Оренбургское мусульманское женское общество

Дата события: 12 мая 1912 года



Первая русская революция 1905 г. существенно повлияла на подъем мусульманского национального движения в Оренбургской губернии. После манифеста 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу печати, в крае начали выходить первые издания на татарском языке. Активизировалось и освободительное движение среди женщин-мусульманок.

В целом ряде населенных пунктов, включая Оренбург, появились женские школы на основе нового метода обучения, получившего название «джадидизм». Он возник во второй половине XIX в., став важным этапом развития общественной мысли формирования национального самосознания и идеологии татарского народа

В марте 1912 г. несколько прогрессивно настроенных татарок подали на имя оренбургского губернатора генерал-лейтенанта Н. А. Сухомлинова прошение об организации в губернском центре мусульманского женского общества. К прошению прилагался устав, который был внесен в реестр обществ и союзов губернии.

11 мая 1912 г. был зарегистрирован устав новой благотворительной и культурно-просветительской организации - Оренбургского мусульманского женского общества. Его учредительницами выступили основательница и директор первой мусульманской женской новометодной школы в Оренбурге Фатима Миркамилевна Адамова, ее дочь и преподавательница той же школы Зайнаб Мустафиевна Адамова, первая мусульманская женщина-врач в России Биби-Разия Тазетдиновна Сулейманова (Кутлуярова), жена члена Оренбургского окружного суда и родная сестра основателя татарского театра Рабига Батыргиреевна Мухамедьярова (урожденная Кудашева), жена татарского драматурга, заведующего типографией «Вакыт» Яруллы Вали и дочь крупного золотопромышленника, издателя, поэта, депутата Государственной Думы Зайнаб Мухаммедзакировна Рамиева, потомственная почетная гражданка Хадича Мустафиевна Кутлубулатова, жены татарских предпринимателей Фахрильбанат Мустафиевна Тенишева, Фатима Ураева и Махфуза Юсифовна Хусаинова.

С 12 мая 1912 г. началась практическая общественная деятельность Оренбургского мусульманского женского общества, что означало знаменательное историческое событие в жизни татарок.

В уставе было прописано, что общество должно просвещать мусульманок и оказывать нуждающимся женщинам и детям материальную помощь. Для достижения этих целей ему предоставлялось право издавать и распространять произведения, иметь кабинет (зал) для чтения, открывать народные библиотеки, ремесленные и другие школы для девочек, устраивать санатории для бедных учащихся и старых женщин, организовывать публичные лекции, беседы, литературные вечера, курсы прикладных знаний. Также в документе был пункт о приобретении «на свое имя посредством покупки, дара и духовного завещания движимое и недвижимое имущество», который сыграл выдающуюся роль в практическом осуществлении задач. В первые пять лет существования общества в Оренбурге и губернии нашлось немало сердобольных и прогрессивных людей, духовно и материально поддерживающих деятельность Оренбургского мусульманского общества. Это купцы, торговцы, чиновники, приказчики, писатели, поэты, журналисты, артисты, издатели, преподаватели медресе «Хусаиния».

Материальная база общества была солидной. К октябрю 1913 г. в его кассе имелось 2000 рублей. По тем временам это огромные деньги. Да и сами учредители входили в категорию состоятельных людей: Фатима и Зайнаб Адамовы были почетными гражданами г. Оренбурга, Зайнаб Рамиева - дочь золотопромышленника, известного татарского поэта Дарменда. Махфуза Хусаинова - внучка купца 1-й гильдии, благотворителя, мецената, организатора в России обучения по новому методу. Свое состояние в миллион с лишним рублей Г. Хусаинов отдал для просвещения татарского народа. Розия Кутлуярова-Сулейманова - врач, окончившая в Санкт-Петербурге высшие медицинские курсы, Рабига Мухомадиярова - жена статского советника. Все эти женщины из числа учредителей общества были известными татарками в Оренбурге и губернии.

Устав четко прописывал, кто имеет право быть членом общества. Для вступления в него необходим был взнос в 50 рублей, а ежегодная плата составляла 3 рубля. Уже к концу 1913 г. численность организации достигла 150 человек.

Члены общества разделялись на две категории: действительные и почетные. Первые вносили в кассу общества оговоренную сумму ежегодно, а вторые делали более значительные денежные пожертвования

Надо отдать должное организаторам: утвержденный устав не был лишь благим намерением - он неукоснительно осуществлялся на практике. Председателем общества стала выдающаяся деятельница женского татарского движения Фатима Адамова, которая до 1925 г. была директором Оренбургской женской школы.

Реализуя свои уставные задачи, 15 декабря 1912 г. Оренбургское мусульманское женское общество открыло школу кройки и шитья, чтобы дать единоверкам возможность самостоятельного заработка. На протяжении 10 месяцев, с 1 января по 1 июня и с 1 августа по 1 января, здесь ежегодно обучались рукоделию 10 платных и 20 бесплатных учениц, при приеме которых отдавалось предпочтение вдовам и сиротам. Занятия проводились ежедневно, кроме пятницы, с 9 часов утра до 3 часов дня.

Заведующими школой были одновременно Зайнаб Альмашева и Фахрильбанат Тенишева, а учительницей - Хмелевская. Весь необходимый инвентарь закупили на средства организации или пожертвовали ее члены: четыре ножные швейные машины, три больших закроечных стола, три манекена, гладильную доску с двумя утюгами, ножницы, наперстки, иголки, булавки, линейки и сантиметры, карандаши, резинки, мебель, посуду и другие предметы обстановки. Жены торговцев мануфактурой нередко приносили из дома для занятий и отрезы разнообразных тканей: шерстяной материи, ситца, саржи и коленкора. Школа принимала частные заказы на пошив одежды: нижнего белья, дамских сорочек, платьев, юбок, фартуков, детских и мужских рубашек, пальто и др. Готовая продукция реализовывалась, что позволяло частично покрывать расходы на содержание учебного заведения и приобретение новых расходных материалов.

5 октября 1913 г. «Оренбургская газета» писала: «Рост самосознания мусульманской женщины выдвигает на очередь вопросы, связанные не только со школьным обучением, но и с освобождением мусульманок от экономической зависимости от мужчин».

Многие члены женского общества на общественных началах работали в национальной библиотеке, созданной в октябре 1906 г. и ныне носящей имя Хусаина Ямашева. Она постепенно становилась центром культурно-просветительской деятельности женского общества. Комплектование библиотеки книгами, журналами, газетами тоже входило в его задачи. В просвещении оренбургского мусульманского населения ведущую роль играли писатели и поэты, которые в последующие годы стали известными людьми в татарском литературном мире.

Большое значение имела и социальная поддержка в виде бесплатного лечения учениц всех женских татарских школ. Этим делом занималась Розия-ханум Сулейманова, а русские женщины-врачи всегда были готовы прийти на помощь, потому что многонациональное население Оренбурга жило дружно

Члены Общества горячо приветствовали свержение самодержавия. На экстренном многолюдном собрании 23 (10) апреля 1917 г. после оживленных прений они решили направить телеграмму со словами поддержки Временного Правительства: «Петроград, министру-председателю князю Львову. Оренбургское мусульманское женское общество в лице своих членов приветствует новое правительство, желает успеха на пользу Родины и присоединяется к общему голосу всех гражданок, требующих во имя справедливости открыть женщинам доступ в Учредительное Собрание». Тем самым оренбургские мусульманки активно включились в движение за равноправие женщин.

23 апреля 1917 г. Оренбургское мусульманское женское общество избрало 3. М. Адамову своей делегаткой на Первый Всероссийский мусульманский съезд, который проходил в Москве с 1 по 11 мая 1917 г. Она получила наказ добиваться от Временного Правительства допуска женщин к выборам в Учредительное Собрание, открытия для мусульманок специализированных государственных учреждений - профессиональных школ, богаделен, приютов для подкидышей и др. Члены Общества призывали оренбургского муфтия оказать воздействие на мусульманское духовенство для обеспечения объективности при решении бракоразводных дел.

После Февральской революции деятельность благотворительной организации заметно активизировалась: было решено открыть курсы для неграмотных взрослых мусульманок по типу воскресных школ, мусульманскую женскую библиотеку-читальню, ясли-приют, развернуть просветительскую работу среди женщин Казахстана и Средней Азии и направить в аулы образованных девушек. Однако реализации этих планов помешали Октябрьская революция 1917 г. и Гражданская война, с началом которых Оренбургское мусульманское женское общество прекратило свое существование. Тем не менее его деятельность осталась яркой страницей в истории женского движения на территории Оренбургского края, примером успешной реализации общественных инициатив.



Источник :

Бектемиров, Ф. У татарских женщин была своя маленькая революция // Южный Урал. - 2007. - 5 октября. - С. 4.

Библиография :

1. Бакирова, А. М. Мусульманские благотворительные и культурно-просветительские общества начала XX века (на примере Оренбургской и Уфимской губерний) / А. М. Бакирова // Диалог культур : евразийский опыт и региональная специфика / ответственный редактор С. Н. Летута. - Оренбург : ОГУ, 2009. - С. 81-88.

2. Денисов, Д. Н. Создание и деятельность Оренбургского мусульманского женского общества // Роль женщины в полиэтничном пространстве региона : к 100-летию Оренбургского мусульманского женского общества : материалы круглого стола / В. В. Амелин [и др.]. - Оренбург, 2013. - С. 87-92.

  Просмотров: 1697