Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
  Электронный каталог   Электронная библиотека   Продление книг   Виртуальная справка   Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые посетители!

Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772

Значение слова: «Каба́к»

Главная / Новости и события / Выставки / «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Журнальный экскурс»

«Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Журнальный экскурс»

Творчество Лермонтова, в котором сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечающие насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы, и оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX - XX веков. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинным кладезем для оперного, симфонического и романсового творчества. 

Литературное наследие М.Ю. Лермонтова, состоявшее из порядка трех десятков поэм, четырех сотен стихотворений, ряда прозаических, драматических произведений, было опубликовано, главным образом, уже после смерти их автора.

За короткие 13 лет творческой биографии поэт внес неоценимый вклад в русскую литературу как автор исключительной по разнообразию тем и мотивов лирики. Его творчество завершило развитие национальной романтической поэмы, создало фундамент для реалистического романа XIX в. После Пушкина такого всеобъемлющего таланта, как Лермонтов в русской литературе XIX в. не было.

В секторе текущей периодики и новых поступлений открылась выставка: «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Журнальный экскурс», которая посвящена 205-летию со дня рождения поэта.

Кроме произведений М.Ю. Лермонтова, читатели познакомятся с материалами о жизни и творчестве поэта: воспоминаниями современников, статьями литературных критиков и, конечно, справочной и аналитической литературой по творчеству поэта.

 Дайджест выставки

Абрамов, Е. П. «Если начнётся война, клянусь вам богом, что я всегда буду впереди» // Военно-исторический журнал . - 2015. - № 1. - С.57 -61.

«Военная биография М.Ю. Лермонтова, в том числе учеба в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, боевые заслуги и служба в четырех полках российской армии, где он с честью носил мундир русского офицера, остается менее известной стороной жизни великого поэта».

Абсава, Г., Бурляев, Н. Кто убил Лермонтова? // Наш современник. - 2014. - № 10. - С.225 -252.

«15 июля 1841 года в 7 часов пополудни на дороге из Пятигорска в Железноводск лежал, истекая кровью, молодой офицер. Его звали Михаил Юрьевич Лермонтов; через три месяца ему должно было исполниться 27 лет. Свершилось похищение у России гениального поэта, мыслителя и философа во цвете лет, когда, принеся жертву искупительного покаяния - роман «Герой нашего времени», - он замыслил создание эпопеи, охватывающие три важнейшие эпохи истории нашей страны. «Если бы Лермонтов был жив, не были бы нужны ни я, ни Достоевский », - сказал Л.Н. Толстой».

Васькин, А. Панорама Москвы // Наука и жизнь. - 2014. - № 9. - С.88 -94.

«Михаил Юрьевич Лермонтов вспоминал, что за два злополучных года в школе юнкеров он ничего существенного не создал, потому что об умственном развитии учеников никто не думал и им «не позволялось читать книг чисто литературного содержания». Тем не менее в 1834 году, незадолго до того как он вышел из училища в чине лейт-гвардии корнета, Лермонтов пишет заданное на уроке словесности сочинение «Панорама Москвы», которое с интересом читают и по сей день, через 200 лет со дня рождения поэта».

Галушко, Т. «...я каждый день Бессмертным сделать бы желал...» // Аврора. - 1982. - № 1. - С.137 -140.

«Калининский проспект - вот такой вышины! Вот такой ширины! И лакомее именинного каравая для гостей Москвы. За Домом книги сходни ведут на Малую Молчановку. На Малой Молчановке жили Марина Цветаева и Алексей Толстой. Точно хотели быть ближе к тому дому...

Полтора века назад поселился тут с бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой студент Московского университета Михаил Лермонтов. Неужели тут, в мезонине, в этой деревянной скворешне, прошептались - нет, как из домны металл, выплеснулись - жгучие слова:

«Всегда кипит и зреет что-нибудь

В моем уме. Желанье и тоска

Тревожат беспрестанно эту грудь.

Ну что ж? Мне жизнь все как-то коротка,

И все боюсь, что не успею я

Свершить чего-то...»

Гачечиладзе, А. Еще одно малоизвестное свидетельство современника о М. Ю. Лермонтова // Литературная Грузия. - 1973. - № 3. - С.95 -96.

Современники М. Ю. Лермонтова оставили несколько интересных и весьма ценных для истории литературы воспоминаний о великом поэте. Одно из них, характеризующее его личность, рассказывающее о его военной службе, опубликовано в 1853 году в Тифлисской газете «Кавказ» (№ 47). «Лермонтов был аристократ, в строгом смысле слова; но в последние время держал себя несколько странно, как человек, ясно пренебрегающий собой; на его языке ворочалась сатира или сарказм; он любил иногда посмешить едкою речью; сколько припомню, глаза его никогда не смеялись, когда он смеялся, как у Печорина, героя его романа».

Григорьян, К. Личность поэта // Звезда. - 1994. - № 10. - С.180 -183.

«Лермонтов принадлежал к поколению лучших людей тридцатых годов прошлого века, людей передовых взглядов и благородных стремлений».

О сложности исключительной натуры Лермонтова писали много. «Тайна индивидуальности» поэта до сих пор во многих отношениях остается неразгаданной. Его биография по фактическим сведениям действительно «нищенская». Лермонтов не оставил нам ни статей, ни критических выступлений, ни дневников. Немного дошло до нас и писем поэта.

Джусойты, Н. Недопетая песня России // Дружба народов. - 1964. - № 10. - С.171 -177.

«Лермонтов!... Сколько раз делился он с тобой неизбывной щедростью своей поэтической фантазии, возвышающей тоской по героическим подвигам, своей пламенной страстью к свободе, «с небом гордою враждой», неусыпной мыслью, непримиримо ищущей правды, «странною любовью» к родине, всей богатейшей гаммой человеческих настроений!».

Ерохина, И. Лермонтовские места Кавказских Минеральных Вод // Мир музея. - 2014. - № 10. - С.30 -39.

«В XX веке Государственный исторический музей своими материалами принимал активное участие в двух масштабных юбилейных выставках, проходивших в Москве и посвященных М.Ю. Лермонтову. На выставке лермонтовских фондов московских музеев кроме книг экспонировалось около 80 предметов из коллекции Исторического музея. Среди них - автографы Лермонтова, виды мест, где жил и бывал поэт, портреты лиц его окружения. На Всесоюзную выставку к 100-летию со дня гибели поэта, которая состоялась не в 1941 году, как планировалось, а в 1945- м, было представлено более 70 экспонатов. Свои автопортреты М.Ю. Лермонтов, как правило, сопровождал лаконичной подписью: «Русский офицер и поэт». Тем самым как бы подчеркивал, что, прежде всего, он русский офицер».

Нахапетов, Б. А. Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова // Литература в школе. - 1999. - № 7. - С.16 -20.

Наряду с горным и воздушным пейзажами, к которым, по мнению наших литературоведов, писал пристрастие Лермонтов, еще одним объектом лермонтовской пейзажной лирики была морская стихия. Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова, - а подавляющее большинство его стихотворений о море относятся именно к этому периоду, когда он еще не имел собственных впечатлений о морской стихии, - тяготеет к условно-романтической символике:

«Ревет гроза, дымятся тучи,

Над темной бездною морской»,

«Гроза шумит в морях с конца в конец»,

«Море плещет, и молния во мраке блещет»,

«И море билось с влажным дном,

И черна бездна загоралась

Открытой бездною громов».

Литература

Абсава, Г. Кто убил Лермонтова? / Г. Абсава, Н. Бурляев // Наш современник. - 2014. - № 10. - С.225-238.

Агамалян, Л. Г. Юбилейные лермонтовские проекты Пушкинского Дома / Л. Г. Агамалян, В. Е. Багно, Н. Г. Охотин // Вестник Российской академии наук.- 2014. - Т. 84, № 7. - С.656-660.

Бахарева, Г. В. Основные проблемы отечественного лермонтоведения : библиографический обзор / Г. В. Бахарева, Н. С. Джуринский // Русская литература. - 2014. - № 3. - С.74-83.

Белавин, И. О. Лермонтов и Гейне / И. О. Белавин // Москва. - 2014. - № 12. - С.173 - 180.

Беляев, Н. С. Суд над лермонтоведом: трагические страницы в творческой биографии Б. М. Эйхенбаума / Н. С. Беляев // Русская литература. 2014. - № 3. - С.66-74.

Березин В. Лермонтов и Кавказская война / В. Березин // Литературная учеба. - 2004. - N 2. - С.128 -132.

Бодрова, А. С. Лермонтов в советской школе (1953-1991): канон, идеология, педагогика / А. С. Бодрова, А. В. Вдовин // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2014. - № 5. - С.33 -53.

Боброва, Т. А. Столетие М. Ю. Лермонтова на страницах журнала «Родной язык в школе» / Т. А. Боброва // Русский язык в школе. - 2014. - № 10. - С.6 - 10.

Богомолов, Н. Два советских Лермонтова / Н. Богомолов // Новый мир. - 2014. - № 10. - С.177-184.

Бондаренко, В. Отъявленный русоман Лермонтов / В. Бондаренко // Наш современник. - 2013. - № 7. - С.251- 269.

Василевский, А. Лермонтов едет в телеге и видит огни / А. Василевский // Новый мир. - 2014. - № 12. - С.72 -73.

Галушко, Т. «...Я каждый день Бессмертным сделать бы желал...» / Т. Галушко // Аврора. - 1982. - № 1. - С.137 -140.

Гачечиладзе, А. Еще одно малоизвестное свидетельство современника о М. Ю. Лермонтова / А. Гачечиладзе // Литературная Грузия. - 1973. - № 3. - С.95 -96.

Григорьян, К. Личность поэта / К. Григорьян // Звезда. - 1994. - № 10. - С.180 -183.

Данилевский, Р. Ю. Второй «Лермонтоведческий сборник» / Р. Ю. Данилевский // Русская литература. - 2018. - № 3. - С.258-259.

Давыдов, А. П. Лермонтов и Русская Реформация / А. П. Давыдов // Общественные науки и современность. - 2014. - № 6. - С.159 -171.

Джусойты, Н. Недопетая песня России Н. Джусойты // Дружба народов. - 1964. - № 10. - С.171 -177.

Ерохина, И. Лермонтовские места Кавказских Минеральных Вод / И. Ерохина // Мир музея. - 2014. - № 10. - С.30-38, 3-я с. обл. : 5 репр., 7 фот.

Золотарев, И. Л. Лермонтов и демоническая романтизация реализма / И. Л. Золотарев // Русская словесность. - 2008. - N 2. - С. 6 -11.

Инюшкин, Н. Спит земля в сиянье голубом... : музей лучше всего служит памяти великого человека, когда не боится по-новому оберегать старое / Н. Инюшкин // Мир музея. - 2012. - № 10. - С.52-54 : 4 фот.

Кайманова, Т. Что ни город - то норов... / Т. Кайманова // Мир музея. - 2014. - № 10. -С.40-42 : 1 репр., 6 фот.

Колокольцев, Е. Н. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» / Е. Н. Колокольцев // Литература в школе. - 2013. - № 1. - С.33-36.

Кудина, Г. Н. Поэзия М. Ю. Лермонтова: уроки по программе «Литература как предмет эстетического цикла» / Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская // Искусство в школе. - 2014. - № 5. - С.15-19 : ил.

Лермонтов, М. Бородино: стихотворение / М. Лермонтов // Сценарии и репертуар. - 2012.- № 5. - С.3 -6 : ил.

Лермонтов, М. Ю. Панорама Москвы. Сочинение М. Ю. Лермонтова, написанное им в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров / М. Ю. Лермонтов // Наука и жизнь. - 2014. - № 9. - С.88 - 93 : 1 фот., 4 карт.

Лермонтов, М. [Стихотворения] / М. Лермонтов // Сценарии и репертуар. - 2011. - N 8. - С.22 -23.

ЛуЧжоу. Поэзия Лермонтова и Баратынского в Китае вчера и сегодня / Л. Чжоу // Вопросы литературы. - 2019. - № 1. - С.205-216.

Михалопулу, А. Лермонтов : рассказ / А. Михалопулу // Иностранная литература. - 2008. - N 2. - С. 222 -229.

Мурашов, Д. Ю. Пензенская лермонтовиана: люди и тексты / Д. Ю. Мурашов // Медиатека и мир. - 2014. - № 4. - С.42-44.

Нахапетов, Б. А. Образ морской волны в поэзии М. Ю. Лермонтова / Б. А. Нахапетов // Литература в школе. - 1999. - № 7. - С.16 -20.

Нахапетов, Б. После дуэли: следствие и суд / Б. Нахапетов // Москва. - 2015. - № 7. - С.155-162.

Паласио, М. «Царство дивное»: путешествие в Тарханы / М. Паласио // Современная библиотека. - 2014. - № 9. - С.24-33 : фот.

Ростовцева, И. Лермонтовский элемент / И. Ростовцева // Наш современник. - 2014. - № 10. - С.217-224.

Русские писатели и публицисты о Лермонтове / В. Г. Белинский [и др.] // Наука в России. - 2014. - № 3. - С.72 -79 : 9 ил.

Савинков, С. В. Отец и сын в мире Лермонтова : логика противостояния / С. В. Савинков // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. - 2014. - № 3. - С.116-126.

Савостюк, О. Открыть своего Лермонтова / О. Савостюк // Юный художник. - 2014. - № 5.- С.16-17 : ил.

Синдаловский, Н. А. Лермонтовские адреса фольклорной летописи Петербурга / Н. А. Синдаловский // Нева. - 2014. - № 10. - С.151-164.

Соловьев, В. Лермонтов / В. Соловьев // Наука и религия. - 2014. - № 11. - С.16 -18.

Тахо-Годи, Е. А. Л. П. Семенов - исследователь творчества М. Ю. Лермонтова / Е. А. Тахо-Годи // Вестник Московского университета. Сер. 9, Филология. -2014. - № 5. - С.78-86.

Штокман, И. «... Давно пора мне мир увидеть новый...» : Константин Паустовский: «Разливы рек» - историческая правда и художественный мир новеллы / И. Штокман // Вопросы литературы. -2009. - N 1. - С.271-284.

2 Октября 2019  10:44    Просмотров: 5348
Поделиться: