Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
  Электронный каталог   Электронная библиотека   Продление книг   Виртуальная справка   Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые посетители!

Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772

Значение слова: «Каду́ба»

Главная / Новости и события / Выставки / Выставка «Нет, я не Байрон, я другой…» (к 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

Выставка «Нет, я не Байрон, я другой…» (к 205-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова)

О, Лермонтов... Непостижимо это.

Над ним сам дух пророчества витал,

Когда поэт в стихах на смерть поэта

Свою дуэль и смерть предугадал.

Николай Доризо

Михаил Юрьевич Лермонтов вспыхнул на поэтическом небосводе России яркой и неповторимой звездой, но, к сожалению, сгорел рано, оставив огненный след в творчестве многих писателей и поэтов. Лев Толстой писал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».

Лермонтов стал широко издаваемым автором через тридцать лет после гибели. В 1870 - 80-е годы его книги стали доступны буквально всем, его произведения выпускались и в серии «Копейка», которую мог купить даже самый небогатый человек. Некоторые издания лермонтовских произведений стали сокровищами книжной культуры, не менее высоко ценятся первые публикации произведений поэта в дореволюционных журналах.

Если говорить о прижизненных изданиях М. Лермонтова, то их всего два. Это роман «Герой нашего времени», вышедший в апреле 1840 году тиражом всего 1000 экземпляров, и сборник «Стихотворения» (СПб., 1840). Издания давно стали библиографическими редкостями.

Несомненно, что фонды Оренбургской областной универсальной научной библиоте­ки им. Н.К. Крупской включают не все изда­ния М. Лермонтова и критико-биографичес­кие произведения о нем. Однако имеющиеся материалы представляют интересный информационный научно­-образовательный ре­сурс.

На книжно-иллюстративной выставке «Нет, я не Байрон, я другой...» представлены художественные произведения писателя, вышедшие в дореволюционные годы и в советский период, а также издания о жизни и творчестве М. Лермонтова разных лет издания.

В 1891 году  закончился пятидесятилетний срок охраны авторского права, предусмотренный законом. Сочинения писателя стали общим достоянием. К дате 50-летия со дня гибели Лермонтова было издано множество научных и популярных книг о поэте в разных издательствах.

А.Ф. Маркс  -  петербургский издатель, основатель первого в России массового иллюстрированного журнала «Нива», распространявшегося по подписке с бесплатным приложением собраний сочинений лучших отечественных и зарубежных писателей. Его полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова 1891 года в 4-х томах включает биографический очерк, факсимиле и портрет Лермонтова, гравированный на стали Ф.А.Брокгаузом в Лейпциге.

Широко известно первое иллюстрированное юбилейное двухтомное издание (издатели И. Н. Кушнерев и П. К. Прянишников), которое вышло в Москве в 1891 году..  В 1899 году как «Приложение» вышел третий том, в котором появились впервые рисунки В. М. Васнецова к «Песне  про... купца Калашникова», М. А. Врубеля к «Демону», В. А. Серова к «Герою...» и др.

С 1910 по 1913 гг. , к 100-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, в серии «Академическая Библиотека Русских Писателей» выходит пятитомное полное собрание сочинений М. Лермонтова. Это Издание Разряда изящной словесности Императорской Академии Наук под редакцией и с примечаниями профессора Д.И. Абрамовича, где впервые была осуществлена попытка напечатать тексты с учетом разных редакций, а также дать первые сведения о рукописях поэта. На экспозиции представлено 2-е издание Сочинений 1916 года. 

Вни­мание читателей, несомненно, привлечёт шеститомное «Иллюстрированное полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова» издательства «Печатник» под редакцией В. В. Каллаша  (М.,1914-1915), снаб­женное иллюстрациями крупнейших русских художников: И. Айвазовского, Ф. Бруни, А. и В. Васнецовых, К. Коровина, Е. Лансере. И Репина, М. Сарья­на, В. Серова, В. Сурикова, М. Врубеля  - «лучшего художественного истолкователя Лермонтовской поэзии». Кроме того, в шестом томе собраны воспоминания о Лермонтове, которые представляют первый свод мемуарной дореволюционной литературы о поэте.

Произведения М. Лермонтова привлекали всех крупнейших русских художников - Серова, Айвазовского, Маковского, Коровина, Добужинского, Якобсона, Калиту. Это далеко не полный список тех, кто отразил талант поэта в искусстве книжной иллюстрации.

В частности, Мстислав Добужинский к столетию со дня рождения поэта (1914)  иллюстрировал повесть «Казначейша» (Пг., 1913), выпущенную Обществом любителей русских книжных изданий. Сегодня коллекционеры и исследователи книжного дела по праву относят это издание к лучшим образцам отечественной книжной графики и полиграфии начала XX века.

Особое место на выставке занимает одно из уникальнейших произведений М.Ю. Лермонтова. Это неоконченный исторический роман, в основе которого лежит историческое восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773 -1775 годах. Роман был опубликован в 1873 году в журнале «Вестник Европы» (1873. № 10) под редакторским заглавием библиографа, литературоведа П. А. Ефремова «Юношеская повесть М.Ю. Лермонтова».

Попытки осмысления творчества Лермонтова начались уже в прижизненной критической литературе, посвященной поэту. Наиболее яркими были отзывы В. Г. Белинского. После встречи с Лермонтовым в апреле 1840 г. Белинский писал: «Глубокий и могучий дух! ... я с ним спорил, и мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого». В оренбургской коллекции самые ранние публикации Белинского о Лермонтове встречаются в первом издании 12-ти томного собрания сочинений автора под редакцией Н. Х. Кетчера (М., 1859 - 1862).

В 1870 году в свет вышли «Записки» русской мемуаристки Е.А. Хвостовой (Сушковой), в которых содержались ценные сведения о Лермонтове, с которым её связывали романтические отношения. Книга была издана лишь после смерти Екатерины Александровны.    

В 90-е гг. XIX века начинают публиковаться работы Павла Александровича Висковатого, разыскавшего и напечатавшего немало произведений Лермонтова, материалов для его жизнеописания. Последующие биографии Лермонтова вплоть до конца 1930-х гг. почти ничего не добавили к труду Висковатого и обычно являлись его пересказами. Монография П. Висковатого «Михаил Юрьевич Лермонтов: Жизнь и творчество», вышедшая в 1891 году в Москве в издании В. В. Рихтера, стала первой научной биографией поэта. Она основана на обширном фактическом материале: документах, письмах, мемуарах, воспоминаниях людей,  хранящихся как в личных коллекциях, так и в государственных архивах. Автор собирал его в течение двенадцати лет. Многие мемуары и документы были впервые введены в оборот. Главный труд всей жизни исследователя был приурочен к 50-летию гибели поэта. На выставке представлено факсимильное издание этой монографии (М., 1989).

Сборник «Русские современные деятели» был издан в 8-ми выпусках в период с 1876 по 1880 гг. С пятого тома название изменилось на «Наши деятели...», однако это не отразилось на формате издания. Эти книги не подлежат вывозу за пределы Российской Федерации. На выставке представлен V том сборника, куда вошёл материал о творчестве М. Лермонтова (СПб., 1879).

Заслуживает внимания «Галерея русских писателей» под редакцией И. Игнатова. Издание вышло в московской типографии И.Н. Кушнарева в 1901 году. Великолепно иллюстрированный фолиант с роскошным издательским переплетом из натуральной кожи козы и золотым тиснением на корешке и крышке. Портреты писателей выполнены в технике цинкографии в знаменитой художественной мастерской О. Ренара. В книге помещены краткие биографии и портреты 253-х российских писателей XVIII - начала ХХ вв. Издание также нельзя вывозить за пределы Российской Федерации.

Несомненный интерес читателей вызовут дореволюционные учебные пособия по литературе. В их числе:

«Пособие для изучения образцов русской литературы XIX века» под редакцией Н.Ф. Маркова (1907) адресуется поступающим  в юнкерские училища, а также учащимся старших классов мужских и женских средних учебных заведений. 

Статьи литературного критика А.И. Введенского были объединены во втором издании «Общественного самосознания в русской литературе: критические очерки» (1909).

Интерес представляет пособие «Краткие литературно-исторические очерки» (1913), предназначенное для городских училищ, фельдшерских, железнодорожных и торговых школ (издание товарищества И.Д. Сытина). 

В.М Фишер - одна из крупнейших фигур в отечественной методике преподавания литературы. На выставке представлено 2- е издание его «Учебника по истории русской литературы» (М., 1917).

Перед читателем книга выдающегося деятеля русского зарубежья, театрального режиссера и критика князя С.М.Волконского, представляющая собой текст лекций, прочитанных им в различных университетах США. Эти лекции были посвящены русской истории и литературе (СПб., 1896).

Труд историка, педагога, просветителя В.А. Зелинского «Русская критическая литература о произведениях М.Ю. Лермонтова» выдержал несколько изданий (1882,1904, 1913). В фондах библиотеки имеется 2-е издание 1904 года.

Собрание сочинений русского литературного критика и поэта Аполлона Григорьева включает 14 выпусков (1915 - 1916). На выставке представлен седьмой выпуск «Лермонтов и его направление: крайние грани развития отрицательного взгляда» (1915).

Работа литературоведа, публициста, критика Н.А. Котляревского «Михаил Юрьевич Лермонтов. Личность поэта и его произведения» написана в 1891 году, в год пятидесятилетия со дня кончины поэта и к 1915 году выдержала пять изданий.

К столетию со дня рождения поэта в 1914 году были опубликованы многочисленные статьи и материалы, которые существенно расширяли представление о жизни и творчестве Лермонтова. В первую очередь следует упомянуть монографию Л.П. Семенова «Лермонтов и Лев Толстой» (1914), очерк Д.Н. Овсянико-Куликовского «М.Ю. Лермонтов».

Дореволюционный период в изучении творчества Лермонтова завершился выпуском юбилейного сборника «Венок Лермонтову» (Пг.,1914), ставшего библиографической редкостью. Это издание  - своеобразный итог дореволюционной школы литературоведения, стремившейся понять внутренние, духовные основы личности и творчества гениального поэта.

Из великих русских поэтов XIX века Михаил Лермонтов до сих пор остаётся наиболее загадочным, «тёмным», «спорным». И сегодня сохраняют свою актуальность слова, сказанные одним из исследователей в начале прошлого века: «Лермонтов  -  всё ещё спорный поэт. Спорят не о размерах его таланта, даже не об его историко-литературном значении, а преимущественно о внутреннем смысле его творчества».

Чтобы приблизиться к разгадке литературного наследия поэта, приглашаем посетить книжно-иллюстративную выставку «Нет, я не Байрон, я другой...» ООУНБ им. Н.К. Крупской.

Экспозиция работает до конца 2019 года.

5 Сентября 2019  15:19    Просмотров: 4523
Поделиться: