Независимая оценка качества оказания услуг
Уважаемые посетители!
Просим вас принять участие в оценке качества услуг библиотеки.
Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/381772
|
Страницы подвига
Художественная литература о Великой Отечественной войне
Библиографический список
От составителя
Я не напрасно беспокоюсь, Чтоб не забылась та война: Ведь эта память - наша совесть. Она, как сила, нам нужна. «Опять война...» Ю. Воронов
В художественных произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, отражены славные страницы истории нашей страны, показаны сила духа, патриотизм и мужество советских людей, с особой силой проявившиеся в годы тяжелых испытаний. Своим содержанием эти произведения направлены на сохранение мира, за который боролись и отдавали жизни бойцы Великой Отечественной.
Список прозы о Великой Отечественной войне позволит читателям познакомиться с лучшими образцами литературы, почувствовать особенности ее развития в разные периоды – от произведений, созданных в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы, до произведений, появившихся в 50-90-годы XX века. Писатели-фронтовики отразили на страницах своих книг воспоминания солдат и офицеров переднего края и во многом определили развитие литературы о войне.
В библиографическом списке представлены произведения авторов, в творчестве которых тема Великой Отечественной войны явилась определяющей. Материал расположен в алфавите фамилий авторов произведений.
Библиографический список предназначен всем, кто интересуется прозой о Великой Отечественной войне.
Абрамов, Ф. А. Братья и сестры : роман в 4 кн. / Ф. А. Абрамов ; художник М. Новиков. – Ленинград : Советский писатель, Ленинградское отделение, 1982. – 807 с. – Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог О селе военной поры написано много глубоких и серьезных произведений, отличающихся достоверностью, жесткой правдой и бесконечной благодарностью к труженикам тыла. Действие романа «Братья и сестры» (1958) советского писателя, участника Великой Отечественной войны Федора Александровича Абрамова происходит в первые годы войны в одном из северных сел Архангельской области, расположенном за сотни километров от фронта. Правдиво и выразительно писатель рассказывает о жизни крестьян, о тех бедах и испытаниях, которые принесла им война, об огромном напряжении сил, с которыми женщины, старики и подростки, заменившие ушедших на фронт мужчин, вели колхозное хозяйство. Наиболее яркие образы романа – председатель колхоза «Новый путь» Анфиса Петровна Минина, многодетная крестьянка Анна Преслина и ее сын подросток Митька – «гвардеец тыла», уполномоченный райкома партии, бывший фронтовик Лукашин и многие другие. Все они совершают поступки просто и каждодневно. Вспоминая о реальной основе своего романа автор, оказавшийся после тяжелого ранения в родных местах к концу зимы 1942 года, сказал: «…тут, на моей родной Пинеге, шло свое сражение – сражение за хлеб, за жизнь…». Название романа объяснялось не только тем, что главное место в нем занимает жизнь большой семьи, но и памятными послевоенному читателю словами И. В. Сталина в выступлении по радио в первые трагические дни войны: «Братья и сестры, к вам обращаюсь я, друзья мои…».
|
Адамович, А. М. Избранные произведения : в 2 т. / А. М. Адамович ; вступительная статья Л. Лазарева. - Минск : Мастацкая лiтаратура, 1977 - . - Текст (визуальный) : непосредственный.
Т. 1: Война под крышами ; Сыновья уходят в бой : роман-дилогия. - 591 с.
Т. 2: Хатынская повесть. - 1977. - 495 с.
Когда началась война, белорусскому писателю Алесю Адамовичу было четырнадцать лет, и завершенная им в 1963 году роман-дилогия «Партизаны», состоящая из романов «Война под крышами» и «Сыновья уходят в бой», построена на автобиографическом материале. В первой части романа-дилогии «Война под крышами» мы видим, как война ворвалась в жизнь небольшого белорусского поселка Лесная Селиба, какие страдания принесла она людям, как отчетливо обнажила человеческую сущность каждого в его отношении к оккупантам. Вторая часть «Сыновья уходят в бой» - показывает широкий размах партизанской войны в этом районе. Характеры героев и все события даются через восприятие шестнадцатилетнего Толи Корзуна, который вместе с братом Алексеем, матерью и близкими родственниками приходит в партизанский отряд. Он участвует во всех боевых операциях и погибает от рук карателей. А. Адамович - писатель партизанской темы, ему принадлежит и «Хатынская повесть», завершенная в 1971 году. Действие повести происходит через двадцать пять лет после окончания Великой Отечественной войны. Бывшие партизаны едут на встречу с друзьями военных лет, которая должна состояться у обелиска в Хатыни. Произведение написано как воспоминание бывшего партизана Флориана Петровича Гайшуна о годах войны, о трагедии белорусской деревни, вместе с жителями сожженной оккупантами.
|
Адамович, А. М. Блокадная книга / А. М. Адамович, Д. А. Гранин. - Ленинград : Лениздат, 1989. - 526, [1] с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Созданная Алесем Адамовичем и Даниилом Граниным «Блокадная книга» (1977-1981) - суровое повествование о муках осажденного фашистами Ленинграда, о героизме его жителей, оставшихся в нечеловеческих условиях блокады людьми, преданными Родине. Свидетельства жителей города - документы, отобранные в первую часть книги из рассказов нескольких сотен человек - рождают боль и гордость, помогают в полной мере оценить высоту и силу подвига ленинградцев. Во второй части приведены три дневника тех, кому пришлось жить в осажденном Ленинграде: ученого-историка, директора архива Академии наук СССР Георгия Алексеевича Князева, школьника Юры Рябинкина, молодой женщины-матери Лидии Георгиевны Охапкиной. Комментарии авторов и высказывания ленинградцев, переживших блокаду, являются существенным дополнением к дневникам. О замысле своей книги авторы писали так: «Нас интересовало, прежде всего, пережитое. Мы хотели записать, понять, сохранить все то, что было пережито, прочувствовано, изведано душами людей... Мы видели необычайные примеры крепости духа, примеры благородства, красоты, исполнения долга, - но и неслыханных страданий, мучительных лишений, смертей...».
|
Ажаев, В. Н. Далеко от Москвы : роман / В. Н. Ажаев ; предисловие Д. Гранин. - Москва : Современник, 1985. - 701 с. - (Сыновья века). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Еще в 1944 году писатель Василий Николаевич Ажаев начал работать над романом «Далеко от Москвы», который завершил в 1948 году. В романе рассказывается о строительстве в глухой тайге в годы Великой Отечественной войны нефтепровода, имеющего стратегическое значение. Судьбой стройки живут герои романа - ее начальник В. М. Батманов, парторг М. Б. Залкинд, главный инженер Г. Д. Беридзе, молодые инженеры Алеша Ковшов и Таня Васильченко, сварщик Умара Магомет и другие. Эти разные люди едины в главном - в умении мужественно и самоотверженно выполнять свой долг. В предисловии к изданию писатель Д. Гранин отмечает: «Особенность ажаевского романа в том и состояла, что это была книга про то, что творилось в тылу, за тысячи километров от столицы, от линии фронта, как жилось там, куда не долетал гул сражений, где не бывало воздушных тревог... Оказалось, что не только на фронте, но и в тылу шли сражения, настоящие, всерьез, тяжелейшие сражения, требующие от людей и мужества, и терпения, и героизма...». В 1949 году роману была присуждена Сталинская премия. В 1950 году по роману был снят одноименный художественный фильм на киностудии «Мосфильм» режиссером А. Столпером.
|
Айтматов, Ч. Т. Ранние журавли : повесть: перевод с киргизского / Ч. Т. Айтматов ; художник С. Харламов. - Москва : Молодая гвардия, 1976. - 111 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Действие датированной 1974 годом повести лауреата Ленинской премии киргизского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова «Ранние журавли» происходит весной 1943 года в киргизском ауле. Пятнадцатилетние школьники заменяют в колхозе ушедших на фронт отцов. Салтынмурат и его товарищи составили полевую бригаду - «Аксайский десант». И посев яровой пшеницы в далеком Аксайском урочище они воспринимают как фронтовое задание. Их нравственная сила и самоотверженность особенно ярко проявляются во время нападения спекулянтов-конокрадов, в единоборстве с волком. «Мы оказались тем поколением подростков, - писал Ч. Айтматов, - которые на другой день войны шагнули сразу из мира детства в пучину военной жизни, в многострадальную тыловую действительность, потребовавшую от нас далеко не детской зрелости и мужества».
|
Алексеев, М. Н. Мой Сталинград : роман / М. Н. Алексеев. - Москва : Дружба народов, 2000. - 256 с. : портр. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Участник Великой Отечественной войны и Сталинградской битвы советский писатель Михаил Николаевич Алексеев на основе фронтовых записей достоверно и художественно в романе «Мой Сталинград» ярко рассказывает о героическом сражении на берегах Волги осенью и зимой 1942-1943 годов, воссоздает волнующую картину победы советских войск, которая явилась коренным переломом в Великой Отечественной войне. Последние издания романа были дополнены письмами автора 1942-1943 годов из осажденного Сталинграда. «Когда я читал эту книгу, понимая, что это не роман, не беллетристика, а почти документальный текст, я все время думал: а может быть, Михаил Алексеев среди тысяч увиденных им в Сталинграде людей встретил и моего отца.... Я читал «Мой Сталинград» глазами сына, потерявшего в Сталинграде отца, с надеждой, что на страницах книги я с ним хоть на миг, но столкнусь. Я не ведаю, где его могила. И поэтому, читая книгу, я загадочным образом отождествлял Михаила Алексеева со своим отцом. Отношусь к нему самому и к его книге по-сыновьи. Как к «литературному отцу», хотя мы и пишем по-разному», - так отозвался о книге писатель А. Проханов. В 1995 году М. Алексееву за роман «Мой Сталинград» была вручена Международная литературная премия имени М. Шолохова.
|
Алексиевич, С. А. У войны не женское лицо : документальная повесть / С. А. Алексеевич ; вступительная статья А. Адамовича. - Москва : Правда, 1988. - 460, [2] с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Книга белорусской писательницы Светланы Александровны Алексиевич «У войны не женское лицо» посвящена роли женщины в Великой Отечественной войне. Книга написана в жанре документальной повести и вобрала в себя воспоминания простых советских женщин, прошедших войну медицинскими сестрами, снайперами, саперами, артиллеристами, прачками. Война глазами женщины - вот главная тема книги. Произведение пропитано реальной действительностью военных лет. В документальных рассказах показана будничная атмосфера того тяжелого времени, которая непосильным бременем лежала на плечах женского населения тех лет: участие в боях на передовой наравне с мужчинами и в медицинских учреждениях, работа в тылу на промышленных предприятиях и на колхозных полях.
|
Ананьев, А. А. Танки идут ромбом : роман / А. А. Ананьев ; художник Е. В. Кутилов. - Москва : Воениздат, 1988. - 186, [2] с. : ил. - (Тебе, юность). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Битва на Курской дуге поставила фашистскую армию перед катастрофой. Первый день этой битвы летом 1943 года стал днем боевого крещения младшего лейтенанта-артиллериста Анатолия Андреевича Ананьева. Непосредственный его фронтовой опыт, историческая оценка событий Курского сражения отразились в написанном в 1963 году романе «Танки идут ромбом». Это произведение о трех днях битвы на одном из ответственных участков Белгородского направления. Во многом схожа судьба автора с судьбой главного героя юного лейтенанта Володина. Вместе с бойцами взвода он отражает яростные атаки немецких танков. Масштабность, психологизм повествования, верно переданная атмосфера жизни на войне, где тесно переплелись подвиг и трусость, любовь и смерть, сложилась на страницах романа в единое целое.
|
Астафьев, В. П. Веселый солдат / В. П. Астафьев. - Санкт-Петербург : Лимбус-Пресс, 2000. - 539, [2] с. - (Мастер серия). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Просто и безыскусно говорит о войне в своих произведениях Виктор Петрович Астафьев. В 1942 году он ушел добровольцем на фронт, в 1943 году, после окончания пехотного училища, был отправлен на передовую. В течение войны Виктор Астафьев имел воинское звание - рядовой. И до самой победы воевал шофером, разведчиком, связистом. В 1944 году был контужен в Польше, после чего попал в военно-почтовую часть. Пережитое на войне стало центральной темой творчества писателя. В романе «Веселый солдат» писатель рассказывает о жизни и быте солдата на войне и о тяготах послевоенного времени. Автор показывает, как война ломает не только характеры, но и судьбы людей. И становиться ясно, что война испытывала людей на стойкость и честность их души, нравственность.
|
Астафьев, В. П. Военные страницы : повести и рассказы / В. П. Астафьев ; художник Г. Метченко. - 2-е изд. - Москва : Молодая гвардия, 1987. - 460, [2] с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
«И все не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени, и, сплющенная, окаменелая, но не утерявшая запаха гари и клубиться она во мне», - писал Виктор Петрович Астафьев. Именно война научила его глубже понимать и ценить неисчерпаемую красоту жизни, мир теплых человеческих чувств. О любви и войне - его повести «Звездопад» и «Пастух и пастушка». На грозном фоне военных событий ярче вспыхивает свет любви, очевиднее становиться ее трагическая обреченность. Герой «Звездопада» - бывший детдомовец Мишка Ерофеев - вспоминает о своем первом, светлом и горестном чувстве - «госпитальной» любви, оборванной войной. Короткая встреча лейтенанта Бориса Костяева с девушкой Люсей из прифронтовой деревушки, мгновения их любви среди кромешного ада почти беспрерывных боев, длящихся уже третий год, бесконечность разлуки, убившей героя, - таков сюжет «Пастуха и пастушки» «Пастораль на фоне жестокой войны и не только на фоне, но и в самом глубинном ее течении - это, по существу, открытие Астафьева», - отмечал писатель С. Залыгин. Хорошие добрые люди окружают Витьку Потылицына, сибирского парнишку из железнодорожной школы ФЗО на станции Енисей - героя повести «Где-то гремит война». О друзьях, о преподавателях вспоминает он, о том, как шел под новый, 1942 год в родное село к тетке Августе, которая в письме «слезно молила» навестить ее.
|
Астафьев, В. Прокляты и убиты : роман / В. Астафьев. - Москва : Эксмо, 2009. - 832 с. - (Библиотека Всемирной Литературы). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Роман-эпопея «Прокляты и убиты» написан Виктором Петровичем Астафьевым на основе реальных, переломных событий 1942 года: подготовка новобранцев недалеко от Бердска, переправа через Днепр и бой за удержание плацдарма. Война предстает перед читателем как тяжелые будни в сложных климатических и бытовых условиях. Произведение наполнено невероятной энергией, энергией сопротивления безвременной смерти. В этом романе В. Астафьев подвел итог своим размышлениям о героизме, дегероизации и пацифизме, изображая войну с самой неприглядной стороны, состоящей не только из боев и подвигов, но и из тяжелой надсадной работы, невыносимых бытовых условий.
|
Бакланов, Г. Я. Военные повести / Г. Я. Бакланов. - Москва : Советский писатель, 1981. - 415 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Судьба простого человека на фронте - главная тема произведений о войне, написанных Григорием Яковлевичем Баклановым, воевавшим в годы Великой Отечественной войны. В 1941 году, уйдя на фронт добровольцем прямо со школьной скамьи, он воевал на Украине, в Болгарии, Румынии, Австрии. Виденное и пережитое легло в основу повестей «Пядь земли» (1959), «Мертвые сраму не имут» (1961), романа «Июль 1941 года» (1964), повести «Навеки девятнадцатилетние» (1979). Повесть «Пядь земли», вышедшая в 1959 году, стала событием литературной жизни. Она имела большой успех у читателей и громкий резонанс в критике. Это произведение послужило благодарным материалом для осознания своеобразия, существенных особенностей литературы фронтового поколения так называемой «лейтенантской литературы». В повести привлекает глубокое, дающееся только личным опытом знание жизни солдат и офицеров переднего края. Автор показал не только мужество и героизм, но и нюансы душевного состояния человека, его нравственную высоту в трудные минуты жизни. В повести «Мертвые сраму не имут» (1961) остро и глубоко звучит критика бездушия и шкурничества, безнравственности и приспособленчества, демагогии и беззакония, проблемы, которые выходят за пределы войны. В романе «Июль 1941 года» автор рисует один из самых тяжких месяцев войны, стремясь выяснить причины отступления советских войск, раскрыть истоки нашей победы. Повесть «Навеки девятнадцатилетние», удостоенная Государственной премии СССР в 1982 году, о тех, кто не вернулся с войны, оставшись в памяти поколений молодыми. Таким был лейтенант Володя Третьяков, чья короткая жизнь трагически вписана в историю больших и малых сражений Великой Отечественной войны. «В сущности, все, что я пишу и что еще надеюсь написать, - это одна большая книга о моем поколении и о времени, в котором оно жило и живет теперь», - писал Г. Бакланов.
|
Бек, А. А. Волоколамское шоссе : роман / А. А. Бек ; иллюстрации В. В. Лапин. - Москва : Патриот, 1991. - 591, [1] с. - (Библиотека «Отчизны верные сыны»). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Становление, формирование человека на войне, на полях сражений - основное содержание романа Александра Альфредовича Бека «Волоколамское шоссе», состоящего из четырех повестей. Две из них, датированные 1942-1944 годами, были дополнены еще двумя в 1960 году. Роман построен как запись бесед автора с командиром одного из батальонов знаменитой Панфиловской дивизии, сражавшейся осенью 1941 года на подступах к Москве, - Баурджаном Момыш-Улы. В беседах предстает суровая, неприкрытая правда о воюющем человеке, показано, как в ходе тяжелых боев красноармейцы и командиры овладевали искусством воевать, управлять боем и побеждать. Примером для подражания Б. Момыш-Улы служит генерал И. В. Панфилов. «Солдат идет в бой не умирать, а жить», - эти слова генерала постоянно повторяет комбат. «Волоколамское шоссе» - не просто главная книга автора о войне, это одна из главных книг военной прозы в целом.
|
Богомолов, В. О. Момент истины: (В августе сорок четвертого...) : роман, повести, рассказы / В. О. Богомолов. - Москва : Раритет, 1995. - 526 с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Двенадцатилетний разведчик, судьба которого наполняет душу щемящей болью за его непрожитую жизнь и одновременно гордостью за проявленное им удивительное мужество, выдержку и чувство собственного достоинства, предстает в повести участника Великой Отечественной войны, писателя Владимира Осиповича Богомолова «Иван» (1957). На основе повести советским режиссером А. А. Тарковским в 1962 году был создан фильм «Иваново детство». В повести «Зося» (1963) с большой психологической достоверностью автор показывает отношения между юным русским офицером и польской девушкой. В 1974 году был опубликован роман «Момент истины (В августе сорок четвертого...)». В центре проникнутого героическим духом произведения - сложная и опасная оперативно-розыскная работа советских фронтовых контрразведчиков. Сюжетная линия включает в себя предыстории главных героев - капитана П. В. Алехина, старшего лейтенанта Е. Таманцева и стажера лейтенанта А. Блинова, описание работы командных структур вплоть до Ставки, взаимоотношения армии и мирного населения Западной Белоруссии и Литвы. Безупречная авторская работа над историческими, архивными материалами позволила точно и достоверно, вплоть до нюансов, воссоздать будни сотрудников спецслужб, а в сочетании с лихо закрученным детективным сюжетом заставляет читать роман на одном дыхании. Роман был переведен на более чем 30 языков и переиздан 97 раз.
|
Бондарев, Ю. В. Собрание сочинений : в 4 т. / Ю. В. Бондарев ; вступительная статья М. Кузнецова, с. 7-40 ; гравюры В. Носкова. - Москва : Молодая гвардия, 1973 - . - Текст (визуальный) : непосредственный.
Т. 2 : Тишина. - 1973. - 479 с. : ил.
Т. 3 : Горячий снег. – 1974. – 462 с. : ил.
Электронный каталог
Правда войны предстает в произведениях писателя-фронтовика Юрия Васильевича Бондарева, воевавшего в годы войны под Сталинградом, в Польше и на границе с Чехословакией. В повести «Батальоны просят огня» (1957) писатель сконцентрировал внимание на тех, кто «прошел проверку на человечность через испытание огнем». Автор раскрывает сложный нравственный облик героев и в центр ставит конфликт между полковником Иверзевым и капитаном Ермаковым - между неумолимой логикой войны и человечностью, чувством ответственности за людей. В 1985 году к 40-летию Великой Победы по повести был снят одноименный телевизионный фильм. Роман «Тишина» (1962) открыл новую тему - «вживания» в мирную жизнь молодых людей, чей опыт сводился лишь к школе, а потом - к войне. Автор показал, как трудно совсем еще молодым, сполна отдавшим свой долг людям, жить по иным нефронтовым законам, когда война тянет к себе даже во сне, где может быть, еще страшнее, чем наяву. О подвиге советских войск под стенами Сталинграда, когда начался коренной перелом в ходе войны, рассказывает автор в романе «Горячий снег» (1969). Действие происходит в течение одних суток зимой 1942 года, когда советские войска преградили путь танкам противника, прорывавшимся на помощь окруженной в Сталинграде армии Паулюса. Военное и нравственное поражение фашистов под Сталинградом автор раскрывает зримо, детально, убедительно. В 1972 году по роману режиссером Г. Егиазаровым был снят одноименный фильм.
|
Быков, В. В. Собрание сочинений : в 4 т. : перевод с белорусского / В. В. Быков ; вступительная статья Д. Бугаева. - Молодая : Молодая гвардия, 1985 - . - Текст (визуальный) : непосредственный.
Т. 1 : Журавлиный крик ; Фронтовая страница ; Третья ракета ; Альпийская баллада. - 1985. - 414 с. : портр. - Библиогр. в примеч. : с. 412 - 413
Электронный каталог
Т. 2 : Дожить до рассвета ; Его батальон ; Сотников ; Западня. - 1985. - 495 с.
Т. 3 : Волчья стая ; Круглянский мост ; Пойти и не вернуться ; Обелиск. - 1985. - 431 с.
Т. 4 : Знак беды ; Рассказы ; Публицистика. - 1986. - 446,[2] с.
Электронный каталогЧеловек на войне - главная тема творчества белорусского писателя Василя Владимировича Быкова. Она проходит через все произведения автора. Писатель обратился к партизанской тематике в 1968 году, и его произведениям присущи та же достоверность, глубокий психологизм, острота нравственной проблематики, что и произведениям о фронтовиках. В центре созданной в 1968 году повести «Круглянский мост» столкновение восемнадцатилетнего партизана, простого, честного парня Степки Толкача и бывшего командира роты Бритвина. Писателя волнует вопрос о том, можно ли оправдать достижение высокой цели аморальными средствами. Одно из наиболее известных произведений писателя - повесть 1970 года «Сотников», в которой показана несоизмеримость моральной, человеческой сущности двух партизан: Сотникова, не уронившего своего человеческого достоинства в час мученической смерти от врага, и Рыбака - человека духовно незрелого, в трудный момент проявившего слабость, пошедшего на предательство ради спасения своей жизни. Герой повести 1971 года «Обелиск» сельский учитель Алесь Иванович Мороз добровольно отдает себя в руки полицаев, чтобы облегчить своим ученикам ужас предсмертного одиночества, поддержать в жителях села веру в справедливость Советской власти, показать правильный путь борьбы с врагом. Глубоко гуманна повесть «Волчья стая» (1974), в которой автор рисует эпизод из жизни партизанского отряда, когда в исключительных обстоятельствах партизаны стараются спасти радистку отряда и ее новорожденного ребенка. Повесть «Дожить до рассвета» о мужестве войсковых разведчиков, во главе с лейтенантом Игорем Ивановским отправившихся в тыл врага, чтобы уничтожить там склад с оружием. Поединок, противоборство жизненных позиций двух партизан - эгоизма, бессердечия Антона Голубина и стойкости, честности веры в добро и справедливость Зоси Нарейко - в центре повести «Пойти и не вернуться». «Альпийская баллада» - знаменитое произведение автора, рассказывающее о настоящем, глубоком чувстве, которое не выбирает время и условия для своего появления. Писатель показал трагедию двух беглецов из немецкого концлагеря. В повести «Знак беды» перед читателем предстают трагические события на белорусском хуторе во время фашистской оккупации. О том, как раскрылись характеры колхозников Петрока и Степаниды Богатько в пору «страшной в своей непривычности жизни под немцами». Книги В. Быкова, по его собственным словам, - «это показ войны такой, как она есть, - без прикрас, без бахвальства, без лакировки, показ того, что прошел сам...».
|
Васильев, Б. Л. Избранное : в 2 т. / вступительная статья А. Дементьева. - Москва : Художественная литература, 1988. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Т. 1 : Повести: Завтра была война ; В списках не значился ; А зори здесь тихие... . - 1988. - 557, [2] с., [1] л. портр. Электронный каталог
Столкновение мирной жизни и «мирных» представлений о войне с крутой и жестокой ее реальностью - один из главных мотивов романа советского писателя-фронтовика Бориса Львовича Васильева «В списках не значился», написанного в 1974 году. Девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников, выпускник военного училища, 21 июня 1941 года прибывает в Брест, к месту службы. Его еще не успели занести в списки личного состава гарнизона, но он вместе со всеми бойцами вступает в бой, защищая крепость. «Человека нельзя победить, если он этого не хочет. Убить можно, а победить нельзя», - эти слова Н. Плужников подтверждает всей своей короткой жизнью. Действие написанной в 1969 году повести «А зори здесь тихие...» происходит в Карелии. Повесть исполнена поэзии подвига, совершенного пятью советскими девушками и старшиной Васковым в смертельном бою с отрядом диверсантов-гитлеровцев. И хотя героини гибнут, жертва их не напрасна, ибо она - во имя спасения человечества от фашизма. В 1972 году советским режиссером С. И. Ростоцким был снят одноименный художественный фильм, удостоенный Государственной премии СССР.
|
Вершигора, П. П. Люди с чистой совестью : записки-воспоминания / П. П. Вершигора. - Москва : Современник, 1985. - 704 с. - (Сыновья века). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Партизанам и подпольщикам посвящено немало художественных произведений. Среди них выделяется книга Петра Петровича Вершигоры «Люди с чистой совестью». Автор в дни Великой Отечественной войны был ближайшим соратником дважды Героя Советского Союза Сидора Артемьевича Ковпака, командовавшего прославленным партизанским соединением. В книге автор воссоздает картины рейдов партизан по фашистским тылам с конца 1942 года по февраль 1944 года. П. П. Вершигора рисует запоминающиеся образы партизан, «людей с чистой совестью», которых он хорошо знал и с которыми прошел большой боевой путь - партизанского командира С. А. Ковпака, комиссара С. В. Руднева, партизан Семенистого, Заболова и многих других.
|
Воробьев, К. Д. Убиты под Москвой : повести / К. Д. Воробьев. - Москва : Правда, 1989. - 460,[2] с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Кремлевский курсант Константин Дмитриевич Воробьев защищал Москву в 1941 году, пережил ужасы плена, побеги из концлагерей, продолжил борьбу с фашистами в партизанском отряде. Все это отразилось в его произведениях. Военная повесть «Убиты под Москвой» исполнена высокого трагизма и мужественной скорби. В повести оборонительные бои под столицей, в ходе которых почти целиком погибает рота кремлевских курсантов, описаны автором скупо, неброско, с предельной четкостью. Писатель рассказывает о переживаниях юного командира взвода Алексея Ястребова, постигшего «невероятную явь войны», за несколько дней обретшего жестокий жизненный опыт. Писатель Е. Носов, участник Великой Отечественной войны, писал: «Повесть эта... поразила меня, как и все его следующие произведения. Острой и дерзкой смелостью письма, обнаженным душевным драматизмом...».
|
Герман, Ю. П. Собрание сочинений : в 6 т. / Ю. П. Герман ; вступительная статья Р. Файнберга, с. 5-26]. - Ленинград : Художественная литература, 1975 - . - Текст (визуальный) : непосредственный.
Т. 5 : Дорогой мой человек : [роман]. - 526 с. Электронный каталог
Написанный в 1961 году роман советского писателя Юрия Павловича Германа «Дорогой мой человек» - вторая книга трилогии о враче-хирурге Владимире Устименко (первая - «Дело, которому ты служишь», третья - «Я отвечаю за все»). Характер главного героя - человека целеустремленного, стойкого, ставшего фронтовым хирургом, раскрывается в испытаниях Великой Отечественной войны, странствиях по ее боевым дорогам, взаимоотношениях с разными людьми, в самоотверженном служении своему делу - спасению людских жизней. Многие страницы романа посвящены деятельности советского подполья в тылу врага. Писатель Д. Гранин писал о Ю. Германе: «Многим и часто он представлялся то бытописателем, то романтиком. Или талантливейшем беллетристом. Между тем он был проповедником. И все его творчество было притчей о человеке, страстно ищущем справедливости - социальной и всякой иной».
|
Горбатов, Б. Л. Непокоренные : избранные произведения / Б. Л. Горбатов ; послесловие Б. Е. Галанов ; иллюстрации И. Л. Ушаков. - Москва : Правда, 1985. - 431 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Советским людям, оказавшимся на территории, временно оккупированной фашистами, их жизни и борьбе посвящено произведение Бориса Леонтьевича Горбатова «Непокоренные». Повесть была опубликована на страницах газеты «Правда» в 1943 году. В центре повествования - история донбасской шахтерской семьи. Преодолевая все ужасы Великой Отечественной войны, глава семьи - старый рабочий Тарас и его дети воспитывают в себе мужество и волю к сопротивлению. Любовь к родине, сознание гражданского долга, товарищество приводят их к победе. Сила непокоренного народа воплощена в образах героев повести, особенно старшего сына Тараса - Степана, большевика, организатора антифашистского подполья. В 1946 году повести была присуждена Сталинская премия.
|
Гранин, Д. А. Мой лейтенант : роман / Д. А. Гранин. - Москва : ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 320 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Роман «Мой лейтенант» писателя Даниила Александровича Гранина - это взгляд на Великую Отечественную войну с изнанки, не с точки зрения генералов и маршалов, спокойно отправлявших в пекло целые армии, а изнутри, из траншей и окопов. На фоне тягот, ужасов и неприглядности войны автор дает возможность выговориться простому лейтенанту, одному из тех, кому мы обязаны своей победой. Тех, о чьей смерти официальные сводки Информбюро сообщали как о «незначительных потерях в боях местного значения». Этот роман ни в коем случае не автобиографичен, хотя понять, кем на самом деле приходятся друг другу автор книги и лейтенант Д. - несложно. Тем не менее, на страницах романа живут каждый своей жизнью два разных человека: один - молодой, импульсивный, дерзкий, романтичный, а второй - мудрый, знающий цену жизни и научившийся противостоять обстоятельствам. И у каждого из них - своя правда. Роман «Мой лейтенант» в 2012 году был удостоен Национальной литературной премии «Большая книга». По словам писателя, этой книгой он лишь отдал долг своим однополчанам спустя много лет после завершения войны.
|
Гроссман, В. С. Жизнь и судьба : роман / В. С. Гроссман. - Москва : Слово, 2004. - 704 с. - (Пушкинская библиотека. Десять веков русской литературы). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог В годы Великой Отечественной войны Василий Семенович Гроссман был в действующей армии в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Его повесть «Народ бессмертен», напечатанная в газете в 1941 году, вошла в золотой фонд советской художественной литературы. В 1950-е годы начал издаваться его роман, посвященный Сталинградской битве. Первая его часть называлась «За правое дело». Вторая часть - «Жизнь и судьба» стал известен российскому читателю только в 1988 году. В центре романа-эпопеи - реальное историческое событие, Сталинградская битва, и ее значение в жизни одной вымышленной семьи (Шапошниковых-Штрумов), однако в повествование включены сотни персонажей, сюжетных коллизий, мест и обстоятельств. В романе художественно осмысляются не только события великой битвы, но их истоки и последствия в военном, политическом и моральном аспекте. Писатель, постигая противоречия войны, передает обстановку сражения, максимального напряжения двух противоборствующих армий и народов. Но вместе с тем, он видит и отдельного человека в огромной массе событий фронтовой жизни и быта.
|
Закруткин, В. А. Матерь человеческая / В. А. Закруткин ; вступительная статья Д. Брудного ; художник Н. В. Усачев. - Москва : Профиздат, 1988. - 158, [2] с. : ил. - (Школьная библиотека). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Трагическим событиям, развертывающимся во временно захваченных фашистами областях России, посвящена повесть «Матерь человеческая» (1969). В центре повести советского писателя Виталия Александровича Закруткина подвиг молодой русской женщины Марии, на долю которой в первые годы Великой Отечественной войны выпали жестокие испытания. Пережив смерть мужа и сына, погибших от рук фашистских карателей, она чудом избежала участи своих односельчан, угнанных в Германию, и осталась на пепелище родной деревни, став настоящей матерью многим сиротам, проявив необыкновенную силу и жизнестойкость. Неустанный труд, любовь и милосердие к людям, материнское терпение, испытанные муки и пролитые слезы, все ею совершенное во имя жизни на любимой земле, возвышают Марию до символа «Матери Человеческой, нашей нетленной веры, нашей надежды, вечной нашей любви».
|
Казакевич, Э. Г. Звезда / Э. Г. Казакевич. - Москва : АСТ : Транзиткнига, 2004. - 477 с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Эммануил Генрихович Казакевич, «самобытный и яркий талант», по словам А. Твардовского, пришел в русскую литературу «со своим, особой ценности художническим свидетельством о войне»: прошел путь от рядового разведчика до начальника разведки дивизии и капитана - помощника начальника разведки армии. Повесть «Звезда» (1947) - овеянное светлой печалью произведение о подвиге разведгруппы, бесследно исчезнувшей, «истаявшей» в тылу врага, чтобы своей гибелью окупить сведения о развертывающейся там танковой дивизии СС. Командованию одной из советских дивизий становится известно о предполагаемом контрударе противника. Разведчики, направленные во вражеский тыл для уточнения данных, не вернулись. Новую группу из семерки разведчиков, названную «Звезда», возглавляет лейтенант Травкин. Возвращаясь после выполнения задания, группа внезапно встречается с немецким отрядом. Послав одного из разведчиков с донесением, лейтенант Травкин с товарищами вступает в смертельную схватку с врагом. Благодаря острым психологическим штрихам писатель рисует не просто разведгруппу, а сообщество живых людей, каждый из которых по-своему неповторим. По повести в 1949 году был снят одноименный художественный фильм режиссером А. Ивановым.
|
Карпов, В. В. Полководец / В. В. Карпов. - Москва : Советский писатель, 1988. - 638, [2] с. - (Библиотека произведений, удостоенных Государственной премии СССР). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Фронтовым разведчиком в годы Великой Отечественной войны был автор ряда произведений на военную тему, Герой Советского Союза Владимир Васильевич Карпов, чья документальная повесть «Полководец» (1982-84) посвящена выдающемуся советскому военачальнику, генералу армии, Герою Советского Союза Ивану Ефимовичу Петрову (1896-1958). На обширном историческом материале прослежен жизненный и боевой путь талантливого полководца. Рассказывая о его жизни и славных делах, автор в основном обращается ко времени защиты Одессы, Севастополя, Керчи и Новороссийска в период Великой Отечественной войны. В 1986 году роману была присуждена Государственная премия СССР.
|
Кожевников, В. М. Щит и меч : роман / В. М. Кожевников ; послесловие Б. Леонова. - Москва : Воениздат, 1989. - 767, [1] с. - (Военные приключения). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Подвигу советских разведчиков, которые в годы Великой Отечественной войны в фашистском тылу срывали тайные планы врага, приближая победу, посвящен роман Вадима Михайловича Кожевникова «Щит и меч». Герой романа, впервые опубликованного в 1965 году, разведчик Александр Белов, который под именем немца Иоганна Вайса проникает в главную цитадель германской секретной службы и передает на Родину важные сведения. Это и социальный роман, и роман психологический, построенный на остром сюжете, на глубоко драматичных коллизиях, которые определяются острейшими противоречиями двух антагонистических миров. Автор акцентирует внимание в большей мере не на увлекательных авантюрных ситуациях, а на профессиональной кропотливой работе мастера своего дела и описании политической арены, на которой он действует. В 1968 году режиссером В. Басовым по роману был снят одноименный четырех серийный художественный фильм.
|
Кондратьев, В. Л. Сашка / В. Л. Кондратьев. - Москва : РАГС, 2005. - 400 с. : ил. - (Священная война). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Участник Великой Отечественной войны, профессиональный художник Вячеслав Леонидович Кондратьев вошел в советскую литературу повестью «Сашка» (1979). По определению писателя К. Симонова, это «история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности - солдатской». Литературное произведение, посвящено участникам Ржевской битвы. Молодой кадровый боец Сашка - главный герой повести. Этот человек, несмотря на юный возраст, относится к своей службе со всей серьезностью. Для него главным в жизни является защита Родины, он исполняет свой долг, руководствуясь уже сложившимися жизненными ценностями. Лучшие черты своего поколения, твердо убежденного в том, что прежде всего «люди же мы, не фашисты», вобрал в себя глубоко народный характер Сашки. При внешней простоте и ясности он таит в себе глубину и сложность, и значимость. Автор, через отдельные моменты военного бытия фронтовиков, выявляет гуманистическую и патриотическую сущность советского человека, его моральную надежность, готовность к самопожертвованию во имя тех, кто останется жить. В 1981 году режиссером А. Суриным по повести был снят одноименный фильм.
|
Курочкин, В. А. На войне как на войне : повести / В. А. Курочкин. - Ленинград : Лениздат, 1984. - 357 с. : ил. - (Библиотека молодого рабочего). - Текст (визуальный) : непосредственный.
Электронный каталог Широкое и безоговорочное признание пришло к писателю-фронтовику Виктору Александровичу Курочкину с изданием его повести «На войне как на войне» (1965). Военная тема у писателя - это рассказ о будничном, скрытом героизме, прежде всего главного героя повести командира самоходного орудия младшего лейтенанта Сани Малешкина. Молодой «пухлогубый» парень, юность которого пришлась на жестокое военное время. Юношеские надежды и страстное желание жить трагически сочетаются с человеческими страданиями и каждодневной смертью. Заземляя сюжет, автор наполняет его многоразличными, подчас очень мелкими подробностями и заурядными событиями фронтового быта, не скупится на описание и офицерских «застолий», с песнями и плясками, с разговорами о прежней и будущей жизни. Суровая правда о войне в повести смягчается романтикой подвига и юмором, спасавшим людей в нечеловеческих условиях военного времени. В 1968 году режиссером В. Трегубовичем по повести был снят одноименный фильм.
|
Леонов, Л. М. Русский лес : роман / Л. М. Леонов. - Москва : Советский писатель, 1991. - 535, [2] с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Сложное, глубоко философское произведение писателя Леонида Максимовича Леонова - написанный в 1950-1953 годах роман «Русский лес». События романа охватывают полувековой период, но основное действие относится к 1941-1942 годам. Центральный конфликт романа - спор двух ученых-лесоводов Ивана Вихрова и Александра Грацианского. Вихров призывает соотносить процент вырубки лесов с их приростом, Грацианский, прикрываясь лозунгами о плановом производстве, выступает за бесконтрольность в лесных делах. В образе профессора И. Вихрова писатель показал те лучшие черты характера советского человека, его нравственного облика, которые прошли проверку на прочность в смертельном поединке с фашизмом. Дочь Вихрова Полина и его приемный сын Сергей, воспитанные в презрении ко всякой моральной нечистоте, с оружием в руках защищают Родину, сознавая свою «ответственность за весь порядок в мире». В романе показаны военный быт Москвы, боевые действия на подступах к столице, борьба советских людей в тылу врага. В 1957 году роману присуждена Ленинская премия СССР.
|
Медведев, Д. Н. Сильные духом : роман / Д. Н. Медведев ; вступительная статья А. В. Цессарского ; иллюстрации И. Л. Ушакова. - Москва : Правда, 1989. - 508, [2] с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Правдивую и яркую картину жизни партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны показал в романе «Сильные духом» (1951) Герой Советского Союза, прославленный партизанский командир Дмитрий Николаевич Медведев. В книге показана жизнь партизан, где ежечасно проходила «проверка души на прочность», раскрывался пламенный патриотизм советских людей, ставших в дни фашистской оккупации народными мстителями. Особое место отведено в повести подвигам Героя Советского Союза Николая Ивановича Кузнецова, под видом немецкого офицера проникшего в логово врага и совершавшего неслыханно смелые и сложные диверсии. Отзываясь о романе, писатель А. В. Цессарский писал: «Главное в книге - правда жизни. Правда во всем: в документальной достоверности, в отсутствии домыслов, в простоте и точности языка, без литературных «красивостей» и тех излишне подробных описаний, которые вызывают недоверие. Правда в искренности и заинтересованности самого автора, ибо Медведев руководил теми людьми, о которых пишет, отвечал за них своей жизнью и честью...».
|
Некрасов, В. П. В окопах Сталинграда : повесть / В. П. Некрасов. - Москва : РАГС, 2005. - 272 с. : ил. - (Священная война). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
С началом Великой Отечественной войны Виктор Платонович Некрасов отказался от брони и ушел на фронт. Был полковым инженером и заместителем командира саперного батальона, участвовал в Сталинградской битве. В 1946 году в журнале «Знамя» была опубликована его повесть «В окопах Сталинграда». Это было первое произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а участника, находившегося на переднем крае. Повесть написана от первого лица и во многом носит автобиографический характер. В книге без прикрас, правдиво и жестоко показана жизнь солдат на войне, их трудная дорога к победе. Среди героев книги - инженер полка Юрий Керженцев, от имени которого ведется повествование, комбаты Сергиенко, Каппель, Ширяев, разведчики Чумак, Гоглидзе и многие другие солдаты и офицеры, которые стояли на смерть в окопах Сталинграда. Писатель А. Твардовский писал об этой повести: «...Это правдивый рассказ о великой победе, складывающейся из тысяч маленьких, неприметных приобретений боевого опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир...». В 1947 году повесть была удостоена Сталинской премии. В 1957 году на Ленинградской киностудии режиссером А. Ивановым по мотивам повести был снят фильм «Солдаты».
|
Носов, Е. И. Усвятские шлемоносцы : повесть / Е. И. Носов ; художник И. Шилкин. - Москва : Современник, 1984. - 198 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Прологом к теме деревни военной поры является повесть «Усвятские шлемоносцы» (1977) писателя-фронтовика Евгения Ивановича Носова. Медленно, эпически спокойно текут события июньского сенокосного утра сорок первого года в деревне Усвяты. Писатель любуется доброй, щедрой землей, разомлевшей от солнца, стеной сочной травы, ладным и спорым трудом косарей. Работали усвятцы и не знали, что уже несколько часов идет война. Почти вся повесть, по сути дела, - описание сборов усвятских мужиков на войну. Привыкшие к основательности во всем, они собираются как на трудную, но обязательную работу. В их основательности, несуетливости чувствуется могучая сила, до поры скрытая в бездонных глубинах России. Основная идея повести в осмыслении единого патриотического порыва советского народа, поднявшегося на борьбу с захватчиками. Это передается через сильные, впечатляющие картины людских потоков, стекающихся из разных деревень в одну большую народную реку. За каждой строкой повести, написанной напевным и звучным, ясным и образным слогом, стоит мысль, высказанная стариком Селиваном: «...столько кампаней перебывало - усвятцы во все хаживали и николь сраму домой не приносили...».
|
Панова, В. Ф. Спутники : повесть / В. Ф. Панова ; иллюстрации В. Петровой. - Ленинград : Советский писатель, 1988. - 247 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
В декабре 1944 года писатель Вера Федоровна Панова совершила поездку в составе коллектива военно-санитарного поезда № 312 к местам боев за ранеными. Результатом поездки стала повесть «Спутники». Она посвящена врачам, медицинским сестрам, санитаркам военно-санитарного поезда, спаянным за годы Великой Отечественной войны в тесный дружеский коллектив. Война показана в книге с гуманной и нравственной точки зрения, с чувством искреннего сострадания к человеческим несчастьям, умноженным всеобщей бедой. Рассказывая о каждом из своих героев, автор стремилась ответить на вопрос - какой он, советский человек, в чем источник нравственной силы, проявленной самыми обыкновенными, рядовыми людьми в тяжелый момент истории. Автор рисует людей высокой моральной стойкости - сурового комиссара поезда Данилова, внешне беспомощного, а по существу мужественного человека, начальника поезда врача Белова, юную санитарку Лену Огородникову, беспредельно преданную своему делу старшую сестру Юлию Дмитриевну. В 1947 году автору была присвоена за повесть Сталинская премия СССР. В 1965 году на киностудии «Ленфильм» режиссером И. Хамраевым был снят фильм «Поезд милосердия». Новую экранную версию - 4-серийный телевизионный фильм «На всю оставшуюся жизнь» - создал в 1975 году режиссер. П. Фоменко.
|
Платонов, А. П. Смерти нет! : рассказы / А. П. Платонов ; вступительная статья В. В. Полторацкого. - Москва : Советский писатель, 1970. - 400 с., 1 л. портр. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог В начале Великой Отечественной войны писатель Андрей Платонович Платонов с семьей эвакуируется в Уфу, но уже в 1942 году уходит добровольцем на фронт. В 1942-1945 годах писатель - фронтовой корреспондент газеты «Красная звезда». В сборнике «Смерти нет!» собраны произведения военного времени. Они отмечены особой философской насыщенностью. Автор не боится соединения военного быта и глобальных вопросов жизни и смерти. Неповторимость платоновского языка, авторский строй метафор, система философских ориентиров создают особую поэтику и эстетику. Символом вечности становится зерно, брошенное в землю, и ребенок вырастает в рассказе «Три солдата». С большой силой и убедительностью писатель раскрыл и показал народный характер войны. Эта тема сквозной линией проходит через все его произведения военного времени, но особенно полно раскрывается в таких рассказах, как «Сержант Шадрин», «Броня», «Одухотворенные люди (Рассказ о небольшом сражении под Севастополем)», «Офицер и крестьянин». Платонову удалось охватить взглядом все главное, чем жили в то время советские люди на фронте и в тылу. Писатель почувствовал и увидел одухотворенность народного подвига. Ощущение единства с миром вселяет надежду в рассказах «Афродита», «Цветок на земле». В повести «Смерти нет! (Оборона Семидворья)», изображая войну как тяжкий, кровавый труд, писатель обращается к проблеме смерти и бессмертия.
|
Полевой, Б. Н. Повесть о настоящем человеке / Б. Н. Полевой ; послесловие Л. Кудреватых. - Москва : Московский рабочий, 1984. - 304 с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Главная книга советского писателя Бориса Николаевича Полевого о невыдуманном герое - лейтенанте Алексее Петровиче Маресьеве. Это «Повесть о настоящем человеке», отмеченная Государственной премией СССР в 1947 году. После опубликования повести в 1946 году успех был огромным - среди многих книг о войне, выходивших в первый послевоенный год, повесть Полевого, летопись только что отгремевших сражений, хроника переживаний реального героя, - все это производило сильное впечатление именно уровнем правды, свободой от приукрашивания. С летчиком-истребителем А. Маресьевым, который, лишившись в результате ранения обеих ног, после трудных и длительных тренировок вернулся в авиацию и впоследствии был удостоен звания Героя Советского Союза, автор познакомился в разгар битвы на Орловско-Курской дуге, летом 1943 года. Подвиг молодого летчика потряс Полевого и он написал об этом событии очерк для газеты «Правда», но он не был напечатан. Повесть писатель написал уже после войны в Нюрберге на процессе, осудившим войну и ее главарей. Огромная воля и преданность Родине помогли А. П. Маресьеву вернуться в боевой строй. Важную роль сыграли здесь и окружающие его люди, в первую очередь полковой комиссар Воробьев, которого Маресьев в беседе с Полевым назвал «настоящим человеком». Рассказ о частном случае победы над смертью и недугом вылился в повествование об истоках массового героизма советского народа. В 1948 году режиссером А. Столпером был снят одноименный фильм.
|
Распутин, В. Г. Живи и помни / В. Г. Распутин. - Москва : АСТ : Астрель, 2003. - 494, [2] с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
«Живи и помни» - повесть писателя Валентина Григорьевича Распутина, опубликованная в 1974 году и ставшая одним из наиболее известных его произведений. В центре повести - трагическая судьба женщины из сибирской деревни, которая узнает, что ее муж оказался дезертиром. Повесть была удостоена ряда премий, в том числе Государственной премии СССР; по ней поставлены спектакли и опера, снят художественный фильм. «Живи и помни» - это книга не только о жизни главных героев, Андрея Гуськова и его жены Настены, но и о соотнесении их судеб с судьбой народной в один из драматических периодов истории. Глубина затронутой проблемы, философское осмысление выбора и, как следствие, поступков людей ставит эту книгу в ряд классических произведений о войне. «Живи и помни, человек, - определяет суть повести писатель В. Астафьев, - в беде, в самые тяжкие дни испытаний место твое - рядом с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей родины и народа, а стало быть, и для тебя». Повесть в 2008 году экранизировал российский режиссер А. Прошкин.
|
Рыбаков, А. Н. Тяжелый песок : роман / А. Н. Рыбаков. - Москва. : Художественная литература, 1985. - 287 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
В 1978 году был опубликован роман «Тяжелый песок» - одно из самых значительных произведений советского писателя Анатолия Наумовича Рыбакова. Роман повествует о жизни еврейской семьи Ивановских и Рахленко в 1910-1940-е годы в одном из многонациональных городков Западной Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве Сопротивления. Последние главы романа посвящены событиям Великой Отечественной войны и гитлеровской оккупации. Трагические и героические страницы истории городка и созданного там гетто восстанавливает по рассказам немногих оставшихся в живых свидетелей происходящего фронтовик Борис Ивановский. Необыкновенно просто и точно автор рассказывает историю гетто. С любовью, гордостью и теплотой в романе обрисованы люди, не смирившиеся, не склонившие головы перед врагом, мужественно восставшие против своих тюремщиков, чтобы уйти в лес, к партизанам или погибнуть в бою, как солдаты. Писатель показывает тесную связь борцов гетто с другими жителями городка, с партизанами Черниговщины.
|
Семенов, Ю. С. Семнадцать мгновений весны : роман / Ю. С. Семенов ; послесловие А. Кривицкого. - Москва : Известия, 1984. - 320 с. : ил. - (Библиотека «Дружбы народов»). - Текст (визуальный) : непосредственный Электронный каталог
Советский писатель Юлиан Семенович Семенов посвятил деятельности советских разведчиков цикл романов, объединив их образом советского разведчика Максима Максимовича Исаева. Наибольшую популярность завоевал роман «Семнадцать мгновений весны» (1969), в котором Исаев, под именем штандартенфюрера СС Макса фон Штирлица действует в последний период Второй мировой войны в Берлине и, проникая в самые высокие круги фашистского рейха, выполняет ответственные задания советского Центра. Напряженно и стремительно действие романа. Автор показывает своего героя в различных ситуациях, и всегда он проявляет идейную убежденность и отвагу, подлинную интеллигентность, чуткость, гуманность, душевную тонкость. В романе отражены многие важные политические события весны 1945 года. Писатель вводит в повествование тексты документов, рисует подлинных исторических лиц. В 1973 году режиссером Т. Лиозновой был снят одноименный двенадцати серийный телевизионный фильм. За сценарий к телефильму Ю. Семенов был отмечен Государственной премией РСФСР.
|
Симонов, К. М. Живые и мертвые : роман / К. М. Симонов. - Москва : Художественная литература, 1989. - 477, [2] с. : портр. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Роман советского писателя Константина Симонова «Живые и мертвые» - одно из самых известных произведений о Великой Отечественной войне. Удостоенную в 1974 году Ленинской премии трилогию (книга первая «Живые и мертвые», книга вторая «Солдатами не рождаются», книга третья «Последнее лето») Симонов писал с незначительными перерывали с 1956 по 1970 годы. В годы Великой Отечественной войны в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда» писатель побывал на всех фронтах. К. Симонов вспоминал: «Когда пишешь повесть или роман о таком тяжком деле, как война...всюду, везде, где это позволяет твой собственный жизненный опыт, стараешься держаться поближе к тому, что видел на войне своими глазами». В первой части трилогии показаны события начала войны, битва под Москвой. Вторая часть посвящена финалу Сталинградского сражения. Картина подготовки Белорусской операции «Багратион» и выхода к Государственной границе СССР ярко воссоздана в третьей части книги. Судьба героев трилогии привязана к ее центральной проблеме - вере в человека, справедливости в отношении к людям. Герои романа - журналист, затем боевой офицер Иван Синцов обычный человек, на чьей судьбе автору «хотелось показать мысли, чувства, переживания, события в жизни рядовых людей, многих и многих», смелая «маленькая докторша» Таня, комбриг Федор Федорович Серпилин - храбрый, безупречно честный, стремящейся насколько возможно беречь людей на войне. В трилогии автор не только мастерски воссоздал события военных лет, но и осмыслил с позиции современного времени, показав историческую закономерность пути советского народа к победе. В 60-е годы XX века режиссер А. Столпер экранизировал трилогию.
|
Смирнов, С. С. Брестская крепость / С. С. Смирнов ; вступительная статья К. Смирнова. - Москва : Раритет, 2000. - 404, [2] с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Героической обороне Брестской крепости, начавшейся с первых часов Великой Отечественной войны, посвящено немало произведений. Особое место среди них занимает книга Сергея Сергеевича Смирнова «Брестская крепость», написанная в 1964 году книга, отмеченная Ленинской премией в 1965 году, - результат длительной работы, «многих поездок и долгих раздумий, поисков документов и людей, встреч и бесед с ними», - отмечал автор в открытом письме героям Брестской крепости. Полная драматизма книга повествует о славной борьбе защитников цитадели, об их бессмертном подвиге. Она стала и своего рода подвигом писателя, вызвавшего к жизни многие до той поры неизвестные страницы истории обороны Брестской крепости, рассказывающие о несгибаемой стойкости советских воинов. «Брестская крепость» не только воскрешала забытых павших, но возвращала доброе имя живым - бывшим узникам фашистских концлагерей. Книга состоит из трех частей. В первой - «Легенда, ставшая былью» - освещается история обороны крепости. Вторая и третья - «Герои известные и неизвестные» и «Большая семья» - портреты защитников цитадели, повествование об их судьбах, о встречах с теми, кто остался в живых. «Есть чудесное свойство, удивительное и неотъемлемое качество характера простых советских людей. Наш человек способен вершить поистине великие героические дела и при этом не считать себя героем», - писал С. Смирнов. По мотивам книги в 2010 году был снят одноименный российско-белорусский фильм режиссером А. Коттом.
|
Соболев, Л. С. Морская душа : рассказы / Л. С. Соболев. - Москва : Художественная литература, 1984. - 495 с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Почти все писатели в годы Великой Отечественной войны выступали в жанре публицистики, очерка, непосредственно, ежедневно откликаясь на военные события. Леонид Сергеевич Соболев, начиная с финской кампании 1939-1940 года и вплоть до мая 1945 года - военный корреспондент газет «Правда», «Красная звезда» и флотских изданий. В годы Великой Отечественной войны приобрел широкую известность цикл его рассказов «Морская душа» (1942). Это короткие рассказы с остродраматическим сюжетом, раскрывающие красоту и величие «морской души», отвагу, удаль, патриотизм советских военных моряков-черноморцев. Авторское повествование немногословно, драматично, возвышенно. История моряка, трагически погибшего в единоборстве с врагами, навсегда оставшаяся в человеческой памяти в рассказе «Федя с наганом», сменяется рассказами о трудной битве команды катера с морем в рассказе «Неотправленная радиограмма», о яростной схватке обессилевшего советского разведчика с фашистом в рассказе «Поединок». Атмосфера легенды кажется в рассказах естественной. Моряк, командующий танком, утюжит вражеские окопы в рассказе «Привычное дело». Три краснофлотца, захватив минометную фашистскую батарею, обстреливают из нее фашистские траншеи, хотя к концу боя «один из них - безногий, другой безрукий, а третий перемазан кровью и землей» в рассказе «И миномет бил». В 1943 году писатель за сборник был награжден Сталинской премией, которую передал на строительство сторожевого катера Черноморского флота.
|
Солженицын, А. И. Военное : повести, рассказы / А. И. Солженицын. - Санкт-Петербург. : Амфора, 2005. - 463 с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Сборник «Военное» составили повести и рассказы писателя-фронтовика Александра Исаевича Солженицына, которые открывают перед читателем разные стороны Великой Отечественной войны. Сюжет рассказа «Случай на станции Кочетовка» (1962) основан на реально произошедшем случае в комендатуре железнодорожной станции Кочетовка, рассказанном лейтенантом Леонидом Власовым, прототипом главного героя Василия Зотова. В рассказе А. Солженицын показал «сшибку» конкретно-исторических обстоятельств с исконными представлениями о добре и зле, конфликт долга и совести, разрушившей цельность внутреннего мира человека. В первой части произведения «Желябугские выселки. Двучастный рассказ» автор рассказывает о работе артиллерийской звуковой разведки, где он был командиром батареи, в боях на Курской дуге в 1943 году. Во второй части - встречи и события при посещении автором в 1995 году мест боев 1943 года. Повесть «Адлиг Швенкиттен. Односуточная повесть» (1999) описывает реальные события в январскую ночь 1945 года в Восточной Пруссии, участником которых был и автор. «Солженицын никогда не был пацифистом, непротивленцем. Он - за «противление злу силой», даже и когда зло победило. Проза писателя не разрыхляет, а закаляет характер читателя, укрепляет его в его самостоянии и надежде», - так отзывался о военных рассказах Солженицына критик Ю. Кублановский.
|
Стаднюк, И. Ф. Война : роман / И. Ф. Стаднюк ; художник В. Аладьев. - Москва : Советский писатель, 1988. - 763 с. : ил. - (Библиотека современного романа). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Последние предвоенные дни - июль 1941 года - таковы хронологические рамки написанного в 1967-1980 годы романа писателя-фронтовика Ивана Фотиевича Стаднюка «Война». Произведение крупного масштаба, вобравшее в себя богатейший фактический материал о событиях 1941 года, дает исторически достоверную картину всего начального периода Великой Отечественной войны. Автор показывает деятельность Ставки Верховного Главнокомандования и Государственного комитета Обороны, работу советской дипломатии по созданию антигитлеровской коалиции. Генерал-майор Федор Ксенофонтович Чумаков, образ которого является центральным в романе, назначен командиром крупного мотомеханизированного соединения в Западной Белоруссии за день до войны и занимается формированием своих войск уже в пекле боев. Рисуя этого энергичного, талантливого, отважного человека и его верных товарищей по оружию, автор подчеркивает их героизм, преданность Родине, умение выйти из драматических обстоятельств. За роман писателю присуждена Государственная премия СССР.
|
Толстой, А. Н. Русский характер : сборник / А. Н. Толстой ; иллюстрации П. П. Караченцева. - Москва : Правда, 1985. - 351 с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог Огромный общественный резонанс имела публицистика советского писателя Алексея Николаевича Толстого. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 27 июня в газете «Правда» появилась первая военная статья писателя «Что мы защищаем», в которой писатель выступил на защиту Отечества. Отныне главное место в его творчестве принадлежит публицистике. Этот жанр давал художнику возможность оперативного отклика на происходящие события. Его статьи, пронизанные высочайшим патриотизмом, раскрывали античеловеческую сущность фашизма, говорили о преемственности отечественных культурных, духовных традиций, о несгибаемости и силе русского национального характера, способного выстоять перед лицом самых жестоких испытаний. Во время войны писатель создает удивительный цикл художественных произведений «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй. Все они объединены одной темой - Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей - восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа и одним главным героем, от имени которого и ведется повествование. «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота», - так заканчивается рассказ А. Толстого «Русский характер» - о человеческой гордости, самоотверженности, душевном богатстве - из цикла «Рассказы Ивана Сударева».
|
Фадеев, А. А. Молодая гвардия : роман / А. А. Фадеев ; вступительная статья С. Заики, с. 5-22 ; иллюстрации С. Чайкуна. - Москва : Правда, 1988. - 666, [2] с. : ил. - (Тебе, юность). - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Роман советского писателя Александра Александровича Фадеева «Молодая гвардия» был завершен в 1944 году. В его основе - подлинная история комсомольско-молодежного подполья под названием «Молодая гвардия» (1942-1943), в донбасском городе Краснодоне. Сюжет романа и отраженные в нем события полны высокой героики, трагизма, однако в роман добавлен и жизнеутверждающий пафос в моральной победе участников подполья над темными силами фашистов. Роману предшествует эпиграф из комсомольской песни времен гражданской войны «Молодая гвардия». Тем самым писатель связал подвиг молодогвардейцев с революционными традициями советского народа. В стиле произведения, в его романтике, лиризме утверждается все то светлое, гуманное, что определяет сущность молодых героев. Писатель показывает их патриотизм, душевную красоту и человечность, ставшие основой этого бессмертного подвига. Первая редакция книги 1945 года издания в 1946 году была отмечена Сталинской премией СССР. Произведение получило широчайшее признание. Вся советская страна знала имена молодогвардейцев: Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Сергея Тюленина, Любови Шевцовой, Ивана Земнухова, Ивана Туркевича, их товарищей. В их честь слагались песни, на основе романа создавались инсценировки, их портреты висели на стенах учебных заведений и квартир. Советским режиссером С. Герасимовым был снят одноименный фильм, удостоенный Сталинской премии СССР в 1949 году.
|
Чаковский, А. Б. Блокада : роман в 5 книгах / А. Б. Чаковский. - Москва : Советский писатель, 1978. - 527 с. : портр. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
Обширна художественная литература о героической обороне Ленинграда. Большое количество документов и фактов, передающих великое мужество города на Неве, вобрал в себя многотомный роман «Блокада» советского писателя Александра Борисовича Чаковского, написанный в 1968-1974 годах и удостоенный Ленинской премии в 1978 году. Появление романа было вызвано, по словам писателя, желанием «взглянуть на события, в которых я так или иначе участвовал, с высоты миновавших с тех пор десятилетий...». Писатель проделал огромную подготовительную работу, изучая материалы, архивные документы, воспоминания участников. Не последнее значение имел и личный опыт автора. «Мне хотелось быть в этой книге не только летописцем, но и - солдатом», - говорил писатель, объясняя намеренную полемичность и публицистичность своего произведения, направленного против фальсификаторов истории. В книге рассказывается о создании Ладожской ледовой трассы - знаменитой Дороги жизни, о том, как ленинградцам удалось не только выстоять, но и совершить подвиг, являющийся одной из наиболее ярких страниц Великой Отечественной войны. Действие романа начитается с середины 1940 года и доводится до января 1943 года. Писатель рисует воинов и мирных жителей, отстоявших родной город, портреты исторических лиц, деятелей партии, государства, армии, дипломатии. Одним из решающих факторов победы над фашизмом автор считает всенародность сопротивления врагу - поэтому и главным героем назван народ, предстающий в образах кадрового офицера Алексея Звягинцева, потомственного ленинградского рабочего Ивана Королева, его дочери студентки Веры Королевой, академика архитектуры Валицкого. По роману режиссером М. Ершовым был снят фильм-эпопея в 4-х сериях с 1974-1977 годы.
|
Чуковский, Н. К. Балтийское небо : роман / Н. К. Чуковский. - Москва: Художественная литература, 1989. -507, [2] с. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог В годы Великой Отечественной войны писатель Николай Корнеевич Чуковский - участник обороны Ленинграда, офицер-политработник, жил в осажденном городе, печатался в газетах «Красный флот», «Правда». Одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне признан его роман «Балтийское небо» (1955), где рассказывается о жителях блокадного Ленинграда - женщинах, детях и стариках, следующих за девизом: «тот, кто не сдастся, тот не умрет» и совершающих чудеса стойкости и мужества в голодном и разгромленном городе. Автор также со знанием дела повествует и о фронтовых буднях летчиков Балтийского флота. Это произведение, соединившее реалистическое письмо с высокой нравственной точкой отсчета в изображении персонажей, «бытовизм» и мажорно-оптимистическую устремленность, приводящую к явной идеализации совокупного образа борющегося Ленинграда, вызвало теплый отклик и читателей, и критиков. В 1961 году режиссером В. Венгеровым роман был экранизирован.
|
Шолохов, М. А. Они сражались за Родину... ; Наука ненависти ; Судьба человека / М. А. Шолохов ; послесловие В. Петелина ; художник В. Н. Рыжов. - Москва : Воениздат, 1989. - 254, [2] с. : ил. - Текст (визуальный) : непосредственный. Электронный каталог
С первых дней Великой Отечественной войны советский писатель Михаил Александрович Шолохов посвятил свое творчество служению народу, вступившему в смертельную схватку со злейшим врагом всего человечества - германским фашизмом. В эти годы он создал произведения различных жанров: очерки, рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину...». Особое место среди произведений периода Великой Отечественной войны занимает рассказ М. Шолохова «Наука ненависти» (1942), в котором создан образ участника Великой Отечественной войны, лейтенанта Виктора Герасимова, побывавшего в фашистском плену, прошедшего суровую «науку ненависти» к нацистам. Рассказ «Наука ненависти» был ступенью к роману «Они сражались за Родину...», в котором писатель поставил задачу показать судьбу воюющего народа, раскрыть глубоко и полно душевное богатство рядовых защитников Родины. Главы из романа датированы 1942, 1949, 1969 годом. Они переносят читателей в выжженные солнцем донские степи знойного лета 1942 года. Герои романа совершают подвиги, проходят через суровые бои, отступление. Агроном Стрельцов, шахтер Лопахин, комбайнер Звягинцев - главные персонажи романа - люди мирного труда и воюют за святое право вернуться к нему. В 1975 году режиссером С. Бондарчуком по роману был снят одноименный фильм. Лаконично и впечатляюще написан рассказ «Судьба человека»(1956). В годы войны герой рассказа Андрей Соколов пережил ранения, муки фашистского плена, побег из плена и гибель своей семьи. Но сохранил живую душу, способность сострадать, помогать слабому, оказавшемуся в беде, он становиться опорой осиротевшему мальчику, всем сердцем к нему привязался и усыновил его. В 1959 году режиссером С. Бондарчуком был снят одноименный фильм.
|
Использованные источники
Бавин, С. П. Ради жизни на земле : рекомендательный библиографический указатель художественной литературы о Великой Отечественной войне / С. П. Бавин, А. А. Кунина, И. В. Семибратова ; Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. - Москва : Книга, 1984. - 127 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
Великая Победа : рекомендательный указатель литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. / составители М. Е. Киреева, Е. И. Ларина, З. П. Левашева [и др.] ; Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина. - Москва : Книга, 1985. - 223 с. - Текст (визуальный) : непосредственный.
На службе Отечеству : аннотированный библиографический указатель / И. С. Баушев, Е. В. Крисанова, З. В. Молякова, Г. С. Шевченко ; Российская государственная библиотека. - Москва : Пашков дом, 2005. - 204 с. - (К 60-летию Победы в Великой Отечественной войне). - Текст (визуальный) : непосредственный.
Русские писатели 20 века : биографический словарь / главный редактор и составитель П. А. Николаев. - Москва : Большая Российская Энциклопедия : Рандеву-АМ, 2000. - 806 с., [16] л. ил. - (Серия биографических словарей). - Текст (визуальный) : непосредственный.
Опубликовано: 29 Января 2020 18:02 ⁄ Просмотров: 3040
|
|