Акбулак - поселок в Оренбургской области, который раньше был поселком городского типа, административный центр Акбулакского района. Население поселка - около 15 тыс. жителей.
Акбулак расположен в долине реки Илек, в 127 км к юго-востоку от города Оренбурга. Поселок был создан в 1904 году в связи с постройкой железной дороги, соединяющей города Оренбург и Ташкент.
Первоначальное имя новой железнодорожной станции было "Карамзино". Изыскательские и проектные работы проводились в конце XIX века, а к строительству железной дороги приступили в начале XX века. В проекте строительства была выбрана и обоснована трасса, по которой пройдёт железная дорога; намечены станции и разъезды, причём станциям были даны проектные названия (т. е. которые значились в проекте). На месте Акбулака было запланировано строительство станции, в проекте получившей название Карамзино.
Почему было дано такое наименование? Известно, что в то время, когда началось строительство железной дороги, в 1901 году, российская общественность отмечала две даты, связанные с Н. М. Карамзиным: первая - 135-летие со дня рождения, вторая - 75-летие со дня смерти. С целью увековечения памяти о выдающемся писателе и историке была названа по его фамилии - Карамзино - новая станция (варианты: Карамзинская, Карамзин), строительство которой началось в 1902 г.
Название станции Карамзино некоторое время употреблялось. Среди местных жителей в то время преобладали казахи, которые сильно его искажали, иногда даже до неузнаваемости.
Впоследствии это наименование вышло из употребления и было забыто. Утвердилось и широко распространилось название станции и посёлка при ней - Акбулак, данное по природным особенностям, а именно по речке Акбулак (Акбулачка), которая протекала поблизости. На некоторых старых географических картах название этой реки состоит из трёх слов: Ак-Булак-Сай. Сай в казахском языке означает «овраг, заросший лесом». Впоследствии это слово было опущено. Два оставшихся долго писали через дефис, позже было принято слитное написание.
Слово Акбулак тюркское (казахское), в переводе на русский язык означает «белый источник, родник», потому что речка начинается севернее станции из родников и ручьёв, которые сбегают с белых меловых гор. Весной во время таяния снегов вода приобретает беловатый цвет.
В 1904 году в поселке были построены станционные помещения и первые жилые дома для служащих железной дороги. Для этого были привлечены крестьяне из Украины, Северного Кавказа, некоторых российских центральных губерний.
В 1910 году Акбулак становится крупным поселком. Здесь уже более 10 магазинов, кожевенный и кирпичный заводы, несколько мельниц, лесопилки. Акбулак также становится бригадной станцией, где работают паровозное депо, осмотр железнодорожных вагонов, кондукторский резерв. В Акбулаке была одна больница на 15 мест, церковь и одна школа с трехлетним обучением. В 1912 - 1914 годах в ней преподавал будущий писатель В.П. Правдухин.
В годы гражданской войны в Акбулаке был образован красногвардейский отряд, переименованный позже в 276-й стрелковый пехотный полк.
В 1920 году в Акбулаке насчитывалось 686 дворов с населением 3564 человека. В личных хозяйствах было: рабочих лошадей - 915, верблюдов - 179. В двадцатые годы повсеместно в селах создаются сельхозартели. В Акбулаке были артели: "Прогресс № 1", "Якорь", "Кушак", "Зеленая дубрава", "Чулпан", "Свобода" и другие. В 1922 году создано сельскохозяйственное кредитное товарищество.
В 1925 году в Акбулак прибыл первый трактор, который проложил первую борозду прямо по улице Кирова. Этот трактор передали комбеду в п. "Новая Москва". А в 1928 году, накануне коллективизации, в Акбулак прибыла колонна тракторов. В 1926 году была построена электростанция и стационарное кино. В 1927 году через соленое озеро построен мост.
В 1931 году вышел первый номер газеты "За социалистическую стройку". C 1935 года газета называлась "Колхозная правда". В настоящее время название "Степные зори".
В 1932 году открылось педагогическое училище с казахским и русским отделениями.
В 1937 году Акбулак получил статус рабочего поселка.
Во время войны более двух тысяч акбулакчан ушли на фронт. За ратные подвиги сотни акбулакчан были награждены орденами и медалями, шестеро удостоены званий Героев Советского Союза. В годы войны в Акбулак были эвакуированы тысячи граждан из оккупированных территорий.
В память о погибших и во славу оставщихся в живых участников войны 9 мая 1965 года в школе № 1 был открыт Музей боевой славы. В 1965 году, в канун 20-летия Победы, три улицы стали носить имена Героев Советского Союза: улица Северный проспект - Терешенко Н.В., улица Водопроводная - Гайко А.С., улица Театральная - Шаповалова И.Е. В центре Акбулака в память о погибших земляках был воздвигнут мемориальный комплекс.
Основные предприятия Акбулака - элеватор, предприятия железнодорожного транспорта, цементный, кирпично-меловой завод. В окрестностях поселка есть разработки мела.
Источник :Степные зори. - 1989. - 25 сентября
Библиография :
1. Акбулак // Моисеев, Б.А. Местные названия Оренбургской области: историко-топонимические очерки / Б.А. Моисеев. - Оренбург, 2013. - С. 20-23.
2. Акбулак // Стрельников, С.М. Географические названия Оренбургской области: топонимический словарь. - Кувандык, 2002. - С. 7.
3. Астрономы в степи // Фучик, Ю. О Средней Азии. - Ташкент, 1960. - С. 222-225.
4. Ященко, А.И. Чрезвычайное происшествие на станции / А.И. Ященко // Степные зори (Акбулак). - 2011. - 15 сентября. - С. 3.
5. Мостовая, В. Как это начиналось... / В. Мостовая // Степные зори (Акбулак). - 2006. - 22 августа.
6. Давлетов, С.Т. История, которую мы должны помнить / С.Т. Давлетов // Степные зори (Акбулак). - 2004. - 29 июля.
7. Судоргина, Т. По страницам губернских газет / Т. Судоргина // Степные зори. - 2004. - 15 сентября.
8. Ященко, А. Эстафета начала свой путь / А. Ященко // Степные зори (Акбулак). - 1984. - 13 марта. - С. 3.