Размер шрифта: A A A
Изображения Выключить Включить
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта
Министерство культуры Оренбургской области
Оренбургская областная универсальная
научная библиотека им. Н.К. Крупской

г. Оренбург, ул. Советская, 20, orenlib@bk.ru
Тел. для справок: +7 (3532) 32-32-48, приемная: +7 (3532) 77-06-76
RU / EN
Версия для слабовидящих
Контактная информация
Режим работы

       
      Электронный каталог       Электронная библиотека       Продление книг       Виртуальная справка       Электронная доставка документов
«
»
Пн. Вт. Ср. Чт. Пт. Сб. Вс.
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Значение слова: «Ка́верзни»

Главная / Новости и события / События и мероприятия / Блиц-обзор «Правовые средства противодействия коррупции»

Блиц-обзор «Правовые средства противодействия коррупции»

9 декабря по решению Организации Объединенных Наций ежегодно отмечается Международный день борьбы с коррупцией (International Day Against Corruption). В этот день в 2003 году на Политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года.

 

 

 

Целью учреждения Международного дня борьбы с коррупцией, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении и борьбе с ней.

Конвенция является комплексным универсальным международным договором, препятствующим развитию и распространению коррупции во всех сферах жизнедеятельности современного общества. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов.

Россия в числе первых стран подписала Конвенцию и впоследствии ратифицировала ее Федеральным законом.

 

 «Коррупция - это сложное социальное, экономическое и политическое явление, которое, в той или иной степени, затрагивает все страны, вне зависимости от уровня развития. Она замедляет экономическое развитие общества и подрывает государственные устои. Так, монография «Коррупция. Природа, проявления, противодействие», исследует институты и механизмы правовой системы, направленные на предупреждение и борьбу с коррупцией. В издании предложен комплексный анализ правовых основ противодействия коррупции в России и зарубежных странах через призму международно-правовых обязательств и стандартов.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации.

 

 Истоки и эволюция конституционно-правового отражения феномена коррупции в основных законах разных эпох, социально-экономических формаций, религиозных и правовых традиций рассмотрены в работе «Конституционный принцип противодействия коррупции». В издании, автор, выявляет конституционные модели, методы и средства борьбы с коррупцией. На основе анализа текстов конституций, документов учредительных (конституционных) собраний, доктринальных работ обосновывается Конституционный принцип противодействия коррупции как одна из универсальных идей и ценностей современного конституционно-правового развития.

 

 

 

 

 

 Анализу организационно-правовых механизмов противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации в системной взаимосвязи с нормативными правовыми актами федерального законодательства о противодействии коррупции посвящена монография «Организационно-правовые механизмы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации». Исследование отражает теоретико-методологические подходы Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации к правовому обеспечению противодействия коррупции. В издании подробно рассмотрены проблемы, связанные с организацией деятельности комиссий по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации и органа государственной власти субъекта Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Впервые проведение экспертизы нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность в органах исполнительной власти было предусмотрено Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.2005 № 1789-р «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах».

 

На системной основе такая экспертиза была внедрена с 2009 г. после утверждения постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.05.2009 № 195 и № 196 правил и методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. 

Впоследствии указанные постановления Правительства Российской Федерации признаны утратившими силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

 

 Пособие «Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов: проблемы теории и практики» исследует вопросы теории и практики проведения экспертизы национального законодательства России на предмет выявления положений, способствующих проявлению коррупции. В аспекте современной экспертологии изучены правовые, научно-методические и организационные подходы к проведению антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов и их проектов.

Про­ти­во­дей­ствие кор­руп­ции, ее вы­яв­ле­ние и пре­се­че­ние яв­ля­ет­ся одним из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний над­зо­ра ор­га­нов про­ку­ра­ту­ры Российской Феде­ра­ции.

Од­ним из го­су­дар­ствен­но-правовых ин­сти­ту­тов, при­зван­ных осуществлять про­ти­во­дей­ствие корруп­ции как в ор­га­нах вла­сти и управ­ле­ния, так и в сфе­ре хозяйственной де­я­тель­но­сти, яв­ля­ют­ся ор­га­ны про­ку­ра­ту­ры.

 

 

 

 

 

 Прокурату­ра, это, преж­де все­го, субъ­ект пра­во­при­ме­ни­тель­ной де­я­тель­но­сти, ко­то­рый в со­от­вет­ствии с Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О про­ку­ра­ту­ре в РФ», а так­же Приказом Ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра РФ от 29.08.2014 N 454 "Об ор­гани­за­ции про­ку­рор­ско­го над­зо­ра за ис­пол­не­ни­ем за­ко­но­да­тель­ства о противо­дей­ствии кор­руп­ции", осу­ществ­ля­ет над­зор за соблюде­ни­ем за­ко­но­да­тель­ства о про­ти­во­дей­ствии кор­руп­ции, а так­же вы­пол­не­ни­ем государствен­ны­ми и муниципаль­ны­ми слу­жа­щи­ми за­пре­тов и огра­ни­че­ний, обу­слов­лен­ных их пуб­лич­ной служ­бой.

 

 Вопросам полномочий органов прокуратуры и их должностных лиц по противодействию коррупции в органах исполнительной власти Российской Федерации посвящена монография «Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации: административно-правовые аспекты».

 

Кор­руп­ция в совре­мен­ный пе­ри­од ста­ла не­пре­одо­ли­мым ба­рье­ром на пу­ти со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, а так­же го­су­дар­ствен­но- пра­во­вых ре­форм. По­след­ствия кор­руп­ции пря­мо или кос­вен­но ска­зы­ва­ют­ся на жиз­не­де­я­тель­но­сти прак­ти­че­ски каж­до­го граж­да­ни­на на­шей стра­ны.

Вслед­ствие это­го не­га­тив­но­го яв­ле­ния в ор­га­нах вла­сти и управления, хо­зяй­ству­ю­щие субъ­ек­ты не­сут не­вос­пол­ни­мые из­держ­ки, ко­то­рые существен­но сдер­жи­ва­ют их эко­но­ми­че­ский рост и ин­но­ва­ци­он­ное раз­ви­тие.

 

 

 

 

Нормативные документы в сфере противодействия коррупции

1. Конвенция Организации Объединенных Наций против  коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г.).

2. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27 января 1999 г.).

3. Распоряжение Президента РФ от 6 декабря 2003 г. N 581-рп «О подписании Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции».

4. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

5. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

6. Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 «О мерах по противодействию коррупции».

7. Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г. N 1799 «О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи».

8. Указ Президента РФ от 21 сентября 2009 г. N 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

9. Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы».

10. Указ Президента РФ от 8 июля 2013 г. N 613 «Вопросы противодействия коррупции».

11. Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

12. Указ Президента РФ от 15 июля 2015 г. N 364 «О мерах по совершенствованию организации деятельности в области противодействия коррупции».

13. Указ Президента РФ от 29 июня 2018 г. N 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы».

14. Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.).

7 Декабря 2020  11:42    Просмотров: 887
Поделиться: