Дата события: 10 октября 1938 года
Художник. Член Союза художников России (1974).
Родился в Оренбурге. Увлечение живописью началось с раннего детства с альбома живописных работ Исаака Левитана. Позже школьный учитель рисования Виктор Тимофеевич Кузнецов обучил его первоначальным техническим навыкам, но куда важнее было то, что педагог устраивал выезды на пленэр, где дал понять, что без влюбленности и внимания к окружающей природе «ничего хорошего на холсте не выйдет». С учителем ученик дружил долгие годы.
В годы военной службы на Дальнем Востоке (1957-1959 гг.) творческий импульс не покидал В. П. Фроленко. При предельной солдатской занятости он пишет этюды, восхищаясь могучей и суровой красотой Камчатки.
Обучение в Одесском технологическом институте (1960-1965 гг.) он совмещает с посещением занятий в художественном училище.
Возвратившись в Оренбург, с 1966 г. работает заместителем главного инженера, а потом - главным инженером Оренбургского мелькомбината №1.
Желание стать профессиональным художником не уходит, поэтому в 1972 г. он уходит с завода и в тот же день его оформляют в Оренбургское отделение художественного фонда живописцем.
Путь в искусстве ему помогает найти Геннадий Александрович Глахтеев, в 1971 году они вместе посещают Академическую дачу имени Репина, в 1973 г. по приглашению художников Антона Власенко и Станислава Еременко едут на Северный Кавказ для написания этюдов.
В 1971 г. Василий Порфирьевич дает интервью для газеты «Комсомольская правда», где рассказывает о подготовке к выставке молодых художников. В домашней мастерской на стенах висят репродукции японского живописца Судзуки Харунобу, который является лучшим представителем жанра «УКИЕ-Э». Основная тематика этих картин - повседневная жизнь людей и пейзажи или «картины текущего мира». Так же в интервью он рассказывает о поездке на Академическую дачу имени Репина. Ему понравилось, но не все: «Слишком уж там спокойно. Петух не закричит, корова не замычит, не пройдет вечером стадо... И потом - эти хвойные деревья... Трудно привыкать художнику к новым местам, а природа Подмосковья так отличается от нашей оренбургской, что мне не хватило месяца, дабы к ней привыкнуть». Художник рассказывает: «К счастью, я оренбуржец, потому что Оренбург для художника город неповторимый, здесь деревья отражают свет, наш старый центр, строившийся в старину неторопливо, по строгому классическому плану, сами старые здания очень красивы. Я не говорю уже об области, где у нас такие районы, как Северный, Тюльганский. Там можно найти и горы, и березы, и присущую только нашим краям освещенность...».
Самым сильным источником переживаний Василия Порфирьевича всегда оставалась природа. Цветущие бело-розовые яблони вызывали восторг в его душе. И не только деревья цветут в работах художника. Люди не менее и не более значительны, чем, поля, облака, пригорки, стога сена, разнотравье, дома, с наличниками на окнах и коньками на крыше, все это создает целостность композиции и несет явственную печать художника с оригинальной манерой, самобытным взглядом на вещи. Высокая линия горизонта позволяет увидеть пейзаж с высоты творческого полёта Фроленко, приглашает зрителя отправиться в полет вместе с ним.
Имя художнику сделали его живописные пейзажи на левкасном грунте, в которых значение приобретают песенные, фольклорные интонации, чувствуется влияние народного творчества и примитива. Картины «Мимо девушек в саду» и «Песня» были отобраны для всесоюзных выставок, участие в которых позволило Василию Порфирьевичу вступить в Союз художников СССР в 1974 году.
Довольно скоро в поисках свободы живописного решения он возвращается от левкаса к картону и холсту, ищет новые способы художественного самовыражения. Появляется серия работ, посвященных переломному времени года от зимы к весне, от морозной поры к моменту таяния снегов и разлива рек. Цветение также остается сквозной, ведущей темой творчества, но теперь целостность композиции задает тон атмосферной перспективы. Пейзажи кажутся монохромными, но потом взгляд зрителя начинает различать тончайшие цветовые и световые нюансировки, утонченные колористические решения.
Художник много работал, много писал, но в конце 1978 г. перенес первый инфаркт, а в 1984 г. умер от второго, не дожив до 46 лет.
В. П. Фроленко в выставках
- Все областные и городские художественные выставки, начиная с 1972 г., проходившие в Оренбурге и Орске.
- «Художники Оренбургской области» - Москва, 1977 г.; Ленинград, 1972 г.; Львов, 1981г.
- Зональные выставки «Урал социалистический»: 1974 г.; Уфа, 1979 г.; Тюмень, 1985 г.
- Республиканские: «Выставка молодых» (Москва. 1972 г.),
- Всесоюзные: «Выставка молодых» (Москва. 1972 г.),
Зарубежные: Венгрия, Румыния, ГДР: 1973 г.
Персональная: Оренбург, 1988 г., 2018 г.
Виктория Игоревна Шульц, научный сотрудник
Оренбургского областного музея изобразительных искусств
Источник :
Фроленко В. П. // Художники Оренбургской области : библиографический указатель / составитель Е. В. Гинтер. - Оренбург, 1982. - С. 27.
Библиография :
1. Василий Фроленко // Митаревский, А. В. Я вам пишу... / А. В. Митаревский. - Оренбург, 2011. - С. 173.
2. Васильева, М. Уйти, чтобы вернуться... в картинках / М. Васильева // Оренбуржье. - 2003. - 30 октября. - С. 2-3 : ил..
3. Веркашанцева, Н. П. Cвет далекой звезды / Н. П. Веркашанцева // Оренбургская неделя. - 2018. - 3 октября. - С. 20 : фото.
4. Медведева, Л. Земля, на которой мы живем... / Л. Медведева // Оренбургский край. - 2009. - № 2. - С. 46-48. : цв. ил.
5. Павлова, Е. Сто под одной обложкой / Е. Павлова // Вечерний Оренбург. - 2003. - 17 июля. - С. 5.
6. Фроленко Василий Порфирьевич // Художники Оренбуржья : альбом / Оренбургское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» ; автор-составитель А. М. Кальвина. - Оренбург, 2015. - С. 269.
7. Фроленко Василий Порфирьевич // Мы вместе : альбом-каталог / Оренбургское отделение ВТОО «Союз художников России", Оренбургский областной музей изобразительных искусств ; авторы-составители: А. М. Кальвина, Ю. А. Рысухин ; фотограф А. С. Мирзаханов. - Оренбург, 2019. - С. 96.