Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Значение слова: «Зю́кнуть»

Главная / Новости и события / PROлитературу / Цикл обзоров «Один в один». «Мастер и Маргарита»

Цикл обзоров «Один в один». «Мастер и Маргарита»

Приглашаем познакомиться с новым обзором из цикла «Один в один», посвященного литературным произведениям и их экранизациям.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию роман писателя, драматурга, актера и режиссера театра Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Легендарное произведение, которое известно во всех уголках нашей планеты и является шедевром мировой классической литературы. По мотивам этой мистической книги сняты десятки фильмов и сериалов, а театральные режиссеры продолжают ставить спектакли, основываясь на ее сюжете. История написания этого произведения полна трудностей и тайн. Над этим произведением писатель трудился до конца своих дней, вложив в него всю свою душу, фантазию и талант.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом - загадка. Не ясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трех частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 года он - врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 20-е годы Булгаков - уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом. Наконец, в 30-е годы Михаил Афанасьевич - театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может (в это же время он пишет свой нетленный и главный шедевр - «Мастера и Маргариту»).

Михаил Булгаков - феноменальное явление советских времен.

Детство и образование

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году он поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, женился на Татьяне Лаппе.

Врачебная практика

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики, а затем - в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

Москва. Начало творческого пути

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы: «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли Н. Гумилев, А. Блок А. Волынский, Ф. Сологуб, К. Чуковский.

В 1924 году разводится со своей первой женой и уже через год, в 1925 году, женится на Любови Белозерской.

Зрелое творчество

В 1924 - 1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения: «Дьяволиаду», «Собачье сердце», «Вьюгу», «Роковые яйца», роман «Белая гвардия» (1925 г.), «Зойкину квартиру», пьесу «Дни Турбиных» (1926 г.), «Багряный остров» (1927 г.), «Бег» (1928 г.). В 1926 году во МХАТе состоялась премьера пьесы «Дни Турбиных» - произведение поставили по личному указанию И.В. Сталина.

В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и А. Ахматовой. Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в драме «Дни Турбиных») Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Его перестают печатать, а пьесы запрещают ставить в театрах.

Последние годы

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом в МХАТ. В 1934 году Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были М. Горький, А. Толстой, А. Фадеев. В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской и в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет.

Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

О произведении

82 года назад, 13 февраля 1940 года, Михаил Булгаков закончил роман «Мастер и Маргарита».

Автор писал своё произведение в общей сложности 12 лет. Замысел книги складывался постепенно. Сам Булгаков время начала работы над романом в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Известно, что идея возникла у писателя в 1928 году, а в 1929 году он начал «творить». Изначально автор видел книгу комической повестью, которая в первой редакции сменила несколько названий: «Черный маг», «Копыто инженера», «Жонглер с копытом».

Первая редакция романа «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош».

В 1931 году Михаил Булгаков возобновил работу над «Мастером и Маргаритой».

Вторая редакция романа, создававшаяся вплоть до 1936 года, имела подзаголовок «Фантастический роман» и названия «Великий канцлер», «Сатана», «Черный богослов», «Он явился», «Пришествие». В сюжете появляются Маргарита и Мастер, а Воланд обзаводится свитой.

Третий вариант произведения, начатый во второй половине 1936 года или в 1937 году, вначале именовался «Князь тьмы». В 1937 году, вернувшись еще раз к началу романа, автор впервые написал на титульном листе название «Мастер и Маргарита», ставшее окончательным, поставил даты 1928 - 1937 и более не останавливал над ним работу.

В мае - июне 1938 года полный текст произведения впервые был перепечатан, авторская правка продолжалась почти до самой смерти писателя. В 1939 году были внесены важные изменения в финал и дописан эпилог. Но затем уже смертельно больной Булгаков диктовал своей жене, Елене Сергеевне, поправки к тексту. Обширность вставок и исправлений в первой части и начале второй говорит о том, что не меньшая работа предстояла и дальше, но выполнить ее автор не успел. Писатель прекратил работу над романом 13 февраля 1940 года, менее чем за четыре недели до своей кончины.

После смерти Булгакова в его архиве остались восемь редакций романа.

Роман не был завершен Михаилом Афанасьевичем, и при его жизни не публиковался.

Впервые произведение было опубликовано только в 1966 году в журнале «Москва» в сокращенном варианте. То, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, является заслугой жены писателя Елены Сергеевны Булгаковой, которая сумела сохранить рукопись.

«Многогранный роман»

Этот роман - один из самых таинственных книг, трактовка которой уже несколько десятилетий вызывает множество споров. В произведении - две сюжетные линии, каждая из которых развивается самостоятельно. Сюжет первой разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней (дней весеннего полнолуния) в 30-х гг. нашего века, действие же второй происходит тоже в мае, но в городе Ершалаиме (Иерусалиме) почти две тысячи лет тому назад - в самом начале новой эры. Роман построен таким образом, что главы основной сюжетной линии перемежаются главами, составляющими вторую, причем эти вставные главы являются то главами из романа мастера, то рассказом очевидца событий Воланда. Как большинство книг со смыслом, роман Булгакова затрагивает различные вопросы, волнующие общество: философские, социальные, политические.     Некоторые литературоведы считают, что основной смысл этого мистического произведения в вечной борьбе между добром и злом. По замыслу автора получается, что добро и зло на Земле всегда должны находиться в равновесии. Иешуа и Воланд олицетворяют собой именно эти два духовных начала. Одной из ключевых фраз романа стали слова Воланда, которые он произнес, обращаясь к Левию Матвею: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?». В романе зло, в лице Воланда, предстает гуманным и справедливым. Добро и зло переплетены между собой и находятся в тесном взаимодействии, особенно в человеческих душах. Воланд карал людей злом за зло ради справедливости. Не зря некоторые критики проводили аналогию романа Булгакова и историю Фауста, правда, в «Мастере и Маргарите» ситуация представлена в перевернутом виде. Фауст продал душу дьяволу и предал любовь Маргариты ради жажды познания, а в произведении Михаила Афанасьевича Маргарита заключает сделку с дьяволом ради любви к Мастеру.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - уникальное произведение: в нем каждый открывает для себя собственный смысл. Оно поистине неисчерпаемо, его нужно перечитать не один раз, потому что каждое прочтение открывает новые смыслы и аналогии.

 

Экранизация книги

Роман экранизировался не один раз.

Первая экранизация «Мастера и Маргариты» принадлежит известному польскому режиссеру Анджею Вайде.

В 1971 году А. Вайда снял фильм под названием «Пилат и другие». В картине присутствует только линия Понтия Пилата и Иешуа Га Ноцри, перенесенная в современность.

В 1972 году появилась итало-югославская кинокартина режиссера Александра Петровича, снятая по сокращенной версии романа, напечатанной в 1966 году в журнале «Москва». В фильме снимались актеры Ален Кюни, Люба Тадич, Уго Тоньяцци, Мимси Фармер.

В 1980-х годах экранизировать роман Булгакова намеревался Роман Полански для киностудии Warner Bros., однако проект был свернут по коммерческим соображениям.

В 1988 году польский режиссер Мачек Войтышко снял восьмисерийный телесериал по бессмертному произведению.

Известно, что многие российские режиссеры не раз пытались экранизировать «Мастера и Маргариту», однако это долгое время никому не удавалось. Поставить роман в свое время хотели Ролан Быков, Игорь Таланкин, Геннадий Полока, Эльдар Рязанов, замысел был и у Владимира Наумова.

В 1987 году роман пытался экранизировать Элем Климов. Проект фильма, в котором хотел поучаствовать и Голливуд, даже был включен в план Госкино, но по финансовым и юридическим причинам этого так и не произошло.

В это же время режиссеру Владимиру Бортко, выпустившему в прокат фильм «Собачье сердце», предложили снять «Мастера и Маргариту» для центрального телевидения, однако тогда он отказался.

Довести работу до конца удалось российскому режиссеру Юрию Каре в 1994 году. Над этим фильмом работал по-настоящему звездный состав. В ленте задействованы такие известные актеры, как Валентин Гафт (Воланд), Михаил Ульянов (Понтий Пилат), Александр Филиппенко (Коровьев), Владимир Стеклов (Азазелло). Главных героев сыграли Виктор Раков и Анастасия Вертинская. В фильме звучит музыка Альфреда Шнитке.

Однако картина так и не была показана общественности. Снятая с бюджетом в 15 млн. долларов и превосходно подобранной актерской командой, она так и осталась на полке. Многие из тех, кто участвовал в съемках, даже не видели результатов своей работы до 2005 года, а некоторые актеры, среди них Михаил Ульянов, Виктор Павлов, Борислав Брондуков, Спартак Мишулин, не дожили до выхода фильма на экран.

Все это время длился судебный процесс между продюсерами фильма, его создателями и наследниками творчества Михаила Булгакова. Пока решалась коллизия, на прокат ленты был наложен запрет.

Фильм был показан лишь в 2006 году в рамках 28-го Московского кинофестиваля и в 2008 году на Пятом юбилейном международном кинофестивале стран СНГ и Прибалтики «Новое кино. XXI век».

В 2005 году телеканал «Россия» показал 10-серийный телефильм Владимира Бортко «Мастер и Маргарита»; работу, которая уже успела стать классикой.

Великолепная, точная и пронзительная экранизация режиссера, который известен своим максимально бережным отношением к первоисточникам. Съемки продолжались 9 месяцев. В фильме задействованы более 50-ти персонажей, в нем снялись актеры нескольких поколений. Роль Воланда в сериале исполнил Олег Басилашвили, Коровьева - Александр Абдулов, Азазелло - Александр Филиппенко, Берлиоза - Александр Адабашьян, Пилата - Кирилл Лавров, Иешуа - Сергей Безруков. В главных ролях снялись Анна Ковальчук и Александр Галибин. Мнения после выхода сериала на экраны были неоднозначны - от полного восторга до полной неприязни, но равнодушных не оказалось.

В заключение хотелось бы отметить, что очень сложно создать киноэкранизацию, сохранив книгу в первозданном виде, потому что кино - это другое, новое произведение искусства, которое может лишь основываться на сюжете, но неизбежно будет отличаться. Так что лучше всего не ограничивайте себя: читайте хорошие книги и смотрите интересное кино - только тогда вы получите и пользу, и удовольствие в полном объеме.

Желаем всем приятного прочтения и просмотра!

27 Июля 2022  13:02    Просмотров: 1708
Поделиться: