Дата события: в ноябре 1941 года
Ныне ООО «Оренбургский радиатор».
Оренбургский завод «Радиатор», созданный в ноябре 1963 года на базе двух заводов, завода «Автотракторозапчасть» им. С.М. Кирова и завода «Автозапчасть», занимает особое место среди предприятий области.
Это единственный завод в стране, производящий радиаторы практически для любых марок автомобилей и тракторов. У каждого из заводов своя военная судьба.
Если завод им. Кирова - оренбургский, он быстро перешел на военные изделия, освоив выпуск корпусов для мин, то у «Автозапчасти» тяжелая военная история. В августе 1941 года он был эвакуирован под бомбежками морем из Одессы, которая была блокирована со всех сторон, в Новороссийск, затем по железной дороге в Чкалов.
Было вывезено 204 металлообрабатывающих станка, 7 прессов, 8 формовочных машин, несколько тонн бронзы и чугуна, инструменты и имущество завода.
Для перевозки были выделены три специальных поезда с прямым назначением в Оренбург. Готовых помещений не было ни для завода, ни для людей. Выбор пал на начатое строительство кондитерской фабрики, но это были лишь одни коробки стен, без перекрытий, полов, без окон и дверей.
В ноябре 1941 года завод начал давать военную продукцию. Отдельные станки пускались в работу под открытым небом. Даже после того как завершилось перекрытие, заделка оконных и дверных проемов, в цехах было очень холодно. Для отопления использовались времянки из пустых бочек. Горячая вода для технических нужд подавалась старым паровозом, стоявшим на запасных путях. Рабочий день длился 12 часов, выходные дни давались один раз в месяц. Отпусков не было, вместо них выплачивались компенсации.
Все было подчинено войне. Люди, когда это требовалось, не уходили из цехов по несколько смен подряд, не рассчитывая при этом, что такая работа дает заметное улучшение материального положения и семейного быта. «Все для фронта, все для победы над врагом» - вот мотив, который цементировал коллектив и придавал ему невероятную силу.
Спасли завод и дали ему вторую жизнь в Оренбурге директор А.А. Саблин, начальник первого эвакуационного эшелона А.И. Лигерман, главный инженер И.П. Флиорент и многие другие. В коллектив вливались подростки 15-16 лет. Многие из них потом отдали заводу десятки лет.
Уверенность в победе была так велика, что в 1942 году «Автозапчасть» наряду с военной продукцией освоил производство изделий для мирных целей.
Производство радиаторной продукции на заводе (20 августа сборщицы собрали первые пять сердцевин к радиаторам для тракторов) размещалось в цехе на небольшой площадке ( ныне существовавшего радиаторного цеха №1). Большинство операций выполнялось вручную. И лишь в 1952 году началось освоение полуавтоматов.
Признанием отличной работы коллектива является тот факт, что за время работы в войну заводу 14 присуждалось переходящее знамя министерства и один раз знамя Центрального комитета ВКБ (б), которое после войны оставлено коллективу на вечное хранение.
Источник :
1. Дужан, М. Единственный в стране / М. Дужан // Оренбург - "всем азиатским странам и землям... ключ и врата" / Оренб. гос. ун-т. - Оренбург : Газпромпечать, 2010. - С. 189-192. : фот.
2. Козин А. Завод "Радиатор" готовится к юбилею // Южный Урал.- 2001.- 20 марта.- С. 2.
3. Футорянский, Л. И. Оренбургский край - одна из ведущих баз уральского арсенала в годы Великой Отечественной войны / Л. И. Футорянский // "Идет война народная, священная война" (к 70-летию начала Великой Отечественной войны) : материалы межрегион. науч.-практ. конф. / Науч.-исслед. ин-т истории и этнографии Южного Урала. - Оренбург : НикОс, 2011. - С. 64-70.