Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Значение слова: «Нырок»

Главная / Новости и события / События и мероприятия / Феномен Брайля. История азбуки для незрячих

Феномен Брайля. История азбуки для незрячих

В 2018 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН был учреждён Всемирный день азбуки Брайля, посвященный изобретению французского тифлопедагога Луи Брайля и отмечаемый 4 января в день его рождения.

Луи Брайль родился в 1809 году в семье сапожника в небольшом городке Кувре недалеко от Парижа. На четвертом году жизни в результате несчастного случая он потерял зрение.

Любящие родители, не желая, чтобы их сына постигла участь нищего, живущего подаянием, всячески старались приобщить его к учебе, к труду, к обычным занятиям детей его возраста.

Благодаря стараниям отца, 10-летнего Луи зачисляют в Королевский институт для слепых детей, с которыми и была связана вся его дальнейшая судьба.

Сам Луи Брайль обучался по уже существовавшему тогда рельефно-линейному шрифту Валентина Гаюи. Будущий тифлопедагог Брайль быстро обнаружил недостатки имеющихся систем и задумался над созданием собственного шрифта, который отвечал бы потребностям полноценного образования слепых.

В 1823 году Л.Брайль приступил к разработке принципиально новой системы рельефно-точечного письма для незрячих на основе шеститочия, которая позволяла обозначать буквы, знаки препинания, цифры, и в 1825 году предложил для обсуждения ее первоначальный вариант.

Официальное признание Брайлевской азбуки произошло только в 1878 году на Международном конгрессе тифлопедагогов в Париже. Сам же автор скончался в 1852 году, не дождавшись выхода в свет первой брайлевской книги, напечатанной в настоящей типографии.

Рельефно-точечный шрифт Брайля позволил записывать не только буквы и цифры, но и ноты, математические, физические, химические символы и формулы, т.е. полностью удовлетворил потребности незрячих людей в получении информации и знаний. Благодаря своей универсальности, он получил широкое распространение во всем мире.

Разработка «русского Брайля» завершилась в 1881 году, а выход в свет первой рельефно-точечной книги на русском языке - «Сборника статей для детского чтения, изданного и посвященного слепым детям Анною Адлер» в 1885 году - положил начало отечественному книгопечатанию для слепых.

Современный дисплей Брайля

 

В конце XIX века в США появилась первая пишущая машинка Брайля. Это изобретение продолжало совершенствоваться, и в XX веке появляются первые принтеры для тиснения шрифтом Брайля. К концу XX века шрифт Брайля начинает использоваться и в компьютерной технике, где появляется дисплей Брайля, - устройство вывода для отображения текстовой информации шрифтом Брайля.

С тех пор, как в жизнь человека вошли компьютерные технологии, появилось и стало укрепляться предубеждение, что они заменят трудоемкий в производстве и освоении шрифт Брайля и со временем полностью вытеснят его из сферы обмена информацией. Однако на практике все совершенно обстоит по-другому. Как это ни парадоксально, благодаря компьютерным технологиям Брайлевская система не только не уступает позиций, но и обретает новую высокотехнологичную жизнь.

Предлагаем посмотреть фильм «Луи Брайль и шрифт для слепых» из серии научно-познавательного сериала «Из истории великих научных открытий».    

В нашей библиотеке вы можете почитать статьи о великом тифлопедагоге и его системе для незрячих:

1.      Антропова, Н. Осязаемость мира в брайлевской букве / Н. Антропова. - (Статус: специальная. Массовая работа). - Текст : непосредственный // Библиотека. - 2007. - № 4. - С. 39-40.

2.      Артемова, О. Тотальный диктант по Брайлю : красноярцы проверяют грамотность / О. Артемова. - (Особый читатель). - Текст : непосредственный // Библиотечное дело. - 2018. - № 4. - С. 9.

3.      Буруллек, Р. По Брайлю / Р. Буруллек, Э. Буруллек ; интервьюер М. Чичагова. - (Ориентиры) (Дизайн). - Текст : непосредственный // Интерьер + дизайн. - 2011. - № 11 (171). - С. 38.

4.      Герасимова, Е. Язык скульптуры по Брайлю / Е. Герасимова ; беседовала Ксения Сергазина. - (Актуальное интервью). - Текст : непосредственный // Мир музея. - 2012. - № 6. - С. 35-36.

5.      Дисплей Брайля. - Текст : непосредственный // Химия и жизнь - XXI век. - 2005. - № 2. - С. 10.

6.      Елфимова, Г. С. Распространение и популяризация системы чтения и письма по Брайлю в России и за рубежом / Г. С. Елфимова. - (Открытие мира с Брайлем). - Текст : непосредственный // Библиотековедение. - 2012. - № 3. - С. 87-92.

7.      Захарова, Е. Вторая жизнь системы Брайля / Е. Захарова. - (Статус: специальная). - Текст : непосредственный // Библиотека. - 2010. - № 1. - С. 41-43.

8.      Кумакова, О. В. О тех, кто видит сердцем / О. В. Кумакова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. - 2020. - № 7. - С. 70-75.

9.      Медьярова, Ж. Мы благодарны вам, Луи! / Ж. Медьярова. - (Здоровье для всех) (Исцеление словом). - Текст : непосредственный // Библиотека. - 2015. - № 8. - С. 74-77.

10.  Проглядова, Г. А. Пропедевтическая работа со слепыми учащимися при обучении письму шрифтом Брайля / Г. А. Проглядова. - (Коррекционная педагогика в школе). - Текст : непосредственный // Дефектология. - 2015. - № 2. - С. 71-78.

11.  Саруханова, Е. А. Почему Брайль уходит в прошлое? : политика специализированного обслуживания в регионе / Е. А. Саруханова. - (Особый читатель). - Текст : непосредственный // Библиотечное дело. - 2012. -№ 8. - С. 16-19.

4 Января 2022  17:25    Просмотров: 3221
Поделиться: