Вокзал города Оренбурга

Дата события: 12 января 1877 года



В 1876 году была построена железная дорога от Самары до Оренбурга. В начале ХХ века открыто железнодорожное сообщение между Оренбургом и Ташкентом. Железная дорога оказала огромное влияние на развитие промышленности, торговли и всей экономики нашего края. Современники называли 1876 год «вторым рождением» Оренбурга.

В 1870-х годах шли ожесточённые споры о том, где в Оренбурге надо строить железнодорожный вокзал: ближе к центру города или за городом, за рекой Сакмарой. Сторонники второй точки зрения считали, что железная дорога может нарушить сложившуюся планировочную структуру города, разделит его на обособленные, плохо связанные между собой районы. В этой дискуссии все же победили сторонники первой точки зрения, и железнодорожный вокзал был построен там, где мы его видим сейчас. Время подтвердило правильность этого выбора. Сегодня удобное расположение железнодорожного вокзала в центре города не подлежит сомнению.

12 марта 1875 года оренбургская городская Дума дала разрешение на строительство вокзала. В октябре 1876 года красавец-вокзал был уже построен. Официальное открытие вокзала состоялось 31 декабря, в последний день уходящего 1876 года (все даты даны по старому стилю).

За свою историю вокзал многократно перестраивался, расширялся и реконструировался. В 1912 году с западной стороны был возведён небольшой одноэтажный корпус «в азиатском вкусе», увенчанный красивым куполом. Это сооружение специально предназначалось для эмира Бухары во время его приездов в Оренбург. При советской власти бывшую резиденцию эмира занял начальник станции Оренбург-1.

В советское время к главному фасаду вокзала были пристроены две симметрично расположенные лестничные клетки и вся центральная часть здания надстроена до трёх этажей. С восточной стороны вокзала появилась крупная пристройка кассового зала с башенкой и четырёхгранным куполом. Новые пристройки и надстройки не только не испортили общую «дворцовую» композицию ансамбля, но придали ему живую асимметричность и своеобразие.

Последняя масштабная реконструкция вокзала происходила в начале ХХI века. В рамках федеральной программы по всей стране развернулись работы по модернизации железнодорожных вокзалов и привокзальных площадей. В 2000 году в Оренбурге было достроено здание нового Кассового зала, которое возводилось с 1970-х годов.

Оренбургский железнодорожный вокзал является прекрасным памятником архитектуры, построенным в духе «классической» эклектики второй половины ХIХ века, соединяющей разные стилевые мотивы классицизма, барокко и Ренессанса. Установить имя и фамилию автора-архитектора вокзала пока не удалось. Предположительно изначальный проект выполнялся в одном из столичных департаментов. Более поздние пристройки и надстройки вокзального комплекса сохраняют стилевые особенности архитектуры первоначального проекта.

Несмотря на свой солидный возраст, вокзал по праву считается одной из архитектурных жемчужин не только Оренбурга, но всей Южно-Уральской железной дороги.



Источник :

Железнодорожный дворец - «ворота» города. 1876 // Смирнов, С.Е. 50 жемчужин Оренбурга / С.Е. Смирнов. - Оренбург, 2019. - С. 24-29.    

Библиография :

1. «Безоружный кондуктор - защита ненадежная» / подгот. Т. Судоргина. // Оренбургская неделя. - 2001. - 23 мая. - С. 12

2. Гогокина, В. Путешествие начинается с вокзала / В. Гогокина. // Оренбургская неделя. - 2017. - 25 января. - С. 21

3. Ерпылев, И. В. Оренбургский вокзал и железная дорога в переплете времен / И.В. Ерпылев. // Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны : материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию Победы СССР в ВОВ. Оренбург, 11-12 апр. 2005 г.: Т. 3. - Оренбург, 2005. - С. 291-301.

4. Маузер, Д. Город начинается с ... / Д. Маузер // Оренбургская сударыня. - 2014. - 9 декабря. - С. 10.

5. Первая дорога в Азию. / подгот. Т. Судоргина. // Оренбургская неделя. - 2001. - 13 дек. - С. 21.

6. Прянишникова, М. Оренбургский вокзал / М. Прянишникова. // Оренбургское время. - 2004. - 7 апреля. - С. 24.

7. Шумеев, В. Вокзал на двоих / В. Шумеев. // Оренбуржье. - 2011. - 4 марта. - С. 7.

  Просмотров: 2057