхождению к вершинам духовной жизни, осознать, что «хода наверх не может быть помимо этой первой ступени». Первая ступень на пути восхождения по «духовной лестнице» - пост, воздержание от животной пищи, от потакания своим страстям, похоти.

В предисловии к книге, ставшей своеобразным эпилогом жизни великого писателя - «Путь жизни», опубликованной в 1910 г., - Лев Толстой указывал: «Для того чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живёт. Об этом учили во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все в самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому человеку его разум и совесть».

Литературная и общественная деятельность Льва Толстого стала известна за рубежом. В 1901, 1902 и 1909 гг. писателя номинировали на Нобелевскую премию мира, в 1902-1906 гг. - на Нобелевскую премию по литературе. Однако сам Толстой не хотел получать награды и просил помешать присуждению премии, иначе «было бы очень неприятно отказываться».

Таким образом, разнообразие и сила увлечений и занятий писателя не были его недостатком, «разбрасыванием» таланта в разные стороны. В сборнике «Лев Толстой», вышедшем в издательстве Академии наук СССР в 1961 г. историк философии и литературовед Валентин Асмус отмечал, что «в мировоззрении Льва Толстого был живой центр, к которому тяготели все эти различные увлечения и которым они объединялись. И ранние повести, и рассказы Толстого, и большие романы его зрелой поры, и художественные произведения в старости ... задуманы и созданы в страстных поисках ответов на те же вопросы, которые Толстой ставил перед собой в своих дневниках, в своей переписке, в статьях и трактатах...».

Список литературы:

1. Асмус, В. Ф. Мировоззрение Толстого // Лев Толстой / АН СССР. Институт мировой литературы им. А. М. Горького. - Москва: Издательство АН СССР, 1961. - Кн. 1. - С. 35 - 102;

2. Бибихин, В. В. Дневники Льва Толстого / В. В. Бибихин; вступит. ст. О. А. Седаковой. - Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2012. - 480 с.;

3. Толстой, Л. Н. Первая ступень // Вопросы философии и психологии / Л. Н. Толстой. - 1892. - № 13. - Май. - С. 113 - 148;

4. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений Льва Николаевича Толстого: в 24 т. / Л. Н. Толстой; под ред. и с примеч. П. И. Бирюкова. - Москва: Типография Товарищества И. Д. Сытина. Т. 18. - 1913. - 322, [2] с.: портр.;

5. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений в 3-х сериях: в 90 т. / Л. Н. Толстой. - Юбилейное издание. - Москва: Гослитиздат, 1928-1958. Серия первая: Произведения. Т. 45: Путь жизни. 1910 / подгот. текста и коммент. Н. Н. Гусева, И. И. Горбунова-Посадова. - 1956. - 601 с.: портр.;

6. Толстой, Л. Н. Путь жизни / Л. Н. Толстой; послесл. Ю. Н. Давыдовой, примеч. Р. К. Медведевой. - Москва: Республика, 1993. - 430,[1] с.;

7. Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. / И. С. Тургенев; Редкол. М. П. Алексеев, СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) АН. - М.: Наука, 1978. - Т. 3: Письма, 1855 - 1858 / [Текст подгот. и примеч. сост. М. П. Алексеев и др.]. - 2-е изд., испр. и доп. - 1987. - 701,[1] с., [1] л. портр.

8 Сентября 2023  14:27    Просмотров: 2029
Поделиться: