Высоцкая Елена Эрастовна

Дата события: 16 июля 1916 года



Актриса Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького (1947-1991). Заслуженная артистка РСФСР (1978).

 

В истории Оренбургского театра было немало ярких, талантливых, запоминающихся артистов. Среди них - Елена Эрастовна Высоцкая. О ней писали: «Она служит примером преданности искусству, образцом честности и принципиальности, ее по праву можно назвать носителем лучших традиций Оренбургского театра, высокого духа коллектива». Коллеги вспоминали: «Интеллигентная, очень скромная, хрупкая женщина.... Даже в самых маленьких незначительных ролях она умела удивить и блеснуть». «Иногда казалось, - писала завлит театра Галина Орлова, - что ее амплуа - характерная бытовая актриса, что ближе всего ей комедийный жанр. Но рядом со смешными персонажами появились героини Высоцкой, отмеченные обаянием интеллигентности, словно высвеченные изнутри особым светом духовности. Пожалуй, никто, как Высоцкая, не может столь пытливо и упорно доискиваться до сути каждой роли».

На оренбургской сцене за 45 лет служения Высоцкой сыграно почти 200 ролей: от Гавроша в «Отверженных» В. Гюго, Нелли в «Униженных и оскорбленных» Ф. Достоевского, Сони в «Дяде Вани» А. П. Чехова до Марии Николаевны в «Русских людях» К. Симонова, Воронковой в «Ретро» А. Галина, матери Менахема в «Поминальной молитве» Г. Горина.

Елена Эрастовна начала актерскую деятельность в 1934 г. в Ярославском драматическом театре им. Ф. Волкова, поступив в театральное училище при театре и одновременно во вспомогательный состав труппы Ярославского театра. Надо признать, что во многом определению ее профессионального пути способствовала профессия родителей. Елена Эрастовна родилась 3 июля 1916 г. в Петербурге в театральной семье. Мать, Ирина Федоровна Щеглова, - актриса, режиссер, педагог, заслуженная артистка РСФСР (1954), училась в театральной студии при Общедоступном театре под руководством П. П. Гайдебурова в Петербурге. Отец, Дмитрий Алексеевич Щеглов, - писатель и драматург. В 1918 г. работал в Передвижном театре под руководством П. П. Гайдебурова как постановщик массовых «действ». В 1920 г. руководил театрами системы Петроградского отдела народного образования и заведовал театральным отделом Наркомпроса. Он написал около двадцати пьес. В 1929 г. на сцене Оренбургского драматического театра была осуществлена постановка спектакля по пьесе Дмитрия Щеглова «Пурга».

В детские годы Елена играла в домашних спектаклях. Пьесы и музыку писал дядя, брат матери, Георгий Федорович Кнорре.

Будучи в Москве, юная Елена год проучилась в Академическом балетном училище, однако по причине болезни сердца была вынуждена оставить учебу. После второго замужества матери Елена получила новое отчество и фамилию удочерившего ее артиста театра оперетты Эраста Антоновича Высоцкого, который тоже внес свою лепту в воспитание будущей артистки. Получив музыкальное образование в Ленинграде начала 1920-х гг., Эраст Высоцкий успешно работал в опере, оперетте, играл в драматических спектаклях. О нем писали: «Бывший ленинградский беспризорник, рано потерявший семью, оказался идеальным „фрачным героем" с безукоризненными манерами и неотразимым обаянием».

Из Ленинграда семья уехала в г. Павлово на Оке, где родители работали в драматическом театре. Затем переехали в Симферополь, в 1932 г. обосновались на два года в Москве, где Елена Эрастовна поступила в институт иностранных языков. Однако вновь вмешались семейные обстоятельства: мать с дочерью уезжают в Ярославль - город, давший будущей заслуженной артистке РСФСР «актерские крылья». А Эраст Высоцкий в 1935 г. приехал в Свердловский театр оперы, в котором проработал десять лет, став одним из крупнейших мастеров свердловской сцены.

Творческий путь Высоцкой продолжился в театрах Калинина, Владивостока, Хабаровска. «Ну как молодой, полной сил не поехать во Владивосток, если приглашают! - вспоминала Елена Эрастовна. - Тогда молодые не сидели на месте. Это было традицией. Чтобы не появлялась плесень!»

В Куйбышев (Самару) в 1937 г. она приехала «уже полуактрисой» - то есть опыт уже был, но еще не было ощущения удовлетворенности своей работой. Там она работала в ТЮЗе, а в военные годы с 1941 по 1945 г. - в филармонии, читала стихи классиков и советских поэтов со сцены и в госпиталях. На два послевоенных года мать с дочерью уехали в Грозненский драматический театр им. М. Ю. Лермонтова.

В августе 1947 г. Ирина Федоровна Щеглова и Елена Эрастовна Высоцкая приезжают в Оренбург. В те годы шла большая театральная стройка, и труппа театра играла спектакли на сцене Дома учителя. Елена Эрастовна сохранила самые теплые воспоминания о своем первом выходе на оренбургскую сцену и знакомстве с оренбургскими зрителями. В 1949 г. было открыто новое театральное здание, и воодушевленные артисты под руководством Михаила Алексеевича Куликовского представили оренбуржцам на обновленной сцене достойный репертуар по произведениям классики и современной драматургии.

Поначалу режиссеры-постановщики видели ее преимущественно в амплуа травести и инженю, потому среди первых оренбургских ролей Высоцкой, например, Гаврош в «Отверженных» В. Гюго. Народный артист РСФСР Анатолий Солодилин вспоминал, что он впервые увидел Елену Эрастовну именно в этой роли: «Она производила впечатление большой энергии, живости. Хотя по скромному дамскому счету ей уже было за сорок, она была молодой и энергичной. Из нее исходил свет, энергия. Это было признаком того времени: мы все одолеем и победим! Она была самым энергичным и задорным человеком в театре!»

В «Обрыве» по роману И. Гончарова она сыграла нежную Марфиньку, в «Законе Ликурга» по мотивам романа Теодора Драйзера «Американская трагедия» - работницу фабрики Роберту Алден, в водевиле Солодаря «В сиреневом саду» - молодую и отчаянную артистку Галю Бородину, озорного мальчишку в пьесе «Вей, ветерок» Яна Райниса, бесстрашную немецкую коммунистку Брунгильду в спектакле «Жаркое лето в Берлине» Д. Кьюсак, трепетную Варю в «Дикарке» А. Островского и т.д.

Елена Эрастовна Высоцкая более 30 лет преподавала сценическую речь в Оренбургском училище культуры. Ее вспоминают как активную и неутомимую общественницу. Она не единожды избиралась депутатом городского и областного Советов трудящихся депутатов, была и председателем театрального профкома, смело защищала интересы других. Награждена медалями «За доблестный труд», «Ветеран труда», орденом «Знак Почета». В 1978 г. ей присвоено почетное звание «Заслуженный артист РСФСР», а в 1979 г. имя Е. Э. Высоцкой занесено в областную Книгу Почета.

Иногда понимание личного счастья неразрывно связано с профессиональной самореализацией человека, с ощущением своего положения в обществе. Не сложилась семейная жизнь с артистом Станиславом Чернаковым, зато в 1960 г. у Высоцкой родился сын Егор, продолживший актерскую династию. После окончания школы-студии МХАТ он работал в труппе МХАТа, снялся в нескольких кинофильмах, ставит спектакли в Германии. Быть матерью для актрисы было великим счастьем. Это обогатило ее и привнесло в жизнь новые, неведомые ранее чувства и переживания. В одном из интервью Елена Эрастовна призналась, что ее заветная мечта - сыграть роль матери: «Матери с большой буквы, обладающей большим сердцем и волей, нравственным стержнем, матери, ощущающей в самой себе глубокие противоречия, задумывающейся о том, все ли так, как надо, они, матери, делают для своих детей!». Одной из таких ролей стала Мария Николаевна в спектакле «Русские люди» К. Симонова - роль многострадальной женщины, жены и матери.

Елена Эрастовна Высоцкая ушла из жизни в декабре 1997 г. Из некролога: «Мир театра был ее колыбелью, и домом, и храмом! Интеллигентность и благородство были у нее в крови. Упорство, принципиальность и трудолюбие воспитала в ней жизнь. С этими качествами и прошла Елена Эрастовна свой творческий и жизненный путь».

Е. Э. Высоцкая представляет целую эпоху в истории Оренбургского театра. Артисты порой переживают, что уходят они, и забываются их думы, чаяния, творческие поиски, бессонные ночи в работе над ролью... Нет, не забываются! Историю пишут люди. Историю театра - артисты, «горячие сердца» которых способны растопить «лед» в сердце зрителя. Такое не забывается. И каждое имя становится значимым вкладом в историю театра, города, народа, страны.

М. Н. Рябцева, заведующая литературно-драматургической частью

Оренбургского государственного областного драматического театра им. М. Горького

 



Источник :

Высоцкая Елена Эрастовна // Оренбургская биографическая энциклопедия / составитель Л. Н. Большаков. - Оренбург ; Москва, 2000. - С. 74.

 

Библиография :

1. Лидарская, И. Так и хочется набрать ее номер // Вечерний Оренбург. - 1998. - 23 декабря.

2. Орлова, Г. Воспоминания, воспоминания... // Южный Урал. - 1986. - 29 ноября.

3. Шарапова Е. «Мы вас помним» // Оренбуржье. - 2001. - 17 февраля.    

  Просмотров: 909