Партнеры


  Расширенный поиск

117 лет назад 1 апреля 1907 года
родился Серафим Николаевич Александров (1907-1982)

Художник, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Родился в с. Усолье Сызранского уезда Самарской губернии в интеллигентной семье, сумевшей привить ему интерес к книгам, к искусству. Самое сильное, самое страстное его желание в детстве, даже не желание, а мечта - мечта о красках. И потом, уже в юношеском возрасте, с каким восторгом он дрожащими пальцами держал впервые купленные краски. На всю жизнь запомнился их вес, особенности упаковки. И на всю жизнь у него осталась страсть, жадность к материалам своего высокого ремесла, притом все это должно было быть самое лучшее, в полной мере отвечающее благоговейному отношению художника к своему делу.

В 1925 г. он поступает учиться в Саратовский промышленно-художественный техникум, уже на втором курсе будущий художник принимает участие в выставке самарских художников, становится членом объединения молодежной секции АХРР (Ассоциация художников революционной России).

После окончания в 1930 г. техникума он работает художником в театре оперетты в Самаре, там же для выставки художников-ахровцев пишет картину «Мотыжницы», которая была приобретена закупочной комиссией АХРа. Из Самары вскоре перебирается в Сызрань, но преподавание рисования и черчения в школе для взрослых его не устраивает. В 1933 г., во время гастролей в Сызрани Пензенского драматического театра, Александров приглашается туда в качестве художника-оформителя. Это является началом своей карьеры как театрального художника.

В 1936 г. С. Александров приезжает в Оренбург, становится главным художником Областного драматического театра им. М. Горького. С тех пор почти 40 лет жизни и творчества художника оказываются неразрывно связанными с театром. Многое зависело от тесной и верной многолетней дружбы с другим художником в театре, Дмитрием Николаевичем Фомичевым. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью; у Александрова был сугубо живописный подход к театрально-декорационной работе, он наследник лучших традиций таких мастеров театрально-декорационного искусства, как К. Коровин, А. Головин, Ф. Федоровский, П. Кончаловский.

Около 200 спектаклей оформил художник за свою жизнь. Это огромный труд, стоивший художнику нервного и умственного напряжения. Александрову чужд шаблон в театрально-декорационном искусстве, повторение найденных приемов. При оформлении каждого нового спектакля он ищет и находит новые средства выражения. При этом он чужд каким-либо формалистическим заскокам. Реалистическая ясность - основа творчества С. Н. Александрова. В числе наиболее удачных спектаклей, оформленных С. Н. Александровым, следует назвать «Великий государь» В. Соловьева, «Сын рыбака» В. Лациса, «Дикарка» А. Островского, «Ромео и Джульетта» В. Шекспира, «Власть тьмы» Л. Толстого, «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Емельян Пугачев» В. Пистоленко «Отелло» В. Шекспира, «Петр I» А. Толстого, «Ревизор» Н. Гоголя.

Живописи С. П. Александров посвящал только часы досуга. Но за долгие годы художник успел и в этом виде искусства проявить себя. В его собрании представлены тематические картины, пейзажи, портреты, натюрморты.

В портретном творчестве художника видна определенная целеустремленность - запечатлеть в искусстве прежде всего деятелей культуры, работников науки, литературы и искусства. Его портреты точны по сходству и убедительны по внутренней характеристике. Среди них - портреты заслуженных артистов А. Покидченко и Н. Плешкова, заслуженного деятеля искусств Д. Фомичева, художника Ф. Живаева, поэта А. Возняка.

Заслуги С. Н. Александрова высоко оценены правительством. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1957 г.).

В последние десятилетия жизни, уйдя из театра, художник растворяется в своей любви к природе, именно в ней находит самую большую красоту и радость, именно в ней - отзвук каждого движения его души. Возраст, болезни препятствовали поездкам, мир ограничился окрестностями Новосергиевки, где он лечился, видом из окна его квартиры и лужайки около крохотной дачи на Сакмаре. Как откровение его признание: «Явление?! Что это? Да просто - дерево, цветок, трава. Все диво, все явление, только увидеть нужно». Пейзажи скромны, искренни, задушевны. Мягкая зелень деревьев, кустарников, чистое, высокое небо, масса света, воздуха. Он достигает совершенства во владении излюбленной им техникой пастели: бархатистость, мягкость звучания, чистота цвета создают особенное благородство и тонкость цветового решения.

Умер Серафим Николаевич 3 марта 1982 г.



Источник :

Александров Серафим Николаевич : [краткая биографическая справка, список литературы] // Художники Оренбургской области : библиографический указатель литературы / составитель Е. Гинтер. - Оренбург, 1982. - С. 38-40.

Библиография :

1. Александров, С. Н. Каталог выставки произведений заслуженного деятеля искусств РСФСР С. Н. Александрова. Пастель / С. Н. Александров. - Оренбург : Южный Урал, 1980. - 14 с. : ил.

2. Серафим Александров (1907-1982). Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство : альбом / составители: Л. С. Медведева, В. А. Щуренкова, А. Н. Степина. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство им. Г. П. Донковцева, 2014. - 144 с. : ил.

3. Серафим Николаевич Александров, Заслуженный деятель искусств РСФСР : каталог выставки / Оренбургский областной музей изобразительных искусств. - [Оренбург], 1970. - 30 с. : ил.

4. Варламов, С. А. Серафим Николаевич Александров // Варламов, С. А. Записки о художниках. Оренбургские пейзажи / С. А. Варламов ; составители: Л. С. Медведева, И. В. Смекалов. - Оренбург : Оренбургский областной музей изобразительных искусств, 2014. - С. 52-59.

5. Медведева, Л. С. «Движущая живопись» Серафима Алексндрова : беглые заметки к портрету театрального художника / Л. С. Медведева // Гостиный двор. - 2003. - № 12+1. - С. 84-87 : фото.

6. Рябцева, М. Н. Когда фронтом становилась сцена : история Отечества - в истории театра / М. Н. Рябцева // Гостиный двор. - 2010. - № 31. - С. 341-350 : фото.

7. Рябцева, М. Н. Театральный снег : к истории декораций Оренбургского театра драмы / М. Н. Рябцева // Гостиный двор. - 2006. - № 20. - С. 295-306 : фото.

8. Папыкин, А. И. «В одной песчинке видеть вечность...» // Южный Урал. - 2007. - 28 марта. - С. 9 : ил.

9. Юбилейная выставка Серафима Александрова / подготовила Я. Третьякова // Оренбургское время. - 2007. - 12 сентября. - С. 8.

10. Павлова, Е. Ему удалось все // Вечерний Оренбург. - 2007. - 12 сентября. - С. 10 : ил.

  Просмотров: 1390