Музыкальный техникум им. 10-летия Октябрьской революции

Дата события: 4 октября 1927 года



Техникум был организован на базе музыкальной школы первой ступени, которая сохранялась в его структуре до 1957 г. Кроме того, в рамках техникума функционировали курсы для взрослых. В самом же техникуме поначалу существовало два отделения: исполнительское (с разделением на подотделы: фортепиано, оркестровый и вокальный со специальностями хорового и сольного пения) и инструкторско-педагогическое (с подотделами по общему музыкальному образованию и по специальностям игры на определенном музыкальном инструменте или пения). Наряду с общеобразователь­ными предметами (обществоведение, исторический материализм, социология искусства и т.д.), преподавались и специальные дисциплины, представленные историей музыки, сольфеджио, инструментоведением, гармонией, ансамблем, анализом музыкальных форм, ритмикой и обязательным инструментом.

Полный курс обучения в техникуме длился 3-4 года, в зависимости от выбран­ной специальности, и был разделён на два этапа, называвшихся концен­трами. В первом концентре учились два года, во втором - год или два.

При окончании пер­вого концентра учащиеся сдавали технический зачёт, включающий уп­ражнения, гаммы, этюды, и исполняли программу, не представлявшую слишком большой виртуозной и художественной трудности. При окончании второго концентра программа была гораздо сложнее и охватыва­ла музыку разных стилей, в том числе современную. Для пианистов ис­полнение полифонической музыки, преимущественно И.С.Баха, было обязательным по окончании как первого, так и второго концентра. Окончившим первый концентр выдавалось свидетельство, окончившим второй - присваивалась квалификация специалиста.

Первый набор в техникум был невелик: всего тридцать семь чело­век: семнадцать по специальности фортепиано, шесть - оркестровые инструменты, четыре - сольное пение. Педагогический состав насчитывал 18 опыт­ных преподавателей, девять из которых имели звание "свободного худож­ника"'.

В 1929 г. в техникуме состоялся первый выпуск. Его окончили все­го шесть человек: три пианиста и три вокалиста. Репертуар выпускных экзаменов включал достаточно сложные произведения Шопена, Листа, Бетховена, Скрябина, Рахманинова, однако и профессиональный уро­вень молодых специалистов оказался на высоте.

Заметным событием в жизни техникума явилось посещение его нар­комом просвещения А. В. Луначарским, весной 1929 г., совершавшим инспекционную поездку по Уралу и Среднему Поволжью.

Постановлением Всесоюзного комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР (1 сентября 1936 г.) Оренбур­гский музыкальный техникум был переименован в музыкальное учили­ще. В целом 30-е гг. складывались для училища благополучно: откры­лось вечернее отделение, увеличился прием учащихся (в 1937 г. посту­пило 85, выпустилось 40).

В 1941 г. по генеральному плану развития города для музыкального училища должно было строиться новое здание, однако начавшаяся война отодви­нула решение этой проблемы на неопределенный срок. Но и в этих условиях училище не прекращало своей работы, хотя вся его деятель­ность была перестроена и подчи­нена главной цели того времени: все для фронта, всё для победы! Поскольку в здании разместился военный госпиталь, большинство занятий проходило на дому у пре­подавателей.

В годы войны город Оренбург дал приют многим музы­кантам и целым театральным коллективам. В 1941 г. в Оренбург был эва­куирован Ленинградский Государственный Академический Малый те­атр оперы и балета во главе с его художественным руководителем про­фессором Б. Э. Хайкиным, здесь проживали известные всей стране композиторы: В. Соловьев-Седой, В. Волошинов, Д. Френкель, М. Чулаки, И. Дзержинский. Немало из эвакуированных специалистов работали в музыкальном училище.

Послевоенный период существования училища отмечен бурной концертной деятельностью, открытием новых отделений и специальностей, созданием художественных коллективов, яркими победами учащихся на республиканских и зональных конкурсах.

50-60-е годы явились важным этапом в музыкально-просветительской деятельности училища. Квалифицированный педагогический состав, значительный контингент учащихся позволили учебному заведению проводить концертную работу достаточно высоком художественном уровне. Интенсивность и результативность работы учебного заведения  во многом определялась деятельностью отдельных его работников: Э. Любинская, Е. Островская, Е. Губер, О. Бакеринкова, А. Кушнер, Г. Давыдов, В. Лебедев, А. Закопай.

В 1997 г. на базе музыкального училища по распоряжению главы администрации Оренбургской области образован Оренбургский государственный институт искусств имени Леопольда и Мстислава Ростроповичей. 



Источник :

Хавторин, Б. П. На пороге... / Б. П. Хавторин // Гостиный двор. -1997. -№ 5. - С. 137-142.     

Библиография :

1. Благодарская, Е. А. Музыка современников в концертной практике провинции / Е. А. Благодарская // Культура, искусство и образование провинциальной России в контексте истории : материалы рос. науч.-практ. конф. (25-27 апр. 2007 г.) / гл. ред. Б.П. Хавторин. - Оренбург, 2007. - С. 214-218.

2. Музыкальный техникум им. Л. и М. Ростроповичей // Вечерний Оренбург. -2016. -26 октября. - С. 23.

3. Оренбургское музыкальное училище : реклам: проспект / сост. П. М. Максютов. - Оренбург, 1989. - 22 с.

  Просмотров: 1557