Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской


г. Оренбург, ул. Советская, 20, тел. (3532) 77-06-76, orenlib@bk.ru
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТНЫХ ДАТ
ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

2020 · 2021

Значение слова: «Валёга»

Главная / Новости и события / Выставки / Открылась выставка «Государственному академическому Малому театру России – 195 лет»

Открылась выставка «Государственному академическому Малому театру России – 195 лет»

В секторе текущей периодики и новых поступлений областной научной библиотеки им. Н.К. Крупской открылась выставка «Государственному академическому Малому театру России - 195 лет».

На выставке представлена подборка статей из журналов : «Знамя», «Мир музея», «Современная драматургия», «Театр», «Театральная жизнь» и др. за период с 1993 по 2013 годы.

Малый театр - старейший театр России. Его труппа была создана при Московском университете в 1756 году, сразу после известного Указа императрицы Елизаветы Петровны, ознаменовавшего рождение профессионального театра в нашей стране: «Повелели мы ныне учредить Русский для представления комедий и трагедий театр...». Известный поэт и драматург М. М. Херасков возглавил Вольный русский театр при университете. Его артистами были учащиеся университетской гимназии.

На основе университетского был создан драматический Петровский театр. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Но здание в 1805 году сгорело, и труппа осталась без сцены. Однако уже в следующем, 1806 году, в Москве была образована дирекция Императорских театров.

В 1824 году Бове перестроил для театра особняк купца Варгина, и драматическая часть Московской труппы Императорского театра получила собственное здание на Петровской (ныне Театральной) площади и собственное название - Малый театр.

«Московские ведомости» поместили объявление о первом спектакле в Малом: «Дирекция Императорского Московского театра чрез сие объявляет, что в следующий вторник 14 октября сего года будет дан на новом малом театре, в доме Варгина, на Петровской площади, для открытия онаго спектакль 1-й, а именно: новая увертюра сочин. А.Н.Верстовского, впоследствии во второй раз: Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря, новое драматическое рыцарское представление-балет...».

Признавая уникальный вклад Государственного академического Малого театра в отечественную и мировую культуру и в целях обеспечения необходимых условий для дальнейшего развития театрального искусства Указом Президента РФ от 10 января 1993г. №5 (с изменениями на 17 мая 2007года) «О Государственном академическом Малом театре России» было постановлено: Государственный академический Малый театр СССР именовать впредь - Государственный академический Малый театр России (далее Малый театр).

В 1991 году Указом Президента России Малый театр как особо ценный объект национального наследия объявлен достоянием народов России наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем.

Дайджест выставки

Вишневская, И.  Наш Щепкин // Театральная жизнь. - 2000. - № 7- С.3 -5.

Малый театр, названный Домом Островского, может называться и Домом Щепкина. О нем сочувственно писала вся образованная тогдашняя Россия. О Щепкине говорил Герцен, дав ему классическое слово определение, «он первым стал не театрален на театре». Михаил Семенович пытался создать некие теоретические основы актерского искусства; не случайно, называя своих предшественников в формировании профессиональной актерской «системы», Станиславский одним из главных имен ставил имя Щепкина. Крепостной, прошедший длинный духовный и творческий путь к вершинам мыслящего общества России. Равный собеседник Пушкина и Гоголя. Замечательный рассказчик, поражающий слушателей волшебными импровизациями, живыми зарисовками провинциального быта. Щепкин первым привел на сцену так называемое «третье сословие», маленьких людей, ближайших родственников пушкинского станционного смотрителя, гоголевского Башмачкина, тургеневских Мошкина и Кузовкина. Был «соавтором», а подчас и «автором» многих и многих ролей в слабых, бесцветных мелодрамах и водевилях того времени, превращая их в подлинное совершенство актерского искусства.

Майстровская, М.  «Две владыки» Михаила Щепкина // Мир музея. - 2011. - № 5- С.36 - 39.

В самой гуще Москвы открыл свои двери музей выдающегося российского актера Михаила Семеновича Щепкина (1788 - 1863), филиал Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.

Зал мемориального музея представляет собой крошечную комнату, посвященную ярмарке, на которой свершился поворот судьбы М. С. Щепкина. Покоряла всех особенная манера Щепкина играть максимально приближенно к естественному человеческому поведению в противовес традиционному педантичному чтению с громкой и насыщенной декламацией. Именно Михаил Щепкин принес в российский театр реалистическую манеру исполнения.

Следующим пространством музея стал зал-столовая, самая большая, светлая и нарядная комната дома, посвященная блестящей театральной карьере М. С. Щепкина - актера Малого театра, где он на протяжении роли в спектаклях по пьесам великих писателей и драматургов - Шекспира, Мольера, Шиллера, Бомарше, Грибоедова и других.

Следующее пространство «Голубой гостиной» рассказывает о службе М. С. Щепкина в Императорском Малом театре, которому он посвятил сорок лет своей жизни, и выдающейся дружбе с Н. В. Гоголем.

В № 14-15 за 2007 г. газеты «Экран и Сцена» опубликована статья Елены Алексеевой, посвященная премьере Малого драматического театра - театра Европы «Жизнь и судьба» В программе «Золотой Маски» это название, ставшее театральным событием прошлого сезона, фигурирует в пяти номинациях: «Лучший спектакль большой формы», «Лучшая работа режиссёра» (Лев Додин), «Лучшая работа художника» (Алексей Порай-Кошиц), «Лучшая мужская роль» (Сергей Курышев), «Лучшая женская роль» ( Татьяна Шестакова).

Егошина, О.  Письмо длиною в жизнь // Экран и Сцена. - 2008. - № 1- Январь. - С.16 .

В своем спектакле «Жизнь и судьба» Лев Додин разбил письмо Анны Штрум на фрагменты и «прошил» им весь спектакль, отдав роль матери главной актрисе своего театра Татьяне Шестаковой. На сцене - дом семьи Штрумов, поперек натянута сетка: летает мяч судьбы и смерти.   В хоре голосов Малого театра партия Татьяны Шестаковой стала одной из важнейших. В эпическом философском театре, который строит Лев Додин, героини Татьяны Шестаковой дают ноту чистой и нежной лирики.

Коренева, М.  Каждый творит свой ад // Экран и Сцена. - 2008. - № 7- Апрель. - С.5.

Пьесы Юджина О΄Нила - не частые гости на сцене Малого театра. Эти пьесы словно бы не даются в руки тем, кто, подходя к драматургическому материалу с коммерческим прицелом, превращает все, к чему ни прикоснется, в приманку, на которую должна клюнуть публика.

С тем большим нетерпением ожидается каждая новоя постановка, особенно когда это касается поздних о΄ниловских пьес, к ним театр еще только нащупывает подходы. «Долгое путешествие в ночь» - одно из последних и самых совершенных творений великого драматурга, которое поставили на сцене Малого театра.

Максимова, В.  Жизнь - одна и судьба - одна // Театральная жизнь. - 2000. - № 7- С.35 -41.

Високосный 2000 год, достигший лишь середины, был не «велик» (как в известном романе Булгакова год 1919), но «страшен», отмечен человеческими потерями (в том числе и среди выдающихся наших актеров) такого масштаба, что в пору назвать их опустошениями. Невосполнимая и горькая - смерть Олега Ефремова. Кажется, с ним отошла его эпоха. Умер корифей Малого театра, последний актер-романтик русской сцены Николай Анненков.

Старосельская, Н.  Малый. Всегда был большим // Театральная жизнь. - 2000. - № 7- С.71.

Для Юрия Соломина 175-й сезон Малого театраортампе был не актерским, а режиссерским. Он поставил драму Шиллера «Коварство и любовь» и «Лес». А Н. Островского - поставил традиционно, без каких бы то ни было модернистских «отклонений». В «Коварстве и любви» все происходящее словно искусственно замедляется, чтобы зрители могли внимательно всмотреться в поворачивающуюся на кругу «музыкальную шкатулку», в которой развертывается сценическое повествование - эпизод сменяется эпизодом с неуклонно надвигающейся трагической развязкой.

Старосельская, Н.  «Смех есть вещь судорожная...» // Театральная жизнь. - 2000. - № 1- С.14- 16.

Последним по времени спектаклем из наследия А. В. Сухово-Кобылина стала «Свадьба Кречинского» Малого театра в постановке В. Соломина и А. Четверкина. В самом выборе есть закономерность - эта комедия была изначально предназначена автором именно для Малого театра. Первым слушателем «Свадьбы Кречинского» был Пров Садовский, сыгравший в ней, по призванию современников, едва ли не лучшую свою роль.

Силина, И.  Художник Антон Куманьков и Малый театр // Театр. - 1993. - № 12- С.96 - 97.

Галерея. Лица артистов, великих и славных. Череда портретов актеров Малого театра от «последних могикан» до нынешних «звезд». Речь идет о художнике - портретисте Малого театра Андрее Куманькове, который умеет передать внутренний мир артистов.

Литература

Вишневская, И. Наш Щепкин / И. Вишневская // Театральная жизнь. - 2000. - № 7. - С.3 -5.

Гоберник Г. Мюзиклы в Малом / Г. Гоберник // Музыкальная жизнь. - 2004. - N 6. - С.9 - 11.

Егошина, О. Письмо длиною в жизнь / О. Егошина // Экран и Сцена. - 2008. - № 1. - Январь. - С.16 .

Коренева, М. Каждый творит свой ад / М. Коренева // Экран и Сцена. - 2008. - № 7. - Апрель. - С.5.

Кузнецова, А. (Гольдина) Отчего люди не летают? / А. Кузнецова // Знамя. - 2013. - № 5. - С.116 - 138.

Майстровская, М. «Две владыки» Михаила Щепкина / М. Майстровская // Мир музея. - 2011. - № 5. - С.36 - 39.

Максимова, В. Жизнь - одна и судьба - одна / В. Максимова // Театральная жизнь. - 2000. - № 7. - С.35 -41.

Силина, И.  Художник Антон Куманьков и Малый театр / И. Силина // Театр. - 1993. - № 12. - С.96 - 97.

Соломин, Ю. М.   Кушать подано, господа! / Ю. Соломин ; беседовала Л. Лебедина // Театральная жизнь. - 2006. - N 5/6. - С. 36 -38. - Фот.

Соломин, Ю. М.   «Без искусства нет нации»   / Ю. М. Соломин ; беседовала Е. Глушик // Российская Федерация сегодня. -2008. - N 16. - С.58 - 59 : цв. фото.

Соломин, Ю. М.   Сохраняя музыку русской речи... / Ю. М. Соломин // Горный журнал. - 2011. - № 12. - С.87 -88.

Старосельская, Н. Малый. Всегда был большим / Н. Старосельская // Театральная жизнь. - 2000. - № 7. - С.71.

Старосельская, Н. « Смех есть вещь судорожная...» / Н. Старосельская // Театральная жизнь. - 2000. - № 1. - С.14- 16.

18 Сентября 2019  16:44    Просмотров: 320