Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
  Электронный каталог   Электронная библиотека   Продление книг   Виртуальная справка   Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые посетители!

Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772

Значение слова: «Джигито́вка»

Главная / Новости и события / PROлитературу / Цикл обзоров «Один в один». «Солярис»

Цикл обзоров «Один в один». «Солярис»

«Проникновение в сокровенные тайны природы должно находиться в неразрывной связи с прогрессом нравственным. Сделав шаг на новую ступень познания, необходимо другую ногу поставить на новую нравственную ступень. Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает всё наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью, например, таких как проникновение в космос, изучение объективного мира и так далее». 

Андрей Тарковский

Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской продолжает цикл обзоров «Один в один», посвящённых литературным произведениям и их экранизациям.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию роман «Солярис» выдающегося польского писателя Станислава Лема и  фильм советского режиссёра театра и кино Андрея Тарковского.

Скажем сразу, что сравнивать эти два произведения нельзя: они равновелики по своему культурному значению, но различны по смыслу и заложенной в них проблематике.

Станислав Лем - один из самых известных писателей-фантастов. Он стал классиком при жизни, представляя польскую фантастику всему миру. Его произведения до сих пор остаются актуальными, увлекательными и глубокими.

Станислав Лем (12 сентября 1921 - 27 марта 2006)

Он родился 12 сентября 1921 года в украинском городе Львове, который в то время принадлежал Польше. Там прошло детство будущего писателя. После окончания школы юный Станислав изучал медицину в Львовском университете, однако с началом Второй мировой войны оставил учёбу и устроился на работу сварщиком. Лем и его родители были евреями. Однако они смогли избежать депортации, а также заключения в концлагерь благодаря поддельным документам.

В годы войны было множество ситуаций, когда Станислав находился на грани смерти. Некоторое время он жил во Львове нелегально, и любой выход на улицу грозил ему арестом и последующим расстрелом. 95 процентов евреев, которые проживали во Львове, погибли за время войны, в том числе и многочисленные родственники Лема.

После окончания войны Львов стал частью СССР, и Станислав переехал в Краков. Здесь он продолжил обучение в Ягеллонском университете. Наступило тяжёлое безденежное время, и чтобы подзаработать, Лем в свободное время стал писать небольшие фантастические рассказы. Вскоре его талант был оценен, дополнительная подработка стала его основной работой. В 1951 году писатель издал своё первое крупное произведение - фантастический роман «Астронавты», который сделал его известным не только в Польше, но и во всём мире.

В последующие годы выходят произведения Станислава Лема «Магелланово облако», «Расследование», «Эдем», «Возвращение со звёзд», «Рукопись, найденная в ванне», «Непобедимый» и другие.

Книги С. Лема

Роман «Солярис», вышедший в 1961 году, считается вершиной творчества Лема. Основную его часть Станислав написал очень быстро, за лето 1959-го, потом на год забросил его, не зная, чем же закончить книгу. Позже фантаст признается, что во время работы над романом ощущал, будто кто-то подсказывает ему, как и что писать.

«Солярис» ставит перед читателем немало сложных вопросов, не давая прямых ответов, но при этом написан так увлекательно, что не потерял своего обаяния по сей день. О чём же эта книга?

Иллюстрация к роману «Солярис» С.Лема

Главный герой - учёный Крис Кельвин - прибывает на исследовательскую станцию, которая парит в космосе над планетой Солярис. Планета покрыта живым мыслящим океаном. Уникальность планеты в том, что, будучи в зоне притяжения двух звёзд, она движется вопреки всем законам движения небесных тел. Разумный океан контролирует орбиту Соляриса и не даёт ему упасть на поверхность какой-либо из звёзд.

Очень быстро Кельвин понимает, что на станции творится неладное. Один из учёных совершил самоубийство за несколько часов до прибытия туда главного героя, а два других на грани помешательства. Простое научное дежурство, рутинная космическая вахта превращается в детективный триллер.

Крис разгадывает причину странного поведения коллег только тогда, когда к нему является умершая десять лет назад жена Хэри. Учёные пытаются выяснить природу возникновения «гостей», которых к ним подсылает океан. А для этого необходим непосредственный контакт человека с океаном...

Иллюстрация к роману «Солярис» С.Лема

Основной конфликт в романе не внешний (учёные и инопланетный разум), а внутренний - неготовность человека к встрече со своим Я. Исследователь и исследуемый объект поменялись местами: человеческая логика оказалась бессильна при столкновении не только с чем-то могущественным и непознанным, но даже с собственными страхами.

Автор поднимает проблему морального выбора человека и показывает, что технический прогресс обогнал прогресс личностный. Люди не смогли выдержать испытания встречей с «гостями», которые воплощали их потаённые страхи и комплексы, и океан, поняв сущность человеческой психики, перестал мучить незадачливых учёных. Так готово ли человечество к покорению космоса, если не может понять даже устройства собственного сознания?.. Завершение  книги остаётся открытым.

В СССР «Солярис» вышел спустя два года после Польши. Он был настолько не похож на унылую литературу соцреализма и советскую фантастику, что во время визитов Лема в Советский Союз поклонники буквально носили его на руках. Сам писатель вспоминал: «Вообще вокруг «Соляриса» там аж горело всё; видимо, я утолял какой-то метафизический голод, так это выглядело. (...) Сильно меня чествовали (...) в той Москве».

Станислав Лем за работой

Не удивительно, что такой популярный роман режиссёрам хотелось экранизировать. В 1968 году в СССР вышел двухсерийный фильм-телеспектакль Бориса Ниренбурга «Солярис», в котором сыграл Владимир Этуш (доктор Снаут) и Василий Лановой (Крис Кельвин). Над сценарием работал сам Лем, и зрители увидели сухую побуквенную интерпретацию книги - как и хотел писатель. В центре фильма - размышления о познаваемости мира. Всё действие происходит в герметичном пространстве станции, которая больше напоминает закрытую лабораторию на Земле, а не в космосе. Зрители холодно встретили телеспектакль: ленте явно не хватало художественности.

Постер к кинофильму А.Тарковского «Солярис» (1972)

В 1972 году вышла известная экранизация «Соляриса», поставленного Андреем Тарковским с Донатасом Банионисом в главной роли, и её моментально признали одним из шедевров фантастического кино.

Давая согласие на эту экранизацию, Станислав Лем говорил: «Пока ясно лишь одно: фильм будет чёрно-белым. Что касается остального, то, я надеюсь, мы и тут найдём общий язык». Писатель ошибся. Известно, что он сильно поссорился с Тарковским, не согласившись с его трактовкой романа. Но это не значит, что режиссёр сделал плохой фильм.

Сюжеты книги и фильма примерно совпадают, но Андрей Тарковский не столько перенёс книгу на экран, сколько экранизировал свои мысли и идеи, на которые его натолкнул «Солярис».

Главное, что не устраивало Лема - перенос акцента с холодной науки на чувства людей. Писатель старался передать сложность контакта учёных с непознанным, а Тарковский решил снять фильм о внутренних переживаниях. Его фильм не про космос и проблему контакта, а про совесть и душевные травмы. Также фильм переполнен любимыми мотивами режиссёра - нездешним ветерком, ворохом культурных артефактов, тоской по детству, трагизмом.

Станислав Лем говорил, что Андрей Тарковский вместо «Соляриса» поставил «Преступление и наказание» и заселил космос своими родственниками. Персонажи Лема из учёных превратились в русских интеллигентов - с дачей, семейным альбомом, коллекцией бабочек, кухонными спорами, а главное - со всепожирающей совестью. Фильм утверждает: совесть для человека важнее разума, и именно к ней обращается мудрый океан.

Иллюстрация к кинофильму А.Тарковского «Солярис» (1972)

Тарковского же как режиссёра привлекала возможность сделать зрелищный фильм для широкого зрителя. После отправки на полку кинодрамы «Андрей Рублёв» у него возникла масса финансовых и рабочих проблем, которые он надеялся решить с помощью популярного фантастического жанра.

Съёмки фильма проходили в Москве, Крыму, Звенигороде и Токио.Причём в Токио поехали только для того, чтобы снять многоэтажную скоростную автостраду: в 1970-х годах сложно было придумать более футуристическое зрелище. Все космические интерьеры были созданы в павильонах «Мосфильма». На студии выстроили библиотеку, стартовую площадку, космическую станцию и зеркальную комнату, которая в результате в фильм не вошла. Сцены невесомости снимали с помощью специальных штанг и тросов. Также на тросах «взлетала» и ракета - её макет позаимствовали на военном полигоне.

Тарковский сразу отказался и от настоящих костюмов космонавтов - решено было использовать лишь детали настоящих скафандров. А в космические интерьеры добавили предметы из обычного быта. Костюмам уделялось огромное значение: для Тарковского всё должно было что-то символизировать.

Музыку к «Солярису» написал композитор Эдуард Артемьев. Режиссёр дал ему послушать хоральную прелюдию Баха и сказал, что хочет её в космическом звучании плюс остальное музыкальное сопровождение из нескольких ярких звуков. Артемьев разделил работу на естественные звуки и «космические», для которых создал полифонию из оркестровой музыки, синтезатора, хорового пения и колоколов. Звуки природы подбирали вместе с Тарковским, и это был самый долгий процесс: одних только шумов листвы постановщик забраковал пару десятков...

На съемках кинофильма  «Солярис»

«Солярис» оказался одним из самых популярных фильмов Андрея Тарковского- зрители приняли его очень тепло. В Советском Союзе картина получила высшую прокатную категорию и окупилась на 90 процентов.Это был максимальный коммерческий успех за всю творческую деятельность Тарковского.

Как и многие его работы, «Солярис» был благосклонно принят на западе. Фильм участвовал в Каннском кинофестивале и получил специальный гран-при жюри. Также он удостоился главного приза на XXVIII Международном кинофестивале в Карловых Варах. А исполнительница главной роли Наталья Бондарчук получила награду за лучшую женскую роль на IX международном кинофестивале в Панаме.

Согласно результатам множества опросов, «Солярис» входит в число величайших фантастических фильмов в истории кинематографа.

В начале двухтысячных годов Станиславу Лему предложили экранизировать его роман в Голливуде. После неудачи с Тарковским писатель долго колебался, но потом согласился. Так в 2002 году на экраны вышла третья экранизация «Соляриса» - от режиссёра Стивена Содерберга.

Кадр из кинофильма С. Содерберга «Солярис» (2002)

Фильм Содерберга сделан в духе Голливуда. Он короче, проще, понятнее. Это любовная мелодрама, в центре которой - отношения Криса и его жены. Размышления о человеке и нечеловеческом, науке и вере, сознании и материи - от всего этого в новой постановке не осталось почти ничего. Лем опять был в ярости, и это легко понять: к сожалению, третий фильм оказался ещё более далёк от оригинала, нежели кинокартина Тарковского.

В 2021 году роману Станислава Лема «Солярис» исполняется 60 лет. За все эти годы он не утратил своей актуальности и продолжает волновать умы всё новых и новых поколений читателей.

Источники:

Дмитриченко, Д. В. Филологическая «соляристика»: сравнительный анализ текстов / Д. В. Дмитриченко, В. В. Сайченко // Молодой учёный. - 2016. - № 10 (114). - С. 1446-1449. - URL: https://moluch.ru/archive/114/30283/ (дата обращения: 16.08.2021).

Лем, С. Солярис ; Непобедимый : романы ; Звёздные дневники Ийона Тихого. - Москва : Правда, 1988. - 475 с.

О Тарковском / составитель, автор предисловия М. А. Тарковская.  - Москва: Прогресс, 1989. - 400 с.

Обсуждаем кинофильм «Солярис»  // Вопросы литературы. - 1973. - №1. - C. 68-106.

19 Августа 2021  12:28    Просмотров: 1053
Поделиться: