Дата события: 13 февраля 1769 года (юбилей: 255 лет)
Баснописец, прозаик, драматург, журналист.
Происходил из «обер-офицерских детей». Отец Крылова, офицер, дослужившийся до чина капитана, отправился с семьей в недавно организованный Оренбургский край, чтобы получить там за службу земли.
Во время Пугачевского восстания юный И. А. Крылов оказался с семьёй в Яицком городке. Когда город осадили повстанцы, отец Крылова отправил жену с сыном в более безопасный Оренбург. В дороге ей пришлось спасать маленького сына от пугачевцев «спрятавши его в корчаге». Даже спустя полвека Иван Андреевич смог красочно описать даже подробности жесточайшей осады этой крепости А.С.Пушкину, когда тот работал над «Историей Пугачева». Пушкин тщательно и почти полностью использовал рассказы И. Крылова в своей «Истории Пугачева». А «Запись рассказа И.А.Крылова о пугачевщине» была опубликована в 1936 году.
Существует предположение о том, что реальным прототипом образа капитана Миронова в «Капитанской дочке» послужила личность Андрея Прохоровича Крылова. Отец, закончивший тяжелую полевую службу капитаном, в 1775 г. вышел в отставку и поселился в Твери, где вскоре занял должность председателя губернского магистрата в чине коллежского советника. Мать Крылова не знала грамоты, но была добра и умна от природы. Она составила, как вспоминает мемуаристка, план образования сына и следила за его занятиями. По одним сведениям, Крылов нигде, кроме как дома да в семье Львовых (вместе с их детьми), не учился. По другим же, он посещал Тверское училище.
Так или иначе, образование он получил скудное, но в нем жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. С детства он приучил себя к чтению и поглощал множество книг. Настойчивость, упорство принесли плоды: благодаря самообразованию будущий баснописец, стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему не даром. В 1778 г. умер отец, семья осталась совершенно необеспеченной. Десятилетнему мальчику пришлось поступить в губернский магистрат и переписывать бумаги. На его плечи ложится забота о пропитании матери и младшего брата, который с той поры стал называть его «тятенькой». Денег, конечно, не хватало. Мать добивалась пенсии после смерти отца, но ее прошения оставались без ответа. Тогда решено было ехать в Петербург, чтобы самим дать делу надлежащий ход. Крылов взял месячный отпуск, и вся семья выехала в 1782 г. в столицу. Хлопоты о пенсии ни к чему не привели, но для Крылова отыскалось место канцеляриста в Казенной палате. Петербург открыл и другие возможности.
И. Крылов еще в Твери начал писать стихи. В 1783 г. он сочинил комическую оперу в стихах «Кофейница», которую попробовал издать. Владелец типографии купил ее у Крылова, но печатать не стал. У него Крылов встретился с известным актером Дмитревским, который, по-видимому, ввел юношу в театральный мир Петербурга и стал первым его взыскательным, но доброжелательным критиком. Крылов быстро перезнакомился с петербургскими драматургами и актерами.
Не добившись успеха в жанре трагедии, Крылов возвратился к комической опере и комедии. Писал он очень быстро, в 1786 г. сочинил сразу две комедии: «Бешеная семья» и «Сочинитель в при¬хожей». С этого времени Крылова заметили в литературных и театральных кругах. Директор театров Соймонов пригласил молодого драматурга на службу в Горную экспедицию, которой управлял, и с мая 1787 г. Крылов перешел туда.
Литературные дела Крылова начали поправляться, судьба ему улыбнулась, но ее улыбка скоро сменилась иронической гримасой. В том же 1787 г. писателя настигло горе: умерла мать. Разрушились и надежды на карьеру драматурга. До сих пор не совсем ясны причины, по которым Крылов вывел в комедии «Проказники» (1788) Княжнина под именем Рифмокрада. В злой комедии Крылова содержалось много карикатурных преувеличений, что привело к резкому разрыву с Соймоновым, вступившимся за Княжнина.
Крылову пришлось уйти из Горной экспедиции, а о публикации новых произведений для театра («Инфанта из Заморы», 1788; «Американцы», 1788) и постановке их на сцене нечего было и думать. Крылов решил испытать себя на журналистском поприще. С 1788 г. он сблизился с издателем журнала «Утренние часы» И. Г. Рахманиновым, убежденным просветителем, поклонником и переводчиком Вольтера и Мерсье. В его издании он напечатал свои первые басни, которые еще ничем не напоминали будущего «дедушку Крылова». Знакомство с Рахманиновым имело и более широкое значение: молодой писатель встретил здесь людей прогрессивных общественно-литературных взглядов (И. И. Дмитриева, В. А. Озерова, А. Н. Радищева), что способствовало углублению его демократизма. После нескольких поэтических произведений, написанных для журнала, Крылов снова обратился к сатире, но теперь уже не к комедии, а к прозе. С января по август 1789 г. он выпускал «Почту духов», оригинальный журнал, в котором переводные (из 48 писем, вошедших в «Почту духов», 23 - перевод из романов маркиза д' Аржана «Кабалистические письма, или Философская, историческая и критическая переписка двух кабалистов, двух стихий и господина Астарота» и «Еврейские письма, или Философская, историческая и критическая переписка одного еврея, путешествующего по странам Европы, с его корреспондентами, живущими в различных местах»; источник одного письма неизвестен) и самостоятельно сочиненные письма объединены общей фабулой.
«Почта духов» просуществовала недолго. После известий о французской революции правительство ужесточило репрессивные меры против журналистики, и на два года в писательской деятельности Крылова наступил вынужденный перерыв. Только в 1792 г. он вместе со своими друзьями приступил к изданию журнала «Зритель».
В мае 1792 г. в типографии Крылова из-за доноса по поводу сатирических произведений «Мои горячки» и «Горлицы» произвели обыск. «Зритель» закрыли. Через несколько месяцев, в январе 1793 г., Крылов (вместе с А. И. Клушиным) предпринял новую попытку издания журнала, названного «Санкт-Петербургский Меркурий». В нем печатались главным образом переводы, но помещались и оригинальные произведения. Крылов опубликовал там четыре статьи («Похвальная речь науке убивать вре¬мя», «Примечания на комедию «Смех и горе», «Похвальная речь Ермалафиду» и «Театр»). Но и этот журнал вскоре закрылся, а Крылов принужден был к длительному молчанию. Для него наступила пора скитаний и пересмотра миросозерцания.
Об этой поре жизни Крылова известно мало. Писатель объездил много городов. Он не перестал сочинять, но его произведения лишь изредка появлялись в печати. Наконец, после смерти Екатерины II ему удалось поступить на службу к князю С. Ф. Голицыну в качестве личного секретаря и домашнего учителя его детей. Но С. Ф. Голицын впал в немилость при Павле I и был сослан в свое имение Казацкое. Крылов разделил с ним опалу. В домашнем театре Голицыных была поставлена написанная Крыловым в 1880 г. шутотрагедия «Трумф, или Подщипа» - остроумная и меткая сатира на прусские и патриархальные порядки. Критика невежественности и пруссачества, заведенного Пав¬лом I, содержательно сочеталась с формой паро¬дии на классическую трагедию, кризис которой драматург остро почувствовал. В 1801 г. Крылов завершил комедию «Пирог», поставленную в Петербурге (1802) и в Москве (1804).
После убийства Павла I Крылов продолжал служить у Голицына, получившего пост лифляндского военного генерал-губернатора в Риге, но вскоре оставил должность правителя канцелярии и уехал к брату в Серпухов, а в 1806 г. переселился в Петербург и надолго обосновался там.
Он обрел близкий дружеский круг в обществе А. Н. Оленина, в доме которого стал своим и желанным человеком, Н. И. Гнедича, А. А. Шаховского, В. А. Озерова, К. Н. Батюшкова.
К этому времени в общественных и литературных взглядах Крылова произошли большие перемены, связанные с осмыслением опыта французской революции и острого кризиса абсолютизма в России после Крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева.
Крылов обратился к жанру басни и внес в него столь конкретное и обобщенное социально-нравственное содержание, столь разительно преобразовал ее форму, что это сразу выдвинуло его в число первостепенных талантов.
С тех пор каждая басня и каждая книга басен (первая из них вышла в 1809 г.) встре¬чаются восторженно. Всего Крылов написал более 200 басен, объединенных им в девять книг.
Неслыханный успех басен объясняется тем, что Крылов вдохнул в этот жанр философско-историческое, социальное и нравственное содержание. В баснях он представил всю русскую жизнь в ее самых существенных противоречиях («Вообще,- писал Гоголь,- его занимали вопросы важные») и оценил ее с точки зрения народной нравственности. Он прояснил национальные моральные нормы, выкованные в опыте трудовой истории народа, и тем способствовал самосознанию нации.
После выхода первой книги басен жизнь Крылова потекла размеренно и даже однообразно. Он достиг благосостояния, его материальное положение упрочилось, а слава росла и росла.
В 1808 г. он ненадолго поступил на службу в Монетный двор, а в 1812 г. был зачислен помощником библиотекаря в Публичную библиотеку и, получая должности, чины и награды, оставался там около 30 лет, выйдя в отставку лишь в 1841 г. Литературные заслуги Крылова с появлением басен были сразу же признаны, причем баснописца принимают обе враждующие партии - и сторонники «Беседы любителей русского слова», членом которой Крылов стал с 1811 г. и куда его привлекла идея создания национального литературного языка с опорой на русские тексты, и «арзамасцы» (за исключением, пожалуй, Вяземского). При выходе первой книги басен на нее откликнулся замечательной статьей «О басне и баснях Крылова» Жуковский. Вдумчивым ценителем баснописца был Пушкин. В том же 1811 г. Крылов был избран членом Российской Академии (в первый раз, в 1809 г., его кандидатуру забаллотировали: он получил всего два голоса).
Отечественная война 1812 г. вызвала в нем большой патриотический подъем, он откликнулся на нее знаменитыми баснями «Кот и Повар», «Ворона и Курица», «Волк на псарне» и др. Взволновали Крылова и события 14 декабря 1825 г. Далекий от идеологии дворянских революционеров, он все-таки отправился на площадь, чтобы увидеть восставших.
С годами басенное творчество постепенно угасало, но книги Крылова неизменно пользовались самой широкой известностью. Баснописец проводил время в библиотеке, в обществе знаменитых литера-торов (Жуковского, Пушкина), художников (Брюллова, Тропинина), нередко его приглашали во дворец. Несмотря на расположение двора, Крылов не был спасен от цензуры, и многие его басни подверглись ее гонениям.
В 1828 и в 1833 гг. он задумывал совершить путешествие по Европе, но оба раза поездки не состоялись. В 1838 г. торжественно и пышно сановный и литературный Петербург отпраздновал 50-летие творческой деятельности Крылова и 70-летие со дня его рождения.
Выйдя в отставку (1841), Крылов поменял и квартиру, перебравшись из столичной суеты на Васильевский остров. По сделанному им завещанию его друзья и знакомые после смерти вместе с извещением о похоронах получили экземпляры нового издания басен.
Источник :
Крылов Иван Андреевич // Русские писатели. Биобиблиографический словарь : А - Л / под ред. П.А. Николаева. - М. : Просвещение, 1990. - С. 376-380.
Библиография :
1. И. А. Крылов // Прокофьева, А. Г. Оренбургский край в произведениях русских писателей : ч. 1: Учеб. пособие по лит. краеведению / М-во образования РСФСР. ЛГУ им. А.И. Герцена. Оренб. Гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова ; М-во образования РСФСР, ЛГУ им. А.И. Герцена, Оренб. Гос. пед. ин-т им. В.П. Чкалова. - Оренбург , 1991. - С. 10-14.
2. Хрипко, П. Д. К вопросу о месте и годе рождения Ивана Андреевича Крылова - великого русского баснописца, драматурга, писателя, ординарного академика по отделу русского языка и словесности Российкой Академии наук / П. Д. Хрипко // Евразийское ожерелье : альманах / Оренб. гос. пед. ун-т.; отв. ред. И. М. Габдулгафарова - Оренбург : ОГПУ, 2010. - Вып. 10. - С. 156-172.
3. Кузнецов, В. Загадка русского Эзопа : к 225-й годовщине пребывания в Оренб. крае великого рус.баснописца И.А. Крылова / В. Кузнецов // Оренбургское время. - 2001. - 2,9 мая.
4. Бураков, Л. Даром слова покорил умы... / Л. Бураков // Оренбургские губернские ведомости. - 2002. - 20 августа. - С. 16.
Произведения И.А. Крылова из фондов ООУНБ им. Н.К. Крупской:
1. Полное собрание басен / И.А. Крылов. - Париж : Ymca-Press, б.г. - 254 с.
2. Избранные сочинения / И.А. Крылов. - М. ; Л. : Детгиз, 1951. - 270 с.
3. Басни / И.А. Крылов ; рис. А. Сапожникова. - Л. : Художественная литература, 1983. - 406 с.
4. Басни и стихотворения / И.А. Крылов. - Л. : Сов. писатель, 1954. - 556 с.