Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Значение слова: «Зю́кнуть»

Главная / Новости и события / Выставки / Выставка «Наследие живое и вечное»

Выставка «Наследие живое и вечное»

В информационно-библиографическом отделе ООУНБ им. Н. К. Крупской открылась книжно-иллюстрированная выставка «Наследие живое и вечное», посвященная русским иконописцам Андрею Рублёву и Дионисию.

В первую треть XV века были созданы лучшие произведения Андрея Рублева: Звенигородский чин, миниатюры Евангелия Хитрово, фрески Успенского собора во Владимире, икона Богоматери Владимирской, «Троица» из иконостаса Троице-Сергиевой лавры.

Названные произведения Андрея Рублева образуют золотой фонд русского художественного наследия прошлого. Творчество Дионисия представлено большим числом сохранившихся памятников. Иконы Дионисия - волшебная светлая песнь в удивительных красках гениального русского художника, прославляющая добро и красоту.

На выставке представлены книги и статьи, посвященные творчеству Андрея Рублева и Дионисия.

Андрей Рублёв - наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных.

Биографические сведения об Андрее Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям - в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х годов, но не позднее 1370 года. Из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель» - инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Монашеский постриг принял, вероятно, незадолго до 1405 года в Андрониковом монастыре при Андронике Московском с именем Андрей; мирское имя неизвестно (скорее всего, по существовавшей в то время традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя, и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Лихачев, Н. П. Манера письма Андрея Рублева / Н. П. Лихачев. - М. : ЛИБРОКОМ, 2012. - 104 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Вниманию читателей предлагается книга отечественного историка Н. П. Лихачева, в которой исследуется манера письма крупнейшего русского иконописца Андрея Рублева. Работа посвящена рассмотрению признаков, которые могут помочь установить авторство той или иной иконы (важной особенностью древнерусской иконописи является практически полная анонимность), в частности указать на принадлежность иконы кисти Рублева. В книге представлены изображения различных икон с пояснениями относительно их отличительных признаков. Книга, написанная более века назад (первое издание вышло в 1907 г.), будет полезна историкам, искусствоведам, культурологам, а также всем, кто интересуется историей иконописи.

Лазарев, В. Н. Андрей Рублев и его школа / В. Н. Лазарев. - М. : Искусство, 1966. - 386 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Настоящая монография об Андрее Рублеве подразделяется на четыре части. В первой дается обзор творчества художника, вторая содержит биографические сведения, в третьей собраны первоисточники и наиболее интересные и значительные высказывания историков искусства и художественных критиков о Рублеве. В четвертой части даны комментарии к таблицам, на которых воспроизведены работы Рублева и мастеров его круга. Здесь же сообщаются сведения о состоянии сохранности данной иконы либо фрески, о ее размере, об особенностях ее иконографии, стиля и т. д.

Прибытков, В. С. Андрей Рублев / В. С. Прибытков. - М. : Молодая гвардия, 1960. - 220 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Биография гениального русского художника Андрея Рублева - это почти белое пятно на карте истории русской культуры XIV - XV веков. И никогда ни один исследователь не прорисует эти белые места, так как источники не сохранили жизнеописания создателя знаменитой "Троицы", а время не пощадило многие великолепные иконостасы, величественные стенные росписи. Писатель, взявшийся за создание художественной биографии Рублева, имел право домыслить те факты, о которых молчат источники. Книга В.С. Прибыткова - не роман и даже не историческая повесть. Искусствоведческие главы, посвященные творчеству Рублева, сменяются жанровыми картинами, воспроизводящими нравы, быт, события грозных и славных лет конца XIV и первых десятилетий XV столетия. Писатель пытается заглянуть в думы, в сложный внутренний мир художника и сделать его образ близким и понятным нам. 

Дионисий - последний крупный художник эпохи расцвета московской живописи XV века, преемник традиций Андрея Рублева и мастеров его окружения. Известно, что Дионисий имел семью, сыновей-художников и множество учеников. На протяжении 1480 - 1490-х гг. Дионисий и его мастерская исполняет ответственные заказы, в том числе преподобного Иосифа Волоцкого. Около 1499 - 1500 гг. художник отправляется в Белозерский край. Там он работает в Павлово-Обнорском и Кирилло-Белозерском монастырях. В 1502 г. Дионисий с "чадами" создают знаменитые росписи собора Рождества Богородицы в Ферапонтове монастыре, являющиеся величайшим творением русского искусства начала XVI в. Умирает Дионисий уже вернувшись в Москву после 1503 г. С его именем связано большое число произведений иконописи и миниатюры.

Лифшиц, Л. И. Дионисий / Л. И. Лившиц, Г. В. Попов. - М. : Северный паломник, 2006. - 168 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Книга содержит очерк творчества Дионисия, древнерусского художника, получившего в начале XX века мировую известность после открытия фресок Ферапонтова монастыря. Основное внимание авторы уделяют иконописному наследию и книжным миниатюрам, приписываемым Дионисию и его окружению.

Дионисий. Иконы и фрески Древней Руси. - М. : ТЕЗА, 2000. - 112 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный.

Издание посвящено гениальному живописцу Древней Руси Дионисию. Дионисий - автор многочисленных икон и фресковых росписей, из которых наиболее известны: монументальные по размеру иконы московских митрополитов Петра и Алексея, роспись предалтарной преграды в Успенском соборе Московского Кремля, иконы из Павло-Обнорского, Вологодского, Прилуцкого и Ферапонтова монастырей. Самая выдающаяся работа Дионисия - полностью уцелевшая роспись собора Рождества Богородицы в Ферапонтове, исполненная им в 1502 году. Альбом содержит множество иллюстраций.

Познакомиться с выставкой можно в часы работы библиотеки в информационно-библиографическом отделе.

17 Марта 2020  16:39    Просмотров: 1127
Поделиться: