Аверьянов Александр Иванович

Дата события: 1 декабря 1947 года



Поэт, прозаик, журналист.

Автобиография

Я родился в 1947 году и до 18 лет жил в рабочем поселке Ракитянка близ Медногорска Оренбургской области, занимавшемся добычей и переработкой медной руды. Основное население составляли сосланные сталинским режимом, а также условно осужденные, досрочно освобожденные, бывшие военнопленные. Довелось видеть людей на изломе их судеб,  это повлияло на отношение к жизни и выбор профессии.

Жизнь складывалась не гладко. Работал грузчиком, чернорабочим в геодезической партии, кровельщиком. За поэму «Вестибюль (сцены из провинциальной жизни)» был исключен из института (после 8-часовой беседы в КГБ). Кое-как устроился осветителем на Орскую студию телевидения, где добрые люди усмотрели во мне какие-то способности и перевели в корреспонденты. Затем перешел в местную городскую газету.

43 года занимался журналистикой. Грех жаловаться: во все времена она кормила меня и семью, а порою приносила и творческое удовлетворение. Тем не менее, я всегда ощущал: не все, что знаю и умею, может быть востребовано газетой. Долгое время писал рассказы, стихи, очерки, не особенно рассчитывая на то, что они будут когда-то опубликованы. Их никто не хотел печатать - за исключением коротких юморесок к случаю и стихов о природе. Но однажды областная партийная газета допустила серьезный «прокол», неожиданно опубликовав с подачи местного отделения Союза писателей мой рассказ «Реконструкция». Было это в марте 1980 г. Нетрудно заметить, что слово «реконструкция» означает не что иное, как перестройка. Да и речь в рассказе шла о том, что жизнь меняется - только неизвестно в какую сторону. А это как раз и было крамолой: жизнь должна была развиваться только в одну сторону - но направлению к светлому будущему.

Бог видит: я никогда никуда не звал, никого не ругал - ни коммунистов, ни демократов. Более того, скажу, рискуя навлечь гнев с обеих сторон: не вижу большой разницы между ними. Мне кажется, что и коммунизм, и демократия до «свадьбы» чрезвычайно хороши, но от их брака с российской действительностью появляются ужасные уроды. Поэтому я просто честно писал о том, что происходит в жизни - не более того. Может быть, поэтому и удалось угадать приход перестройки - ибо в конце 70-х годов необходимость перемен витала в воздухе.

Лет пятнадцать назад околообкомовские писатели часто упрекали меня, что пишу не о том. Например, ругали сентиментальную повесть «Бедная Лида», ибо жанр мелодрамы расценивали как олицетворение мещанства в литературе. Во-первых, не очень понимаю, почему слово «мещанство» употреблялось ими только в ругательном смысле - ведь большинство людей на земле мещане. Во-вторых, все-таки нет плохих жанров, кроме скучных. Жизнь доказала, что я прав: сегодня мелодрама - самый распространенный жанр в мире. А такие его образцы, как «Унесенные ветром», достойны восхищения.

У каждой прозаической вещи - свои побудительные мотивы. Я начал писать притчу «Жизнь Миротворца» с желанием понять: возможен ли мир на земле, есть ли силы, способные удерживать планету от «Великих Потрясений». Я прошел по непростому для меня пути духовного поиска и буду рад, если по тому же пути пройдет и читатель: возможно, это прибавит ему сил в борьбе за мир. Кстати сказать, весь антураж в притче списан с города Орска. Башня, вокруг которой разворачивается действие, на самом деле колокольня на горе Преображенской, а у её подножия находится редакция газеты, где я работал во время написания притчи.

Иногда увиденная или услышанная история вызывает жгучее желание рассказать её всем. Так появился цикл рассказов «Версия для Нинки». Цикл начался с истории о том, как корова надела на рога новый легковой автомобиль. Я не нашел в себе сил утаить эту ужасно смешную историю от людей.

Никогда не заставлял себя рифмовать. Было о чем сказать - говорил, не было - молчал годами. Большая часть стихотворений является песенками, и эту их предрасположенность к музыке легко почувствовать, особенно там, где есть припев, который явно нарушает ритм.

Большинство авторов исторических публикаций следует хронологии и пытается педантично передать последовательность тех или иных событий. В очерке «Прогулка по столетиям» не избежал этой участи и я, но кроме этого старался воспроизвести ауру города, показать, как зарождалась и мужала его душа, о которой мы в повседневной суете не очень-то задумываемся. Очерк опубликован на трех языках в альбоме «Оренбург», который отмечен дипломом Всероссийской книжной выставки в 1997 г. В книге «Вслед за некрасивой» очерк представлен шире, чем в альбоме.

В сорок лет впервые взял в руки гитару и с тех пор записал шесть песенных альбомов на собственные стихи и музыку. Некоторые песни получили известность в Оренбуржье.

Чем бы ни занимался, всегда думал, что живу ради семьи. Сейчас в ней четверо сыновей, три внучки и внук. Рад, что из сыновей выросли трудолюбивые и талантливые люди. Жена моя Наталия - известный журналист, автор трех книг, дважды лауреат «Оренбургской лиры»,  заслуженный работник культуры РФ.

Замечу, что никогда не стремился стать профессиональным писателем. Тем не менее тешу себя надеждой, что в моих книгах и песнях запечатлено время, в которое мне довелось жить - запечатлено и на бытовом уровне, и в его духовной ипостаси.

Александр Аверьянов, член Союза российских писателей,

Заслуженный работник культуры России, лауреат журналистской премии имени М. Джалиля, 

губернаторской премии «Оренбургская лира».

2017 г. 



Источник :

Аверьянов Александр Иванович // Прокофьева, А. Г. Литературное Оренбуржье : биобиблиогр. словарь / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева, О. В. Федосова, Г. Ф. Хомутов. - Оренбург, 2006. - С. 14.

Библиография :

1. Аверьянов, А. Все мы «племяши» / А. Аверьянов // Оренбургская неделя. - 2001. - 17 января. - С. 22.

2. Аверьянов, А. «Да здравствует сиреневая весна!» / А. Аверьянов // Оренбургская неделя. - 2008. - 16 апреля. - С. 8.

3. Аверьянов,  А. Перо и гитара  Александра Аверьянова  / А. Аверьянов;  зап.  В. Леонтьев  // Оренбургское время. - 2002. - 13 февраля. - С. 19. 

Произведения А.И. Аверьянова:

1. Башня : [стихи]  / А. Аверьянов //   Башня : альманах / Союз рос. писателей, Оренб. регион. отд-ние, Союз литераторов Оренбуржья ; ред. В. Моисеев. - Оренбург, 2001. - С. 16.

2. [Стихи ] / А. И. Аверьянов // Веркашанцева, Н.  Струна : десять оренбургских бардов: очерки, песни, стихи / Н. Веркашанцева.  - Оренбург,  1995. - 127 с. 

3. Трижды рожденный ; Прогулка по столетиям ; На границе ; Город мастеров / А. И Аверьянов  // Оренбург  : фотоальбом - путешествие по трехвековой истории города / худож. Ф. М. Абленин. - Оренбург , 1996. - С. 9-41.

4. У собаки заболи... / А. И. Аверьянов //  Категория жизни  : рассказы и повести советских писателей о молодежи нашего времени / сост. и авт. послесл. Э. Сафонов. -М.,   1988. - С. 55.

5. Бедная Лида / А. Аверьянов //  Вслед за некрасивой  : проза. Песни. Очерк / А. И. Аверьянов. - Оренбург : Южный Урал, 1998. - С. 112-131.

6. Версия для Нинки / А. Аверьянов // Вслед за некрасивой  : проза. Песни. Очерк  / А. И. Аверьянов. - Оренбург : Южный Урал, 1998. -С. 15-20.

7. Вслед за некрасивой  : проза. Песни. Очерк  / А. И. Аверьянов. - Оренбург : Южный Урал, 1998. - 288 с.

8. Жизнь Миротворца / А. Аверьянов // Вслед за некрасивой : проза. Песни. Очерк  / А. И. Аверьянов. - Оренбург : Южный Урал, 1998. - С. 132-142.

9. Здравствуй, сиреневый город! : песни Александра Аверьянова об Оренбурге / А. И. Аверьянов. -  Оренбург : Димур, 1999. - 68 с.

10. Здравствуй, сиреневый город! : песня / сл. и муз. А. Аверьянова  // Мелодии степного края : сб. песен оренб. авт. -  Вып. 3. - Оренбург, 2009. - С. 134-140.

11. Реконструкция / А. Аверьянов // Вслед за некрасивой  : проза. Песни. Очерк  / А. И. Аверьянов. - Оренбург : Южный Урал, 1998. - С. 52-53

12. Старый подъезд  : стихи / А. И. Аверьянов // Гостиный двор. - 2010. - № 33. - С. 323-324.

  Просмотров: 2130