Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
  Электронный каталог   Электронная библиотека   Продление книг   Виртуальная справка   Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Независимая оценка качества оказания услуг

Уважаемые посетители!

Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772

Значение слова: «Гру́мный»

Главная / Новости и события / Выставки / Книжно - иллюстративная выставка «Бессмертные страницы Гоголя» (к 210-летию со дня рождения писателя)

Книжно - иллюстративная выставка «Бессмертные страницы Гоголя» (к 210-летию со дня рождения писателя)

Уже современники понимали, что Н. Гоголь - и человек, и художник - загадочен, непостижимо глубок, парадоксален, ни с чем не сравним. Его называют первым профессиональным писателем в девятнадцатом веке. Творческая судьба Николая Васильевича считается счастливой: все произведения его были опубликованы при жизни, ни одно не обошла критика.

К 210-летию со дня рождения классика в областной библиотеке им. Н.К Крупской открылась книжно-иллюстративная выставка «Бессмертные страницы Гоголя», на которой представлены художественные произведения писателя, вышедшие в дореволюционные годы и в советский период, а также издания о жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

Экспозицию открывает уникальная «Галерея русских писателей» под редакцией И. Игнатова. Издание вышло в московской типографии И.Н. Кушнарева в 1901 году. Великолепно иллюстрированный фолиант с роскошным издательским переплетом из натуральной кожи козы и золотым тиснением на корешке и крышке. Портреты писателей выполнены в технике цинкографии в знаменитой художественной мастерской О. Ренара. В книге помещены краткие биографии и портреты 253 российских писателей XVIII - начала ХХ вв. Издание не подлежит вывозу за пределы Российской Федерации.

Имя Пантелеймона Александровича Кулиша (1819-1897), украинского писателя и историка, известно, прежде всего, как имя автора первой биографии Гоголя и издателя его сочинений. В 1854 году  П. Кулиш, не имевший тогда возможности выступать легально, выпустил под псевдонимом Николая М. «Опыт биографии Н.В. Гоголя со включением до сорока его писем» (СПб.).  Представленный труд поделен на три объемные части: «Родословная Гоголя», «Переезд в Петербург», «Гоголь за границей», в которых освещаются важнейшие периоды в жизни писателя и рассказывается о многих малоизвестных фактах его биографии. В качестве важного дополнения в исследование включено около 40 текстов писем писателя, его классные упражнения, дворянский протокол и аттестат. Книга, вышедшая в типографии Эдуарда Працца, сегодня является библиографической редкостью.

Ещё одно издание П. Кулиша - «Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем» - напечатано в Типографии Юлиуса Штауфа в 1856 году (СПб.). В фондах областной библиотеки хранится второй том этого двухтомника. Книга раскрывает многие подробности написания и издания произведений Н.В. Гоголя. «В этих «Записках...» говорено все, что напечатано в моем «Опыте биографии Гоголя», кроме мест, потребовавших исключения или замены новыми, вследствие точнейшего изучения предмета и вновь открытых материалов», - писал П. Кулиш.

Труды Кулиша оказали влияние и на других многочисленных гоголевских биографов, прежде всего на В. И. Шенрока.

В четырехтомное исследование «Материалы для биографии Гоголя» (М.,1892-1897) вошли все предыдущие работы Шенрока о Гоголе. Это образцовое издание, отвечающее всем научным требованиям, позволяющее следить за историей творчества Н. В. Гоголя. Книга замечательна обилием материала и обстоятельностью его разработки.

Начиная с 1835 г. Гоголь находится в центре внимания В. Г. Белинского (1811-1848). Критик написал около двадцати статей и рецензий, посвященных Гоголю. Кроме того, он обращается к его имени, к его художественным образам в огромном большинстве своих статей и писем. «Вы у нас теперь один, - писал он Гоголю в 1842 г., - и мое нравственное существование, моя любовь к творчеству тесно связаны с вашею судьбою: не будь вас - и прощай для меня настоящее и будущее в художественной жизни моего отечества».

На выставке представлены тома из «Сочинений...» 1860, 1896 и 1904 годов, где содержится не только глубочайший теоретический анализ творчества Гоголя, но и живое, непосредственное восприятие его как современника Белинского - писателя и человека.

Ценным пособием являются биографические очерки детской писательницы А.Н. Анненской «Гоголь. Его жизнь и литературная деятельность» (СПб.,1891), вышедшие в серии Ф.Павленкова «Жизнь замечательных людей». Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют ценность и по сей день. Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы - профессия.   

Несомненный интерес читателей вызовут дореволюционные учебные пособия по литературе. В их числе:

«О жизни Николая Васильевича Гоголя и его бессмертных сочинениях» под редакцией Д.И. Тихомирова из серии «Библиотека детского чтения» (1902). Это седьмое издание «Чтений для школ и народа» допущено Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения в ученические библиотеки средних и низших учебных заведений, в бесплатные народные читальни и библиотеки для чтения в народных аудиториях.

«Пособие для изучения образцов русской литературы XIX века» под редакцией Н.Ф. Маркова (1907) адресуется для поступающих в юнкерские училища, а также для старших классов средних учебных заведений мужских и женских. От экзаменующихся требуется знание наизусть перечисленных в пособии образцов литературы и знакомство с содержанием крупных литературных произведений, умение дать обстоятельные ответы на предложенные вопросы, а также изложить в связном пересказе эпизод из прочитанного сочинения.

Статьи литературного критика А.И. Введенского были объединены во втором издании «Общественного самосознания в русской литературе: критические очерки» (1909). Книга одобрена Ученым Комитетом Министерства Народного Просвещения для ученических, старшего возраста, библиотек средних учебных заведений и городских училищ и для учительских библиотек низших школ и для бесплатных читален.

Издание товарищества И.Д. Сытина - «Краткие литературно-исторические очерки» (1913). Их составил преподаватель Лазаревского института в Москве и торговой школы Биржевого Общества Л.О. Вейнберг в качестве пособия для городских училищ 1872 г., фельдшерских, железнодорожных и торговых школ.

В этом же издательстве вышла еще одна работа Л. Вейнберга, предназначенная для школы и самообразования. Это пятитомное «Критическое пособие. Сборник выдающихся статей русской критики за 100 лет» (1913-1915). На выставке представлен второй том, куда включена критика о Н. Гоголе.

Заслуживает отдельного внимания тема «Художники-иллюстраторы произведений Н.В. Гоголя». Здесь можно упомянуть редкий экземпляр из нашего фонда - 6-е издание «Альбома гоголевских типов по рисункам художника П. Боклевского», напечатанного в 1890 году в типографии Эдуарда Гоппе. Содержание альбома характеризуют слова выдающегося педагога и историка литературы В.Я. Стоюнина, написанные им в 1880 г. и включенные в альбом: «Такие портреты могут способствовать психологическому изучению человека, и, следовательно, иметь воспитательное значение».

Интересен и «Юбилейный сборник рисунков известных художников к произведениям Н.В.Гоголя. 1809-1909» (1909) с рисунками Н.Н. Герардова, Б.М. Кустодиева, А.И. Романа и Д.М. Гаврильцева. Сам сборник вышел в цветной иллюстрированной издательской обложке по рисунку художника Е. Е. Лансере.

Очень любопытны рисунки М. Щеглова, вышедшие в 1952 году к 100-летию со дня смерти Н. В. Гоголя в книге «ИноСтранное сходство».

Библиографической редкостью стало и факсимильное воспроизведение изданий «Сто четыре рисунка к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1846) и «Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя «Мертвые души» (1892) с рисунками А. Агина и гравюрами Е. Бернардского, изданное в 1985 году.

Однако подлинной жемчужиной выставки можно назвать альбом с серией иллюстраций, гравированных Евстафием Бернардским с рисунков Александра Агина. Это «Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя «Мертвые души», изданные в Санкт-Петербурге при жизни Н.В. Гоголя в 1846 году. Помимо Бернардского в гравировании иллюстраций принимали участие его ученики Ф. А. Бронников и П. З. Куренков. Уже в конце XIX-го века старые экземпляры этих гравюр ценились как антиквариат и продавались весьма дорого - по 25 рублей за штуку.

Если говорить о собраниях сочинений Н.В. Гоголя, то первое было выпущено еще при его жизни в 1842 г. Судьба последующих целиком зависела от наследников авторских прав, обладавших приоритетом в течение 50 лет после смерти писателя. Но за восемь лет до истечения срока этого приоритета (в 1893 г.) монопольное право на издание сочинений Н.В. Гоголя приобретает за крупную сумму (150 тыс. руб.) известный петербургский издатель А.Ф. Маркс. В 1900 г. он же приобрел права на издание писем Гоголя.

10-е издание сочинений Н.Гоголя (1889-1896) считается лучшим изданием автора в XIX веке. Первые тома сочинений вышли в фирме «Наследники Бр. Салаевы», последующие - в издательстве А. Маркса. Редактором стал Николай Саввич Тихонравов, один из виднейших историков русской литературы. Он был деканом историко-филологического факультета, а затем и ректором Московского университета. Это первое издание, основанное на критическом изучении текстов. Прежде всего это научное издание с текстом, исправленным по рукописям и собственным изданиям Гоголя, и с обширными комментариями, где подробно изложена история каждого из произведений Гоголя по сохранившимся рукописям, по его переписке и иным историческим данным. 

Наиболее распространенными марксовскими изданиями Гоголя являются 15-е (1900) и 16-е (1901), поскольку они выходили бесплатным приложением к популярному еженедельному журналу «Нива», владельцем и издателем которого был сам А.Ф. Маркс.

15-е издание вышло с биографией Гоголя, составленной Шенроком, двумя портретами Гоголя, гравированными на стали Ф.А. Брокгаузом в Лейпциге, двумя автографами и тремя собственноручными рисунками.

На нашей экспозиции представлены отдельные тома из 10 и 15 марксовских изданий Н. Гоголя.

Не менее интересно издание «Сочинений и писем» в 9-ти томах под редакцией В.В. Каллаша (1907-1910), вышедшее в Книгоиздательском Товариществе «Просвещение». «Сочинения» не преследовали научных целей: они предназначались для школы и самообразования и были рассчитаны на самые широкие круги читателей - создание у них серьезных историко-литературных интересов и замену поверхностного чтения вдумчивым изучением одного из величайших наших писателей. Книга не подлежат вывозу за пределы РФ.

Окончание в 1902 году прав собственности наследников на сочинения Гоголя и широко отмечаемые в России юбилеи писателя 1902 и 1909 годов способствовали выходу в свет новых собраний сочинений писателя во всех крупнейших издательствах России: А.С. Суворина, Н.И. Холмушина, И.Д. Сытина, Брокгауза-Эфрона, «Печатник» и других.

Наиболее значительным изданием сочинений писателя, хранящимся в нашей библиотеке, с исторической и книговедческой точек зрения можно назвать 8-томное «Иллюстрированное полное собрание сочинений» (1912-1913), выпущенное книгоиздательством «Печатник» под редакцией известного литературоведа А.Е. Грузинского. Вступительную статью написал не менее известный ученый Д.Н. Овсянико-Куликовский. В оформлении переплета каждого тома были использованы фрагменты барельефов с памятника Н.В. Гоголю работы скульптора Н.А. Андреева, открытого в Москве в 1909 г. Прекрасную полиграфию и выверенные тексты дополняет большое количество иллюстраций, подобранных с отменным вкусом и тщательностью.

Печать эталонов книжного изящества и полиграфического мастерства лежит на огромном томе «Мертвых душ» (СПб., 1900), воссоздающем дух гоголевской эпохи. Для этого издания материал собирался по провинциальным захолустьям - каждая мелочь, аксессуар чичиковской эпохи были тщательно проверены, зарисованы, сфотографированы. Текст по последней редакции академика Н.С.Тихонравова, с портретом Н.В.Гоголя, гравированным на стали, 10 гелиогравюрами и 355 иллюстрациями художников.

Пейзаж был предоставлен Н. Бажину и Н. Хохрякову, жанр - В. Андрееву, Е. Самокиш-Судковской. Самые значительные рисунки воспроизведены гелиогравюрами, остальные автотипией. Общее редактирование этими работами взяли на себя П. Гнедич и М.Далькович. «С искренней любовью отнеслись художники к своей задаче. Каждый из них выбрал эпизоды, наиболее подходящие к сущности его дарования, и в течение нескольких лет трудился над иллюстрациями. Рисунки делались и переделывались по многу раз, пока не удовлетворяли самих художников, что же касается их воспроизведения, то мы сделали всё, что возможно, чтобы достигнуть наибольшего совершенства. Клише изготовлены за границей; самые значительные рисунки воспроизведены гелиогравюрой, способом очень мало еще распространенным у нас вследствие его дороговизны...» - писал издатель фолианта А.Ф. Маркс.

Экспозиция работает до конца мая 2019 года.

1 Апреля 2019  13:55    Просмотров: 7176
Поделиться: