Оренбургский государственный педагогический университет

Дата события: 1 октября 1930 года



История образования началась в 1915 г., когда в  центре Оренбургской губер­нии, был открыт учительский ин­ститут для подготовки квалифици­рованных педагогов-предметников.

В 1919 г. учительский инсти­тут был реорганизован в институт народного образования. В состав института вошли от

деления: физи­ко-математическое, биологичес­кое, словесно-историческое, трудо­вых процессов. Первым ректором института был 

В 1930 г. на базе института народ­ного образования был организован Оренбургский государственный педагогический институт. Прика­зом Минобразования РФ № 516 от 23-12.96 г. институт был переимено­ван в Оренбургский государствен­ный педагогический университет.профессор В. Я. Струминский, впоследствии известный ученый в области исто­рии педагогики, член-корреспон­дент АПН РСФСР.

За прошедшие годы вуз прошел большой жизненный путь. Из стен заведения вы­шло более 48 тысяч высококвали­фицированных специалистов по различным педагогическим специ­альностям. Выпускники универси­тета работают в образовании, на­уке, культуре и других отраслях хозяйства России, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Многие из выпускников вуза ста­ли докторами и кандидатами наук, профессорами, доцентами, круп­ными организаторами системы об­разования. Среди выпускников вуза 7 Героев Советского Союза, 1 Ге­рой Социалистического Труда, 1 на­родный учитель Советского Союза Н. К. Калугин, сотни заслуженных учителей, деятелей науки, работни­ков высшей школы России, писате­ли и артисты, известные спортсме­ны, добившиеся высоких результа­тов в различных чемпионатах и Кубках мира, Европы и страны.

В разные годы в университете ра­ботали известные ученые: академи­ки В. Г. Конарев, А. С. Хоментовский, доктора наук М. П. Томин, М. Я. Цзумер, Ф. М. Лазаренко, Д. А. Свиренко, В. В. Журавлев и др.

Университет ведет подготовку по 28 специальностям на дневном, заочном и очно-заочном отделениях: русский язык и литература, родной язык и литература (башкирский, та­тарский), иностранный язык (анг­лийский, немецкий, французский), перевод и переводоведение, педа­гогика и психология, социальная педагогика, математика, информа­тика, физика, история, культуроло­гия, профессиональное обучение (экономика и управление, охрана окружающей среды и природо­пользование), биология, химия, ге­ография, педагогика и методика на­чального образования, педагогика и методика дошкольного образова­ния, физическая культура.

Ежегодно увеличивается число профилей и специальностей подго­товки специалистов.

В последние годы получены ли­цензии на специальности: специ­альная психология, олигрофренопедагогика, изобразительное ис­кусство, математическое обеспече­ние и администрирование инфор­мационных систем, экология, безо­пасность жизнедеятельности, ме­неджмент организации, педагогика (бакалавриат), журналистика.

Университет осуществляет сов­местную деятельность со средними профессиональными педагогичес­кими учебными заведениями. Орга­низована подготовка учителей в со­кращенные сроки на основе совме­щенных учебных планов вуза и кол­леджей. Открыты представительст­ва университета при педколледжах в городах Бугуруслан, Бузулук, Орск.

В структуре университета два учебных института: естествознания и экономики и физической культу­ры и спорта, 7 факультетов: физи­ко-математический, исторический, филологический, иностранных языков, психологии, педагогики и методики начального и дошколь­ного образования, социальной пе­дагогики.

Университет предоставляет вы­пускникам широкие возможности для послевузовского образования. Работают факультет по переподго­товке и повышению квалификации педагогических кадров, спецфа­культеты по подготовке практичес­ких психологов и менеджеров об­разования. Осуществляется обуче­ние лиц с высшим образованием по ускоренной форме для получения второго высшего образования.

Значительное место в деятельнос­ти университета по подготовке квалифицированных кадров отводится научно-исследовательской работе. В структуру университета входят три научно-исследовательских ин­ститута: институт педагогики и ме­неджмента (рук. доктор пед. наук, профессор Рындак В. Г.), институт биоресурсов и прикладной эколо­гии (рук доктор биол. наук, профес­сор Рябинина З. Н.), институт крестьяноведения Южного Урала (рук. доктор ист. наук, профессор Сафонов Д. К); две научно-исследователь­ские лаборатории: археологическая (рук. доктор ист. наук профессор Моргунова Н. Л.) и литературного краеведения (рук доктор пед. наук профессор Прокофьева А. Г.)

В университете существуют об­щепризнанные научные школы: профессора Матвиевской Г. П. в ис­тории науки: профессора Шехтмана Н. А. в лингвистике: профессоров Рындак В. Г. и Сальцевой С. В. - в пе­дагогике; профессора Рябининой З. Н. - в ботанике; профессора Моргуновой Н. Л. - в археологии; профессора Скибина С. М. - в лите­ратуре и др. Под их руководством разрабатываются учебные технологии, ведется научная работа по пе­дагогике, психологии, методикам обучения, разделам фундаментальной науки.

В университете действует аспи­рантура по 15 специальностям: ботанике, зоологии, экологии, отече­ственной истории, археологии, ис­тории науки и техники, онтологии и теории познания, русской литера­туре, языкам народов зарубежных стран (германские языки, роман­ские языки), общей педагогике, ис­тории педагогики и образования, теории и методике обучения и воспитания (по физике, литературе); теории и методике физического воспитания, спортивной трениров­ки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, педагогичес­кой психологии, геоэкологии.

Университет располагает пятью учебными корпусами, агробиостанцией, спорткомплексом (с плава­тельным бассейном и четырьмя спортивными залами), тиром. Ино­городние студенты проживают в трех общежитиях на 1628 мест.

С 1997 года в Оренбургской об­ласти работает ассоциация педагогических учебных заведений. В ее состав входят педагогический университет, институт повышения ква­лификации работников образования, 7 педагогических колледжей. Предметом деятельности Ассоциа­ции является интеграция образовательных усилий учебных заведе­ний, содействие реализации совме­стных образовательных программ среднего и высшего профессио­нального образования по подго­товке педагогических кадров.

Университет имеет широкую про­грамму дальнейшего развития вуза. В нее входят: повышение качества подготовки специалистов на основе современных образовательных тех­нологий, в том числе информаци­онных увеличение номенклатуры специальностей, расширение и ук­репление материально-техничес­кой базы, содействие благоприят­ному морально-психологическому климату в коллективах студентов и сотрудников.



Источник :

1. Статья секретаря партбюро государственного педагогического института П.Карташова «Наш институт» - о работе института // Культурное строительство в Оренбуржье : документы и материалы, 1918-1941 / отв. ред. Н. И. Сайгин. - Челябинск, 1985. - С. 133-134.

2. Оренбургский государственный педагогический университет. - Оренбург, 2004. - 14 с. : ил.

Библиография :

1. Абдулхаликова, А.Г. Десятилетие татаро-башкирского отделения [фил. фак. ОГПУ] // Ред. кол.: В.В. Амелин (ред.) и др. Жизнь национальностей Оренбуржья : Информ. вестн. № 2 (17).- Оренбург, 2001.- С. 16.

2. Болодурин, В.С. Живое слово учителя. // Оренбургская неделя.- 2003. - 1 окт. - С. 7.

3. Болодурин, В.С. Математик, историк, ректор... // Оренбургское время. - 2002. - 3 июля. - С. 19.

4. Болодурин, В. "Мое кредо - никаких революций, но постоянная эволюция" // Оренбургская неделя. - 2001. - 17 января. - С. 7.

5. Болодурин, В. "Не ломать и отрицать старое, а сохранять и развивать лучшее" // Оренбуржье. - 2002. - 1 июня. - С.1,2.

6. Болодурин, В.С. Общество никогда не было довольно образованием... // Южный Урал. - 2001. - 15 декабря. - С. 4.

7. Иванова, А.Г. Александра Иванова : "Я привыкла не критиковать, а работать." // Оренбургская неделя. - 2002. - 13 февр. - С. 12 : ил., фото.

8. Иванова, А.Г. Та самая Александра Ивановна // Оренбургское время. - 2001. - 31 октября. - С. 15 : ил.

9. Лизунова, Е. Народная наука // Оренбургские губернские ведомости. -2002. - 30 июля. - С. 17 : ил., портр.

10. Обручева, И. Два юбилея одного дня // Вечерний Оренбург. - 2004. - 9 января. - С. 2.

11. Оренбургский государственный педагогический университет. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 1999. - 256+8 с.

12. Оренбургскому государственному педагогическому университету 90 лет. - Оренбург : Печатный дом «Димур», 2009. - 192 с.

13. Рындак, В.Г. Год Валентины // Оренбургская неделя. - 2002. - 1-3 апр. - С. 22.

14. Шевлюк, Н.Н. Вклад Валентины Никитичны Руди в исследование териофауны Южного Урала // Биоразнообразие и биоресурсы Урала и сопредельных территорий : Материалы II междунар. конф. Оренбург, 17-18 дек. 2002 г. - Оренбург, 2002. - С.143-145.

15. Юрий Николаевич Мячин // Книга Памяти. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2001. - С. 532.

16. Яков Владимирович Рабинович // Книга Памяти. - Оренбург: Оренб. кн. изд-во, 2001. - С. 537.

17. http://www.ospu.ru/

  Просмотров: 2697