Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Значение слова: «Заливе́нь»

Главная / Новости и события / Выставки / Книжно-иллюстративная выставка «Я жил лишь затем, чтобы писать» (к 150-летию со дня рождения И.Бунина)

Книжно-иллюстративная выставка «Я жил лишь затем, чтобы писать» (к 150-летию со дня рождения И.Бунина)

В настоящее время И. А. Бунин относится к числу одного из самых издаваемых, читаемых и изучаемых русских писателей ХХ века.

Его произведения стали связующей нитью между прошлым России и её настоящим.

Особый интерес для почитателей творчества И.А. Бунина представляют дореволюционные издания его произведений.

 

В Оренбургской областной универсальной научной библиотеке им. Н.К. Крупской хранится уникальная коллекция прижизненных изданий И. А. Бунина, представленная в экспозиции «Я жил лишь затем, чтобы писать».

Иван Алексеевич Бунин - прославленный писатель, потомок обедневшего старинного дворянского рода, с детства отличался незаурядностью: рано начал читать серьезную литературу и писать собственные тексты.

Признание и известность Бунин приобрел, прежде всего, как прозаик. Но значительное место в творчестве писателя всегда занимала поэзия. Он начал литературную деятельность со стихов и писал их до конца жизни. В 16 лет начинающий литератор отправил в петербургский журнал «Родина» стихотворение «Над могилой Надсона» (на смерть любимого поэта Семена Надсона) и был счастлив, что его напечатали в феврале 1887 года. В мае этого же года «Родина» опубликовала второе стихотворение молодого Бунина - «Деревенский нищий».

Стихи Бунина раннего периода несли на себе печать настроений гражданской поэзии 1880-х годов. В них чувствовалось влияние Кольцова, Надсона. Но уже в этих стихотворных опытах обнаруживался и самостоятельный, оригинальный голос Ивана Алексеевича. Уже в 1891 выходит его первый сборник «Стихотворения».

Со второй половины 1889 года стихотворения Бунина постепенно стали проникать на страницы столичных изданий : «Северный вестник», «Наблюдатель», «Мир Божий», «Вестник Европы».

На выставке можно познакомиться с петербургским ежемесячным журналом «Наблюдатель» (1891, №6) и с ежемесячным об­щественно-по­ли­тическим, литературным и научным журналом «Русское богатство» (1893, №4), где напечатаны одни из первых стихотворений Ивана Бунина.

Бунин переезжает в Санкт-Петербург, а затем в Москву: везде он с легкостью заводит знакомства с известными писателями и поэтами (Л. Толстым, А. Чеховым, Н.К.Михайловским, В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом, Ф.Сологубом), становится активным участником московского литературного кружка «Среда» и вливается в богемную жизнь.

1890-е - 1900-е - время напряженной работы и бурного роста популярности Ивана Алексеевича. Выходят книга «На край света и другие рассказы» (1897) и стихотворный сборник «Под открытым небом» (1898).

Самостоятельно выучив английский язык, Бунин переводит и издает в 1896 поэму американского писателя Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Эта работа сразу была оценена как одна из лучших в русской переводческой традиции.

В 1899 Бунин знакомится с М. Горьким, который привлекает его к сотрудничеству в издательстве «Знание», где появились лучшие рассказы того времени: «Антоновские яблоки» (1900), «Сосны» и «Новая дорога» (1901), «Чернозем» (1904). Горький напишет: «...если скажут о нем: это лучший стилист современности - здесь не будет преувеличения».

В октябре 1900 в петербургском журнале «Жизнь», с подзаголовком «Осенняя поэма» и посвящением М. Горькому, был напечатан поэтический цикл «Листопад», в который вошло все лучшее из ранней бунинской поэзии, в том числе поэма с одноименным названием.

В 1901 году лирический сборник «Листопад» вышел отдельным изданием в издательстве «Скорпион». На фоне нарождающегося русского модернизма стихи Бунина выглядели вызывающе простыми и привлекали внимание читателей. Не случайно, что именно за «Листопад» и напечатанную ранее «Песнь о Гайавате» Российская академия наук в 1903 году присуждает поэту его первую Пушкинскую премию.

В 1900-е годы расширяется тематика бунинской прозы и решительно меняется ее стиль. Бунин отходит от лирического стиля ранней прозы. Повести «Деревня» (1910) и «Суходол» (1912) - самые значительные произведения дооктябрьского творчества Бунина, драматические раздумья о России, ее будущем, о судьбах народа, свойствах русского характера. С тех пор мастерство Бунина-новеллиста идет по восходящей линии, и он занимает первостепенное место в литературной жизни России.

В экспозиции представлены русский литературно-политический ежемесячник «Вестник Европы», где в 1912 году впервые была напечатана повесть «Суходол», а также ежемесячный литературный и научно-популярный журнал для самообразования «Современный мир» с первой публикацией повести «Деревня» в 1910 году.

Покинув издательство «Скорпион», Бунин начинает сотрудничество с петербургским товариществом «Знание», где в 1902 г. выходит первый том его рассказов. Также в сборниках издательства публиковались многие его стихотворения.

В течение восьми лет (с 1902 по 1909) «Знание» выпускало собрание сочинений писателя. Наибольший резонанс вызвал выход 3-го тома, содержавшего новые стихотворения Бунина (1906, тираж 5205 экз.). В 1909 году Академия наук присудила Ивану Бунину (вместе с А.И. Куприным) вторую Пушкинскую премию за третий том сочинений и перевод драмы-мистерии «Каин» Джорджа Байрона. Вскоре после этого литератор получил звание почетного академика по разряду изящной словесности, а в 1912 году стал почетным членом Общества любителей русской словесности.

Именно с этим изданием, удостоенным высшей литературной премии, можно познакомиться на нашей выставке.

В 1906 году в Санкт-Петербурге было основано частное прогрессивное издательство «Шиповник». Одним из главных проектов «Шиповника» стали одноимённые литературно-художественные альманахи, выходившие с 1907 по 1917 год. В них печатались авторы разных направлений - символисты, реалисты, модернисты, публиковались критические статьи и переводы.

В экспозиции представлен альманах за 1907 год, где напечатаны рассказы уже прославленного автора.

В октябре 1912 года вся русская общественность торжественно отмечала 25-летие литературной деятельности И.А. Бунина, а в 1915 г. «Товарищество издательского и печатного дела А. Ф. Маркс» в Петрограде выпустило его второе полное собрание сочинений в шести томах. Оно было опубликовано в качестве приложения к журналу «Нива» за 1915 год. Это издание стало последним, вышедшим в Москве до эмиграции автора за границу.

В фонде нашей библиотеки хранятся все 6 томов этого уникального издания.

Политическая обстановка в России конца XIX и первых десятилетий ХХ вв., революция и послеоктябрьская обстановка определили особенности творчества Ивана Алексеевича Бунина и его общественное поведение. Октябрьскую революцию он встретил откровенно враждебно и в 1920 году эмигрировал во Францию.

Томительная боль разлуки с Родиной и упрямое нежелание смириться с неизбежностью этой разлуки парадоксальным образом приводят к расцвету творчества Бунина периода эмиграции. Его мастерство достигает предельной филигранности. Почти все произведения этих лет - о былой России. В эмиграции Буниным написано десять новых книг прозы, в том числе «Роза Иерихона» (1924), «Солнечный удар» (1927), «Божье древо» (1931), повесть «Митина любовь» (1925). В 1943 (полное издание - 1946) писатель издает вершинную книгу своей малой прозы, сборник рассказов «Темные аллеи».

В 1933 году Иван Бунин завершил самое значительное произведение зарубежного периода творчества - роман «Жизнь Арсеньева». В этом же году «русский изгнанник», который так и не принял французское гражданство и до конца своих дней прожил с нансеновским паспортом, становится первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе «...за безупречное художественное мастерство, с которым он следует традициям русской классической прозы».

На торжественном обеде в честь юбиляра профессор Каролинского института Вильгельм Норденсон сказал о Бунине: «Вам, господин Бунин, удалось раскрыть тайны души ушедшей России, и в этом Вы являйтесь достойным продолжателем славных традиций великой русской литературы».

И.А. Бунин прожил долгую жизнь, пережил оккупацию Франции, радовался победе России во Второй мировой войне. Умер писатель в ноябре 1953 и был похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в Париже.

В СССР книги Бунина не издавались с 1928 г., почти на 30 лет он был забыт на Родине. Постепенное возвращение литературного наследия Бунина в родную страну стало возможным уже после его смерти. В период хрущевской «оттепели» было издано собрание сочинений писателя в 5-ти томах (1956), включающее в себя произведения разных лет. В последующие десятилетия советским читателям стали доступны многие его произведения, исключение составил дневник «Окаянные дни», его публикация стала возможной только в конце 80-х годов XX века.

Современный читатель по достоинству оценивает творчество И. А. Бунина. Выдающаяся даже для классического периода русской прозы чистота языка, отчетливость внутреннего рисунка в образах и совершенная цельность настроения - все эти черты высокого мастерства, присущие Бунину как завершителю классического периода русского дворянского реализма, делают его произведения законченными литературными образцами.

Приглашаем познакомиться с уникальным литературным наследием И. А. Бунина, представленным на книжно-иллюстративной выставке «Я жил лишь затем, чтобы писать».

28 Августа 2020  17:05    Просмотров: 4789
Поделиться: