Дата события: 1 января 1901 года
В 1920 г. работал в Оренбурге редактором газеты "Юксыллар сюзе"
Хади Такташ родился в крестьянской семье в селе Сыркыды бывшего Спасского уезда Тамбовской губернии.
Такташу не удалось получить систематического образования, лишь несколько лет он проучился в деревенском медресе. Но его никогда не покидала тяга к серьезной учебе. Весной 1918 года он окончил педагогические курсы, учительствовал в начальной школе, удился над созданием библиотеки в родной деревне.
Давно уже возникший интерес к литературной работе тянет его в большой город. В 1920 году по совету земляков Такташ переезжает в Оренбург и попадает в среду творческой интеллигенции. За полтора года, проведенные здесь, он работает сначала ответственным секретарем, а затем и редактором в газете «Юксыллар сюзе» («Пролетарское слово»), редакция которой находилась на улице Советской, 19, где ныне расположен педагогический университет; учится на курсах работников политпросвета. Такташ много времени проводил в татарской библиотеке (ныне библиотека им. Х. Ямашева). В читальном зале он встречался с писателями Шарифом Камалом (Бывшим в то время директором библиотеки), Махмудом Галяу, драматургом Каримом Тинчуриным, юным Мусой Джалилем. Поэт читал им лирические стихотворения, написанные в Оренбурге. У друзей всегда шли оживленные беседы на литературные темы.
Исследователи творчества Хади Такташа отмечают, что поэт прошел сложный путь творческих исканий. С начала 20-х годов (оренбургский период творчества) видны поиски новых поэтических средств, стремление найти новые мотивы и образы. Он создает стихи, воспевающие красоту природы и труд рабочего человека.
Обновление стиха у Такташа шло не просто за счет смены ритмики и других внешних параметров. Суть обновления заключалась в естественности самовыражения, свободе и раскованности интонации. Такташ обогатил поэзию резко выраженным личностным началом, своими индивидуальными интонациями и речевыми оборотами. Именно это и придает его стиху особое очарование.
В 1923-1924 гг. Такташ выступает уже как поэт-трибун, творчество которого неразрывно связано с актуальными, жизненными вопросами, с реальной действительностью.
Такташ был близок к Маяковскому по характеру общественно-литературной деятельности. Он часто выступал со своими произведениями на сценах клубов, театров, выезжал в рабочие районы. С большим мастерством читал он свои стихи в самых разнообразных аудиториях. Поэма Такташа «Письма в грядущее» по своему духу во многом перекликается с вступлением к поэме Маяковского «Во весь голос».
Такташ умел воссоздавать «музыку души». Стих его эмоционально насыщен и передает самые тонкие оттенки душевного состояния. Он был подлинным композитором в поэзии.
Не знаю,
Сколько времени,
Должно быть, вовеки не смогу я позабыть
О том, как шелестит в лесах тамбовских
Листва осин.
И вечно, может быть,
В мечтах моих лесная эта чаща
Меня не перестанет окружать,
И старые дубы, не отставая,
Меня повсюду будут провожать.
И нет нигде таких березок белых,
И нет цветов, подобных тем цветам;
Нет камышей таких нигде на свете,
Которые шумели бы, как там.
(«Мокамай»)
Ныне, когда прошлое оживает во всей целостности, полноте и противоречивости, поэзия Такташа опять становится актуальной.
Многое в его творчестве, связанное со злобой дня, осталось в минувшем. Но одно ценное качество, присущее поэзии Такташа, обеспечило ей долгую жизнь - это высокая духовность. Именно высокая духовность составляет немеркнущее свойство поэзии Такташа, обеспечивающее ее притягательность и широкую популярность среди новых поколений татарских читателей. Современная молодежь читает прекрасные стихи поэта «Лесная девушка», «Мокамай», «Исповедь любви», «Алсу».
Хади Такташ известен также как драматург, публицист, детский писатель и критик.
Абдулхаликова Альфия Гайсовна
кандидат педагогических наук, доцент
Источник :
Такташ Хади // Прокофьева, А. Г. Литературное Оренбуржье : биобиблиогр. словарь / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева, О. В. Федосова, Г. Ф. Хомутов. - Оренбург, 2006. С. 190.