Дата события: 1 июня 1928 года
История объединения берет свое начало в Ленинграде, когда на территории корпусного аэродрома Ленинградского военного округа была создана ремонтно-авиационная мастерская (РАМ-3) по ремонту самолетов и моторов. 1 июня 1928 г. РАМ-3 преобразуется в авиаремонтный завод № 47. С этого дня началась летопись завода - предшественника Оренбургского машиностроительного завода, впоследствии ставшим АО «ПО „Стрела"».
В 1930-е гг. налаживается тесное сотрудничество с конструкторским бюро главного конструктора А. С. Яковлева. Его самолеты АИР-6, УТ-1, УТ-2 на несколько лет стали для завода основной продукцией. Только в течение 1938-1939 гг. было изготовлено более 500 учебно-тренировочных самолетов УТ-2.
С началом войны, в июне 1941 г., несмотря на бомбежки, завод продолжал свою работу. А в июле из-за неблагоприятного развития военных событий Государственный комитет обороны принял решение об эвакуации завода № 47 из Ленинграда в город Чкалов (ныне Оренбург). Так на нашу землю были эвакуированы 3608 ленинградцев, которые вместе с оборудованием, оснащением, заделом деталей и узлов заняли шесть эшелонов. Последний эшелон пришел 3 сентября, а уже 25 октября была выпущена первая продукция для фронта. Эта дата стала днем рождения завода № 47 на оренбургской земле.
Проявляя подлинный героизм, труженики завода к концу 1941 г. освоили серийное производство самолетов УТ-2. За годы войны завод поставил фронту 1595 самолетов, отправляя по одному ежедневно. В их числе учебно-тренировочные самолеты УТ-2, УТ-2М, истребители ЯК-1, ближние бомбардировщики ЯК-6 конструктора А. С. Яковлева и ЩЕ-2 конструктора А. Я. Щербакова.
В послевоенные годы на предприятии для нужд народного хозяйства продолжается производство планеров, самолетов и вертолетов. Идет освоение и выпуск штурмовиков-бомбардировщиков ИЛ-10М КБ С. В. Ильюшина. В первой половине 1950-х гг. завод осваивает серийное производство вертолетов МИ-1, которых было изготовлено 600 штук, и беспилотных самолетов-снарядов КСС конструкции А. Я. Березняка.
К концу 1950-х гг. завод сформировался как современное предприятие, располагающее крупными производственными мощностями, новейшим оборудованием, передовыми технологиями и профессиональными кадрами. Эти достижения становятся базой для переориентации завода с авиационного на ракетный профиль производства.
В течение 1950-1980 гг. завод выполнял заказы на изготовление баллистических ракет малой дальности 8К11 (главный конструктор С. П. Королев), баллистических ракет средней дальности 8К63 (главный конструктор М. К. Янгель), межконтинентальных баллистических ракет 8К84, 15А20, агрегатно-приборных блоков для 15А30, 15А35 (генеральный конструктор В. Н. Челомей). В самые напряженные годы холодной войны эти комплексы находились на боевом дежурстве, составляя основу «ракетно-ядерного щита» страны. Постепенно им на смену приходили еще более совершенные образцы ракетной техники, обладающие повышенными тактико-техническими характеристиками.
Для ВМФ заводом выпускались противокорабельные ракеты морского базирования «Малахит», «Базальт», «Вулкан», «Гранит». Сегодня ими вооружены атомный крейсер «Петр Великий», авианосец «Адмирал Кузнецов» и другие надводные корабли и подводные лодки.
15 октября 1961 г. завод № 47 переименован в Оренбургский машиностроительный завод.
Особое место в истории предприятия занимает выпуск беспилотных самолетов-мишеней ЛА-17. Их производство продолжалось с 1962 г. по 1992 г. Предназначались они для проведения испытательных и учебных стрельб зенитной артиллерии, ЗУР и истребителей-ракетоносцев.
В 1968-1969 гг. завод участвовал в работах по изготовлению технически сложных изделий - блоков автоматических станций, спроектированных в конструкторском бюро имени Лавочкина под руководством главного конструктора Г. Н. Бабакина и предназначенных для изучения Луны, Марса, Венеры. В 1980-х гг. завод участвовал в программе «Энергия Буран» - изготавливал сухие клепаные отсеки и трубопроводы.
За успешное выполнение заданий правительства по созданию специальной техники завод награжден высшими наградами страны: орденом Трудового Красного Знамени (1961), орденом Ленина (1971), орденом Октябрьской Революции (1984). Большая группа работников завода награждена орденами и медалями, а директору завода Л. А. Гуськову присвоено звание Героя Социалистического Труда.
7 апреля 1986 г. Оренбургский машиностроительный завод преобразован в производственное объединение «Стрела», в состав которого вошли пять специализированных производств. В конце 1980-х гг. ПО «Стрела» наладило выпуск оборудования для агропромышленного комплекса и его перерабатывающих отраслей.
1990-е гг. болезненно отразились на деятельности объединения так же, как и большинства предприятий страны. В 1994 г. Постановлением Правительства РФ Государственный оборонный заказ был полностью снят. Потребовалось много усилий, чтобы сохранить костяк коллектива, выжить в тяжелой экономической обстановке. В то время по заказам иностранных фирм выпускались ретро-копии самолетов-истребителей ЯК-3, ЯК-9В, японского истребителя «Зеро». Были налажены связи с Министерством путей сообщения, «Газпромом», и другими организациями. Выпускалось оборудование для агропромышленного комплекса и его перерабатывающих отраслей. Был налажен выпуск самолета-мишени «Дань» разработки КБ «Сокол» (г. Казань). В середине 1990-х гг. на объединении было организовано строительство многофункционального вертолета легкого класса КА-226.
Знаковым событием в жизни объединения стала организация производства сверхзвуковых крылатых ракет «БраМос» по контракту с НПО машиностроения в рамках военно-технического сотрудничества с Республикой Индия. Изделия взяты на вооружение Военно-морских и Сухопутных войск Республики Индия. Подписан контракт и началась его реализация на поставку авиационного варианта ракеты.
В 2006 г., в соответствии с распоряжением Правительства РФ, федеральное государственное унитарное предприятие «Производственное объединение „Стрела"» преобразовано в открытое акционерное общество «Производственное объединение „Стрела"» и вошло в состав военно-промышленной корпорации «НПО Машиностроения».
В 2012 г. в соответствии с указом президента Российской Федерации и распоряжением Правительства Российской Федерации объединение в составе АО «ВПК «НПО машиностроения» вошло в структуру АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», что привело к значительному увеличению загрузки производственных мощностей, расширению номенклатуры выпускаемых изделий и агрегатов.
В рамках кооперации ПО «Стрела» сотрудничает с ведущими авиационными предприятиями страны: ОКБ Сухого, Комсомольским-на-Амуре, Иркутским и Новосибирским авиационными заводами, РСК «МиГ». На объединении изготавливают узлы и комплектующие для учебно-боевых самолетов Як-130, истребителей МиГ-29, Су-30, Су-35, фронтовых бомбардировщиков Су-34, истребителей последнего поколения Т-50 и гражданского отечественного лайнера «Sukhoi Superjet 100».
Начав свою историю как небольшой авиаремонтный завод, сегодня АО «Производственное объединение „Стрела"» является одним из ведущих предприятий военно-промышленного комплекса России. ПО «Стрела» на протяжении всей истории своего существования участвовало в создании многих образцов авиационной, космической, военной техники, различных вариантов ракетного вооружения. Объединение прошло долгий путь становления и развития, сумело создать свои трудовые традиции и коллектив, способный решать задачи по освоению и выпуску современной, конкурентоспособной продукции, востребованной как в нашей стране, так и за рубежом.
Источник :
Трижды орденоносный - Отечеству: посвящается 75-летию ПО «Стрела». 1928-2003 гг. / главный редактор С. И. Грачев. - Оренбург : Южный Урал, 2003. - 133 с.
Библиография :
1. Зенов, В. З. Высокий полет: повесть / В. З. Зенов. - Оренбург : Димур, 2008. - 384 с.
2. Баскакова, Э. От завода № 47 до производственного объединения «Стрела» / Э. Баскакова // Оренбург - «всем азиатским странам и землям... ключ и врата» / Оренбургский государственный университет. - Оренбург : Газпромпечать, 2010. - С. 162-163, 178-181, 238-239, 554-556.
3. Баскакова, Э. Всей семьей на завод / Э. Баскакова // Вертикаль. Вестник Правительства Оренбургской области. - 2011. - № 4 [20]. - С. 48-49.
4. Баскакова, Э. Две победы - два героя / Э. Баскакова // Южный Урал. -2018. - 21 марта. - С. 6.
5. Баскакова, Э. Золото «Стрелы» / Э. Баскакова // Оренбуржье. - 2016.-21 декабря. - С. 5.
6. Баскакова, Э. На смену ветеранам приходит молодежь / Э. Баскакова // Южный Урал. - 2015. - 6 февраля. - С. 5.
7. Баскакова, Э. Наши ракеты точны и быстры / Э. Баскакова // Южный Урал. -2018. -28 февраля. - С. 8.
8. Баскакова, Э. Оренбургская «Стрела» долетела до Лондона / Э. Баскакова // Южный Урал. - 2008. - 29 июля. - С. 2.
9. Баскакова, Э. Оренбургские ракеты - гордость индийской армии / Э. Баскакова // Южный Урал. - 2007. - 10 июля. - С. 1.
10. Баскакова, Э. Первые среди лучших / Э. Баскакова // Вечерний Оренбург. - 2012. - 17 октября. - С. 6.
11. Баскакова, Э. ПО «Стрела» - лидер высшей пробы / Э. Баскакова // Вечерний Оренбург. - 2014. - 19 ноября. - С. 7.
12. Баскакова, Э. «Стрела» видит цель! / Э. Баскакова // Вертикаль. Вестник Правительства Оренбургской области. - 2011. - № 4 [20]. - С. 42-47 : цв. ил.
13. Баскакова, Э. «Стрела» снова лидер / Э. Баскакова // Вечерний Оренбург. - 2010. - 24 ноября. - С. 11.
14. Баскакова, Э. Умельцы «Стрелы» украшают город / Э. Баскакова // Вечерний Оренбург. - 2013. - 4 сентября. - С. 11.
15. В грозное время рожденный, в невзгодах, труде закаленный: Оренбургскому машиностроительному заводу - 60 лет / подготовили А. Филиппов, Н. Сошников // Южный Урал. - 2001. - 24 октября. - С. 8-9.
16. В степном тылу ковали победу / материал подготовила Е. Шкатова // Вечерний Оренбург. - 2016. - 10 февраля.- С. 12.
17. Маркман, А. Лети вперед, «Стрела» / А. Маркман; беседовал С. Антонов // Оренбуржье. - 2010. - 4 июня. - С. 3.
18. Маркман, А. Обращение машиностроителей области к председателю правительства РФ В. В. Путину / А. Маркман, В. Лагуновский // Южный Урал. - 2008. - 23 июля. - С. 7.
19. Маркман, А. Рожденный дважды / А. Маркман; подготовили Е. Виноградова, Р. Биккинин // Южный Урал. - 2008. - 22 окт. - С. 10.
20. Маркман, А. М. «Сегодня мы работаем стабильно и устойчиво» / А. М. Маркман, [беседовала] Э. Баскакова // Вертикаль. Вестник Правительства Оренбургской области. - 2013. - №2 [38]. - С. 29-31.
21. Маркман, А. М. «Стрела» осваивает новые вершины / А. М. Маркман ; [беседовала] Э. Баскакова // Южный Урал. - 2012. - 4 апреля. - С. 7.
22. Маркман, А. «Стрела» уверенно смотрит в будущее / А. Маркман ; беседовала Э. Баскакова // Южный Урал. - 2007. - 28 сентября. - С. 2.
23. ОАО «Производственное объединение «Стрела» // Энциклопедический словарь биографий современников «Вся Россия - XXI век». Оренбургская область: книга II / главный редактор В. Б. Кирилев. - Самара : Агни, 2008. - С. 272-273.
24. Тараков, Д. Когда кадры решают все // Оренбург - «всем азиатским странам и землям... ключ и врата» / Оренбургский государственный университет ; составитель В. Н. Кузнецов. - Оренбург : Газпромпечать, 2010. - С. 552-553.
25. 60 лет - на оренбургской земле // Оренбуржье. - 2001. - 25 окт. - С. 6-7.
26. Якушева, В. Дайте лету оренбургскому вертолету! / В. Якушева // Южный Урал. - 2010. - 28 апр. - С. 1, 8.
27. История объединения: [Электронный ресурс]. - Электронные данные. - Режим доступа : https://www.pa-strela.com/index.php/about/istoriya. -Заглавие с экрана.