Дата события: 10 октября 1925 года
Этот день считается началом открытия автобусного движения в Оренбурге.
Автоколонна №1825 основана по решению Оренбургского. В оренбургской областной газете «Смычка» появилась такая заметка: «Ровно в 12 часов распахнулись ворота гаража, и 5 автобусов марки «Форд» с вагоновожатыми выехали на площадь» (гараж находился на месте нынешнего Театра музыкальной комедии). Перед собравшимися выступил председатель горсовета Котов. Затем с первыми пассажирами в первый рейс автобусы поехали от «Дворца труда» (ныне клуб им. Дзержинского) по двум маршрутам: 2 автобуса «Железнодорожный вокзал - Виадук», 2 автобуса «Форштадт - Советская - Новостройка».
Шло время, автопарк развивался. В 1926 г. было приобретено 10 автобусов марки АМО и «Штейер». Помимо автобусных перевозок предприятие обслуживало ещё и переправы через реки Урал и Сакмару. Поскольку автотранспортных мостов через них в то время не существовало, приобретены 10 моторных лодок. К 1927 г. более 20 автобусов разных марок курсировало по городу, а в гараже появились токарный и сверлильный станки. В штат приняты два механика, счетовод и первый контролёр по проверке билетов.
Спустя 10 лет, в 1936 г., открыт первый загородный маршрут Оренбург - Илек. К 1940 г. в автоколонне насчитывалось уже 42 автобуса, а число работающих достигло 125 человек. Общая протяжённость маршрутов по сравнению с 1925 г. увеличилась в 35 раз.
В годы Великой Отечественной войны многие водители автотранспортной конторы на своих автобусах отправились на фронт в санитарные роты. Среди них Ф. А. Малышкин, Г.А.Потигов, И.С.Игнатьев, М.Ш.Галеев, Г.М.Назаров, В.И.Гришин.
В войну предприятие продолжало работать, восстанавливая технику, отремонтировано и отправлено фронту 630 автобусов марки ЗИС и ГАЗ.
По окончании войны всё пришлось восстанавливать с нуля. В парке было всего 4 автобуса. К июлю 1946 г. автобусное движение восстановили. Решением исполкома Чкаловского областного Совета депутатов трудящихся открыты маршруты: бульвар им. Свердлова - железнодорожный вокзал, площадь Дома Советов - Красный городок, пл. Дома Советов - машзавод-47, пл. Дома Советов - Форштадт.
К началу 1950 г. автопредприятие насчитывало уже 60, а к 1955 г.- 100 автобусов. Помимо семи городских маршрутов организованы три пригородных: Чкалов - пос. П. Покровка, Чкалов - пос. Бёрды, Чкалов - пос. Пугачи. В 1958 г. перевезено 8,5 млн. пассажиров.
С I960 по 1965 гг. предприятие быстро развивалось - ежедневно на линию выходило 219 автобусов, общая численность работников составила 900 человек, и в год перевозилось более 27 млн. пассажиров.
В 1969 г. началось строительство производственной базы автоколонны. В 1994 г. введён в эксплуатацию 36-квартирный жилой дом.
В 2005 г. коллектив возглавил Геннадий Петрович Лавренко, почётный работник газовой промышленности. За короткий срок он сумел перестроить работу предприятия в новых условиях хозяйствования.
До 1990 г. автоколонна обслуживала 13 городских, 21 пригородный, 54 междугородных и 10 межреспубликанских маршрутов. В 1990 г. она, в связи с переходом на рыночные отношения, стала арендным предприятием, а с 1992 г. - акционерным обществом. Её работники за счёт личных сбережений выкупили предприятие, и оно получило статус закрытого акционерного общества с коллективно-частной собственностью. В 1995 г. главным акционером ЗАО «Автоколонна № 1825» стало ООО «Оренбурггазпром».
ЗАО «Автоколонна №1825» - одно из лучших предприятий области, о чём свидетельствуют десятки престижных наград.
Источник :
Шнякин, И. Автоколонна N 1825 в пути // Оренбург..."всем азиатским странам и землям...ключ и врата". - Оренбург, 2010. - С. 136-138.
Библиография :
1. Тюняев, В. И. Закрытое акционерное общество «Автоколонна №1825» / В. И. Тюняев // Оренбург - 260 (1743- 2003) / Адм. г. Оренбурга. - Оренбург, 2003. - С. 271.