Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Значение слова: «Заливе́нь»

Главная / Новости и события / Выставки / Выставка «Журналы приглашают к разговору» (О творчестве Юрия Бондарева и Бориса Васильева)

Выставка «Журналы приглашают к разговору» (О творчестве Юрия Бондарева и Бориса Васильева)

Сектор текущей периодики и новых поступлений областной библиотеки им. Н.К. Крупской приглашает читателей познакомиться с выставкой «Журналы приглашают к разговору» (О творчестве Юрия Бондарева и Бориса Васильева), посвященной Всемирному дню писателя.

На экспозиции представлена тематическая подборка статей из журналов: «Вестник МГУ, серия Филология», «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Звезда, «Знамя», «Знание-сила», «Литература в школе», «Новое литературное обозрение», «Огонёк», «Русская словесность», «Слово» и другие за период 2007 - 2018 гг.

Уважаемые читатели!

Заинтересовавшие произведения Юрия Бондарева и Бориса Васильева можно взять в отделе абонемента Областной научной библиотеки им. Н.К.Крупской.

Справки по телефону: 77-08-50 (отдел абонемента)

О творчестве Юрия Бондарева

Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года в Орске Оренбургской области. Ю.В. Бондарев - личность, постоянно деятельная во благо Отечества и каждого отдельного человек. В этом проявлении суть всей его жизни, ценностный пульс писателя (художника и публициста) и гражданина - Человека... Счастлив каждый, кто имеет возможность читать его, встречаться с ним, видеть его, учиться у него человечности. Бондарев - почетный профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. В каждом случае общение с ним - праздник и урок мудрости и человечности, принципиальности и великодушия, во благо справедливости, чести, добродетели.

Юрий Васильевич Бондарев неисчерпаем как художник-мыслитель, как философ, как Учитель каждого человека и всех людей независимо от возраста, места жительства.

Творчество Бориса Васильева

Борис Львович Васильев - русский писатель, публицист, кинодраматург, общественный деятель. Родился 24 мая 1924 года в Смоленске в семье кадрового офицера царской, а впоследствии Красной и Советской армии, мать его принадлежала старинному дворянскому роду.  Перед началом Великой Отечественной войны семья переехала в Воронеж, после войны - в Москву. Борис Васильев в 17 лет ушел на фронт добровольцем, 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года, окончил пулеметную полковую школу. После окончания в 1946 году инженерного факультета работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Всю дальнейшую жизнь Борис Васильев посвятил литературному труду. Среди наиболее известных произведений Бориса Васильева - пьесы «Танкисты» («Офицеры») и «Стучите и откроется», повести «А зори здесь тихие...» и «Завтра была война», романы «В списках не значился» и «Не стреляйте белых лебедей».

Тематика творчества Бориса Васильева разнообразна. Она включает в себя различные темы: исторической памяти, Великой Отечественной войны, взаимоотношения людей разных поколений, духовно-нравственного потенциала личности человека, формирования нравственных качеств (честности, справедливости, силы воли, чувства долга) человека и др.

Драматические сюжеты произведений Бориса Васильева остаются в памяти читателей, среди которых нет равнодушных ни к трагическим судьбам пяти девушек под командой старшины Васкова (повесть «А зори здесь тихие...»), ни к событиям последнего дня жизни младшего лейтенанта милиции Ковалёва (повесть «Самый последний день»), ни горьким разочарованиям капитана речного катера Ивана Бурлакова из повести «Иванов катер».

Дайджест выставки

 «Я ступал в тот след горячий,

Я там был. Я жил тогда».

 А. Твардовский

Творчество Юрия Бондарева

Арцибашев, А.  «Был ли я прав - рассудит время» // Наш современник. - 2009. - N 3. - С.243-250.

Воспоминания о жизни и творчестве Ю. В. Бондарева, писателя, героя Великой Отечественной войны.

ххх

Но вот уже много лет, возвращаясь с дачи по Калужскому шоссе, непременно заворачиваю к Юрию Васильевичу. Подолгу сидим в его рабочем кабинете на мансарде, где небольшой письменный стол, книжные полки, картины, и говорим, говорим, говорим... О жизни, литературе, искусстве. Бывает, спорим, расходимся во мнениях на тот или иной предмет, но едины в главном: человек не должен оскотиниваться, предаваться низменным страстям, лгать самому себе. Образец - Лев Николаевич Толстой, который до последних дней сомневался, искал истину, стремился к самосовершенствованию.

ххх

Дорожу дружбой с этим великим писателем, мыслителем, воином. Биография его хорошо известна многим. За плечами Бондарева пылающий Сталинград, битва на Курской дуге, форсирование Днепра, бои в Карпатах, Польше, Чехоловакии. Два ранения, три контузии, Невероятно, как уцелел! У солдат на фронте самой высшей наградой считалась медаль «За отвагу». У Бондарева их две. Это как зарубки на совести: значит, не прятался за спины других, видел врага в лицо. Третью медаль «За отвагу» не получил из-за ранения. А еще имеет орден Отечественной войны I степени, два ордена Ленина, медали «За Победу над Германией». Почетный гражданин Волгограда (пока не переименованного в Сталинград).

ххх

Конечно, Бондарева очень волнует состояние нынешней литературы. Ему присылают книги, просят отзывы. Но, по его мнению, ярких романов, повестей, рассказов встречается мало. Всё как-то пресно.- Перечитываю классику и открываю для себя много нового, - говорит он. - На днях вернулся к письмам Антона Павловича Чехова: какой был великий талант! Или дневники Ивана Сергеевича Тургенева: необычайное чтение! Потрясающие откровения у Льва Николаевича Толстого. Люблю Аксакова, Бунина, Шишкова, Чапыгина... Колоссальное впечатление произвел на меня роман «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова. Хотелось бы перечитать Плутарха, Сенеку, Сервантеса, Джека Лондона, Свифта, Дефо...». Несмотря на почтенный возраст, он продолжает писать. К 85-летнему юбилею вышла новая книга «Мгновений».

Савельев, И.  Нетающий горячий снег (к 85-летию великого писателя) // Слово. - 2009. - N 1. - С.10-30.

Юбилей Юрия Бондарева - это праздник всей русской советской литературы, у истоков которой стояли Максим Горький, Михаил Шолохов и Леонид Леонов.

ххх

Боль, однажды пронзившая душу Бондарева - воина и Бондарева - художника в леденящих снегах в сорока километрах от Сталинграда, на батарее лейтенанта Кузнецова, стиснутой горячим от беспрерывных боев и нетающим снегом, разомкнет пространство тишины. Чтобы, пройти по всем его романам - через «Тишину», «Игру», «Выбор», и «Берег» - может быть, самым значительным после «Горячего снега» романам - дилогиям писателя.

Ботвин, В. П.   Какая твердость в убеждениях // Слово. - 2008. - N 6. - С.7-10.

И, напротив, читая книгу Ю. В. Бондарева, возвышаешься душой, проникаешься верой в высокое назначение человека в этом мире. Ясный, чистый, светлый человек Юрий Васильевич Бондарев. После прочтения его книги «Публицистика. Мгновения» в душе утверждается чувство надежды, вера в жизнь, в человека. Какая твердость в убеждениях, интеллигентность, под ней я понимаю сплав высоких нравственных качеств и глубоких знаний, благородства, порядочности! Какая вера в высокое предназначение искусства, литературы, что только и делают человека человеком!

ххх

Ю. В. Бондарев нашел для себя ответ в том, что лучше литературы никто, никакая наука не исследует и не познает земной путь человека. Литература - « она добрее, мудрее, нравственнее всех наук».

Елистратова, Д.  Война - преступление против человечности // Знание-сила. - 2015. - № 5. - С.28-31.

Еще сокрушительнее война влияет на тех, кто воевал. Юрий Бондарев, прошедший Великую Отечественную Войну, в одном из своих рассказов (из сборника «Мгновения») пишет, что «четыре года войны разом состарили юношей его призыва на двадцать лет, и опыт, приобретенный на войне, был очень горьким». Они отправились на войну мальчиками, уверенными, что жизнь прекрасна, солнце всегда празднично, и каждый из них будет жить вечно. На войне они узнали, что солнце может быть предательским, потому что вместе с ним прилетят вражеские бомбардировщики; что на траве и цветах можно увидеть кровь друга, который минуту назад стоял рядом в окопах. Такие впечатления не забываются.

Макарова, Ю. А.  Мгновения публицистики Ю. В. Бондарева // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - N 3. - С.342-347.

Новая книга выдающегося современного русского писателя, публициста, философа, участника Великой Отечественной войны, известного общественного деятеля Юрия Васильевича Бондарева «Публицистика. Мгновения» включает в себя две самостоятельные части, объединенные жанровой принадлежностью.

ххх

Каждое произведение, созданное талантом Юрия Васильевича Бондарева, при всей его самостоятельности и даже самодостаточности, прекрасно вписывается в общий контекст книги.

Пронина, Е. П.  Тема Великой Отечественной войны в литературе ХХ века  // Литература в школе. - 2015. - № 4. - С.35-39 .

Главный герой - Правда. Рассказывается о произведениях Юрия Бондарева «Батальон просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег».

Все четыре года Великой Отечественной войны писатели - фронтовики провели на переднем крае и были не просто очевидцами боёв, но и их непосредственными участниками. «Это были люди, которые все тяготы войны вынесли на своих плечах - от начала её и до конца... Это было поколение фронтовиков, оно само всё видело, чувствовало, знало, ненавидело и боролось», - писал Ю. Бондарев.

ххх

Юные герои Бондарева, как и он сам, шагнули в жестокий и суровый мир войны прямо со школьной скамьи. В прошлом остались дом, друзья, учебники, мечты о будущем. Впереди их ждало испытание огнём. Об этом повествуют произведения Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Горячий снег».

ххх

Взрослея и мужая в огне боёв, они стали «непримиримее к несправедливости» и «добрее к добру». «Мы стали солдатами в восемнадцать лет. В войну моё поколение научилось, и любить, и верить, и надеяться, принимать и отрицать, смеяться и плакать».

 Борис Васильев в нашей памяти

Скалон, Н. Р.  Творчество Бориса Васильева в контексте русской прозы 60-70-х годов XX века // Литературная учеба. - 2014. - № 5. - С.141-143.

Расцвет творчества Бориса Васильева и популярность его сочинений - прежде всего это повесть «А зори здесь тихие...» (1969) и романы «Не стреляйте белых лебедей» (1973), «В списках не значился»(1974) - падает на указанные два десятилетия. Популярности, естественно, способствовали экранизации и инсценировки этих произведений. А композитором К. Молчановым была даже написана опера по мотивам повести «А зори здесь тихие...».

Тихомирова, Н. Г.  «...В ответе за прошлое, настоящее и будущее»: становление личности в повести Б. Васильева «Красные жемчуга» // Литература в школе. - 2008. - N 4. - С.32-34.

«Это повесть: о драматической истории нашей страны, непростых отношениях поколений, вечных ценностях, об ответственности за будущее».

ххх

У Бориса есть любопытная фраза: «Старость только тогда имеет право на существование, когда молодость нуждается в её опыте».

Черников, А. П.  Нравственная сила доброты // Литература в школе. - 2014. - № 5. - С.12-14 .

Повесть «Не стреляйте белых лебедей» посвящена актуальнейшей проблеме взаимоотношений человека и природы, противостояния добра и зла.

 ххх

Встраивая своё произведение в эту литературную традицию, Васильев подчёркивает поэтическую натуру, нравственную силу главного героя - человека, наделенного, тонким чувством прекрасного, хранителя и защитника природы.

Эйльбарт, Н. В.  Китайская киноверсия повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» как пример развития русско-китайского межкультурного диалога // Литературная учеба. - 2014. - № 5. - С.65-70.

Однако, несмотря на периодическое охлаждение и даже враждебность в политике по отношению друг к другу, интерес китайцев к русской культуре, как, впрочем, и русских людей к китайской, неизменно оставался на высоком уровне, в территориальном плане достигая своего максимума в приграничных регионах.

ххх

В свете вышесказанного, совершенно закономерным выглядит тот интерес, который китайская киноиндустрия в 2003 году проявила к военной повести Бориса Львовича Васильева «А зори здесь тихие...». Безусловно, она сделала бы это гораздо раньше, возможно, уже в 1970-е годы, сразу после выхода в свет.

6 Марта 2019  16:17    Просмотров: 1878
Поделиться: