Дата события: 2 февраля 1919 года (юбилей: 115 лет)
Филолог-методист, доктор педагогических наук, заслуженный деятель науки РСФСР.
Я. А. Роткович родился 2 февраля 1909 года в г. Вильно (Вильнюс) в семье военнослужащего. В 1915 году в связи с наступлением немецкой армии семья эвакуировалась в Воронеж, где в 1924 году он окончил среднюю школу-девятилетку. В конце 1924 года вместе с семьей переехал в Москву.
В 1925/26 году Я. Роткович обучался на 3 курсе Московского педагогического техникума имени Профинтерна. В сентябре 1926 года был принят во 2-й Московский государственный университет (ныне МПГУ) на педагогический факультет, отделение русского языка и литературы, по окончании которого в 1930 году начал работать в Оренбурге на рабфаке, где преподавал литературу и возглавлял предметную комиссию по русскому языку и литературе. В 1931-1932 гг. Я. А. Роткович работал ассистентом в Оренбургском татаро-башкирском агропединституте (ныне ОГПУ), читал такие курсы, как «Введение в литературоведение», «Литература народов СССР», был избран председателем городского объединения словесников. Позже в «Автобиографии» ученый писал: «О коротком времени работы в Оренбурге я неизменно вспоминаю с самым теплым чувством» [1, с.8].
С 1933 года и до конца жизни Я. А. Роткович преподавал в Куйбышевском государственном педагогическом институте и активно занимался научной деятельностью. Первые его публикации относятся к началу 1930-х годов и посвящены вопросам анализа литературного произведения в школе, методическим разработкам конкретных литературных тем.
Еще будучи аспирантом, Я. А. Роткович принял участие в создании первых стабильных программ и учебных пособий для средней школы. Тогда же в работе над кандидатской диссертацией, посвященной методическому наследию В. Я. Стоюнина, защищенной в 1937 году, определяется основное направление его исследований - история методики преподавания литературы. В 1951 году при институте методов обучения АПН РСФСР им успешно была защищена докторская диссертация на тему «История преподавания литературы в средней школе (от середины XVIII века до 60-х годов XIX века включительно)», вскоре присуждена ученая степень доктора педагогических наук, ученое звание профессора по кафедре русской литературы.
В 1950-1970-е годы выходят в свет поистине монументальные труды ученого, положившего начало новому разделу методики литературы как науки - методической историографии: «Очерки по истории преподавания литературы в русской школе» (1953), «Хрестоматия по истории методики преподавания литературы» (1959), «Вопросы преподавания литературы: историко-методические очерки (1959), «Очерки по истории преподавания литературы в советской школе: пособие для учителей» (1965), «Методика преподавания литературы в советской школе: хрестоматия (1969), «История преподавания литературы в советской школе: учебное пособие для педагогических институтов» (1976).
Книги и хрестоматии Я. А. Ротковича направлены были на осмысление развития методической науки и практики преподавания литературы в тесной связи как с процессами, происходившими в политической, идеологической, культурной жизни общества на разных его этапах, так и с движением в литературоведении и психолого-педагогических науках. Труды Я. А. Ротковича носили не только научную направленность - они были обращены, быть может, в первую очередь к учителям-словесникам. Неслучайно автор акцентировал внимание на идеях и практических рекомендациях методистов-классиков Ф. И. Буслаева, В. Я. Стоюнина, В. И. Водовозова, В. П. Острогорского, М. А. Рыбниковой, Н. М. Соколова и других, которые сохраняли значение для современной школы и побуждали учителя к собственному методическому поиску, творчеству. История преподавания литературы в школе в работах Я. А. Ротковича выступала не только как предмет научного исследования, помогающего современности осознать себя, но, что особенно важно, становилась новой областью знаний со своей системой и исследовательской методикой. Об этом писал сам ученый в статье «История преподавания литературы как область научного исследования» (1962).
Стремясь внести «дух историзма» в современную методику преподавания литературы, ученый пытался избавить учителей и методистов от необходимости открывать уже давно открытые истины и предостеречь их против повторения ошибок прошлых лет. В анализе опыта прошлого он видел путь к повышению качественного уровня преподавания литературы в современной школе. Изучение методического наследия рассматривалось Я. А. Ротковичем в качестве «резерва производства» для решения теоретико-научных методических проблем.
В статье «Актуальные вопросы преподавания литературы и методическое наследство» (1966) ученый «связал» историю и современность в один «методический узел», настаивая на необходимости дальнейшего обращения к неизученным страницам отечественной методики для преодоления амбициозности, некомпетентности и верхоглядства в таком серьезном деле, как преподавание литературы. «Как часто мы теперь принуждены открывать давно открытые истины только потому, что наивно начинаем методическое летоисчисление с наших дней», - писал он [2, с.7].
Фундаментально осмыслив методическое наследие на протяжении двух столетий, Я. А. Роткович не только оценил его значение для развития современной методики, но тем самым в определенной степени направлял это развитие.
Однако научные интересы Ротковича выходили далеко за пределы изучения истории методики преподавания литературы, в области которой ему не было равных: он активно занимался литературоведческими исследованиями и, помимо методики преподавания литературы, читал и другие учебные курсы, такие, как «Устное народное творчество», «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Советская литература», «Литература народов СССР», руководил спецсеминарами «Творчество А. В. Кольцова», «Литература и фольклор», «Творчество А. М. Горького».
Кроме работ историографического характера, Я. А. Ротковичем написан целый ряд статей на историко-литературные темы. Им была создана научная школа, воспитавшая не одно поколение ученых, среди которых его аспирантами были Л. М. Сигал, Н. А. Бодрова, А. Г. Прокофьева, Б. Я. Княжицкая и другие.
Ученый вел большую общественную работу: с 1956 года - член Ученой комиссии ГУВУЗа Министерства просвещения РСФСР; с 1959 года - председатель бюро Поволжского объединения литературоведческих кафедр педвузов, руководитель научно-методического семинара по вопросам преподавания литературы; с 1965 года - член центральной предметной комиссии по литературе при президиуме АПН РСФСР.
Я. А. Роткович награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», значком «Отличник народного просвещения». 21 мая 1968 года Президиум Верховного Совета РСФСР присвоил ему почетное звание Заслуженного деятеля науки РСФСР. За успешную разработку вопросов преподавания литературы в средней общеобразовательной школе Я. А. Роткович в 1974 году был награжден медалью К. Д. Ушинского.
Я. А. Роткович был не только выдающимся ученым, но и замечательным человеком, великодушным и терпимым по отношению к своим ученикам, интересным собеседником и великолепным оратором. Все, кто соприкасался с Яковом Ароновичем Ротковичем при его жизни, с его научным наследием, хранят о нем самую светлую и благодарную память.
Примечания
1. Автобиография Я. А. Ротковича // Самарские филологи. Яков Аронович Роткович. - Самара: СГПУ, 2009. - С. 7-13.
2. Роткович Я. А. Актуальные вопросы преподавания литературы и методическое наследство / Я.А. Роткович // Творческие вопросы преподавания русского языка и литературы. - Куйбышев,1966. - С.3-22.
Т. Е. Беньковская, доктор педагогических наук,
профессор кафедры литературы, журналистики
и методики преподавания литературы ОГПУ
Источник :
Роткович Яков Аронович // Педагогическая энциклопедия: [в 4 томах] / главный редактор: И.А. Каиров. - Том 3 : Н - См / редактор И. А. Каиров. - Москва : Советская энциклопедия, 1966. - С. 727.
Библиография :
Научные труды Я.А. Ротковича в фондах ООУНБ им. Н.К. Крупской:
1. Очерки по истории преподавания литературы в русской школе : труды Института методов обучения АПН РСФСР / Я. А. Роткович ; ответственный редактор Л. И. Тимофеев. - Москва : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1953. -351 с.
2. Вопросы преподавания литературы : историко-методические очерки / Я. А. Роткович. - М. : Учпедгиз, 1959. - 358 с.
3. Очерки по истории преподавания литературы в советской школе : пособие для учителей / Я. А. Роткович. - М. : Просвещение, 1965. - 360 с.
4. История преподавания литературы в советской школе : [учебное пособие для филологических специальностей педагогических институтов] / Я. А. Роткович. - 2-е издание, исправленное и дополненное - Москва : Просвещение, 1976. -335 с.
5. Из практики преподавания русского языка и литературы : сборник статей / Куйбышевский институт усовершенствования учителей ; под редакцией: В. А. Малаховского, Я. А. Ротковича, М. Д. Тычинского. - Куйбышев : Куйбышевское издательство, 1941. - 171 с.
6. Хрестоматия по истории методики преподавания литературы / Я.А. Роткович ; составитель Я. А. Роткович. - Москва : Учпедгиз, 1956. - 415 с.
7. Советские писатели и Среднее Поволжье : сборник статей / под редакцией и с предисловием Я. А. Ротковича. - Куйбышев : Книжное издательство, 1959. - 264 с.
8. Методика преподавания литературы в советской школе : хрестоматия / составитель Я. А. Роткович. - Москва : Просвещение, 1969. - 374 с.
9. Внеклассная и внешкольная работа по литературе : сборник статей / под редакцией профессора Я. А. Ротковича. - Москва : Просвещение, 1970. - 224 с.
10. Методика преподавания литературы : учебное пособие для педагогических институтов по специальности № 2101 «Русский язык и литература» / под редакцией З. Я. Рез ; Н. И. Кудряшев, Я. А. Роткович, М. Г. Качурин [и другие]. - Москва : Просвещение, 1977. - 383 с.