Автоколонна № 1825

Дата события: 10 октября 1925 года



Этот день считается началом открытия автобусного движения в Оренбурге. 

Автоколонна №1825 основана по решению Оренбургского. В оренбургской областной газете «Смычка» по­явилась такая заметка: «Ров­но в 12 часов распахнулись ворота гаража, и 5 автобусов марки «Форд» с вагоновожа­тыми выехали на площадь» (гараж находился на месте нынешнего Театра музы­кальной комедии). Перед со­бравшимися выступил пред­седатель горсовета Котов. Затем с первыми пассажира­ми в первый рейс автобусы поехали от «Дворца труда» (ныне клуб им. Дзержинско­го) по двум маршрутам: 2 ав­тобуса «Железнодорожный вокзал - Виадук», 2 автобуса «Форштадт - Со­ветская - Новостройка».

Шло время, автопарк развивался. В 1926 г. было приобретено 10 автобусов марки АМО и «Штейер». Помимо автобусных перевозок предприятие обслуживало ещё и переправы через реки Урал и Сакмару. Поскольку автотранспортных мостов через них в то время не существовало, приобре­тены 10 моторных лодок. К 1927 г. более 20 автобусов разных марок курсировало по городу, а в гараже появились токарный и сверлильный станки. В штат приняты два механика, счетовод и первый контролёр по проверке билетов.

Спустя 10 лет, в 1936 г., открыт первый за­городный маршрут Оренбург - Илек. К 1940 г. в автоколонне насчитывалось уже 42 автобуса, а число работающих достигло 125 человек. Общая протяжённость маршрутов по сравнению с 1925 г. увеличилась в 35 раз.

В годы Великой Отечественной войны мно­гие водители автотранспортной конторы на своих автобусах отправились на фронт в сани­тарные роты. Среди них Ф. А. Малышкин, Г.А.Потигов, И.С.Игнатьев, М.Ш.Галеев, Г.М.Назаров, В.И.Гришин.

В войну предприятие продолжало работать, восстанавливая технику, отремонтировано и отправлено фронту 630 автобусов марки ЗИС и ГАЗ.

По окончании войны всё пришлось восстанав­ливать с нуля. В парке было всего 4 автобуса. К июлю 1946 г. автобусное движение восстановили. Решением исполкома Чкаловского областного Совета депутатов трудящихся от­крыты маршруты: бульвар им. Свердлова - железнодорожный вокзал, площадь Дома Советов - Красный горо­док, пл. Дома Советов - машзавод-47, пл. Дома Советов - Форштадт.

К началу 1950 г.  автопредприятие насчи­тывало уже 60, а к 1955 г.- 100 автобусов. Помимо семи городских маршрутов организова­ны три пригородных: Чкалов - пос. П. Покров­ка, Чкалов - пос. Бёрды, Чкалов - пос. Пугачи. В 1958 г. перевезено 8,5 млн. пассажиров.

С I960 по 1965 гг. предприятие быстро раз­вивалось - ежедневно на линию выходило 219 автобусов, общая численность работников со­ставила 900 человек, и в год перевозилось более 27 млн. пассажиров.

В 1969 г. началось строительство произ­водственной базы автоколонны. В 1994 г. введён в эксплуатацию 36-квартирный жилой дом.

В 2005 г. коллектив возглавил Геннадий Петрович Лавренко, почётный работник газо­вой промышленности. За короткий срок он су­мел перестроить работу предприятия в новых условиях хозяйствования.

До 1990 г. автоколонна обслуживала 13 го­родских, 21 пригородный, 54 междугородных и 10 межреспубликанских маршрутов. В 1990 г. она, в связи с переходом на рыночные отношения, стала арендным предприятием, а с 1992 г. - акционерным обществом. Её работники за счёт личных сбережений выкупили предприятие, и оно получило статус закрытого акционерного об­щества с коллективно-частной собственностью. В 1995 г. главным акционером ЗАО «Автоко­лонна № 1825» стало ООО «Оренбурггазпром».

ЗАО «Автоколонна №1825» - одно из луч­ших предприятий области, о чём свидетельствуют десятки престижных наград. 



Источник :

Шнякин, И. Автоколонна N 1825 в пути // Оренбург..."всем азиатским странам и землям...ключ и врата". - Оренбург, 2010. - С. 136-138.    

Библиография :

1. Тюняев, В. И. Закрытое акционерное общество «Автоколонна №1825» / В. И. Тюняев // Оренбург - 260 (1743- 2003) / Адм. г. Оренбурга. - Оренбург, 2003. - С. 271.

2. http://ak1825.ru/

  Просмотров: 1324