Давыдов Геннадий Трофимович

Дата события: 21 декабря 1930 года



Заслуженный учитель школы Российской Федерации, профессор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Патриарх оренбургской баянной школы.

Народно-инструментальное исполнительство Оренбуржья имеет более чем 200-летнюю историю своего развития. Оно сумело завоевать прочные позиции в музыкальной культуре региона в XIX-XXI веках, каждый из которых внёс существенные изменения в традиционное бытование народных инструментов, оказал серьёзное влияние на формирование современного фольклора. Его история становления и развития связана с деятельностью поколений, коллективов, отдельных личностей эпохи. Профессиональное образование в области инструментального исполнительства связано с учреждениями культуры области: Оренбургским музыкальным колледжем (с 1927 года - музыкальный техникум, с 1936 - училище, с 1997 - колледж) и Оренбургским государственным институтом искусств им. Л. и М. Ростроповичей (с 1997 г.).

В своей просветительской и концертной деятельности Оренбургский техникум в начале XX века стал музыкальным центром региона. Педагогический коллектив учебного заведения объединил лучшие кадры культуры области. В 50-х годах на отделении работали: известный в Оренбурге композитор Александр Васильевич Рыбалкин, Николай Фомич Якубянец, Василий Михайлович Можаров, Василий Алексеевич Орехов, окончившие разные учебные заведения страны. Для дальнейшей профессионально-педагогической деятельности было необходимым воспитание местных кадров.

Одним из таких воспитанников стал Геннадий Трофимович Давыдов. Он родился 21 декабря 1930 года в Оренбурге. Его родители были сельскими тружениками, переехавшими в город, добрыми и интеллигентными людьми. Любовь к музыке у Г. Давыдова проявилась рано. С 6 лет он уже играл на гармошке по слуху, а в 12-летнем возрасте во время Великой Отечественной войны принимал участие в концертной бригаде военного госпиталя. К профессиональному музыкальному образованию пришёл довольно поздно (к 20-ти годам), поскольку рано лишился отца и было необходимо помогать матери. Имея фантастическое желание обучаться музыке, в 1950 он году поступает в музыкальное училище (класс А.В. Рыбалкина). В этот период в Оренбуржье из-за недостатка музыкальных школ, многие учащиеся не были знакомы с нотной грамотой. Народные песни и любимые мелодии исполнялись ими по слуху. Поэтому, поступив в учебное заведение, перед Геннадием Трофимовичем стояла задача охватить и начальное образование. Он занимался с упорством и упоением. Через два года учёбы его успехи стали очевидны - он стал лидером в группе. В 1954 году на выпускном экзамене Г. Давыдов первый из «народников» исполнил полифоническое произведение. Переложение прелюдии и фуги g-moll И.С. Баха для баяна он сделал сам. На работу по распределению был направлен в культурно-просветительскую школу села Покровка. В результате плодотворной работы в коллективе был создан оркестр баянистов, который в 1957 году на Всемирном фестивале молодёжи и студентов (г. Москва) удостоился диплома.

В 1959 году Г.Т. Давыдова пригласили на преподавательскую деятельность в Оренбургское музыкальное училище. Одновременно он становится студентом Саратовской государственной консерватории (заочно, класс Николая Васильевича Грибкова). В 1962 году его назначили заведующим отделением народных инструментов музыкального училища г. Оренбурга. Своей энергией, знанием специфики инструмента, прогрессивными взглядами на методику обучения он сумел добиться значительного подъёма уровня исполнительства среди учащихся. Серия интересных передач на местном радио, телевидении, его исполнительская деятельность в школах города привлекли внимание любителей музыки к баяну, который стал одним из популярных инструментов в городе. Перестройка системы образования на отделении народных инструментов привела к большим творческим успехам, которыми отмечены 1960-70 годы.

Зрелость оренбургской исполнительской школы впервые была подтверждена в 1966 году в г. Новосибирске на конкурсе среди музыкальных училищ Урала, Сибири и Дальнего Востока. В нём приняли участие более ста человек из 24 специальных заведений России. Оренбургскую область представляли учащиеся класса Г. Т. Давыдова и занявшие следующие места: В. Игнатьев (3 место), А. Чашкин (дипломант), А. Чашкин (дипломант). В 1969 году на Всероссийском конкурсе исполнительского мастерства в г. Иваново Е. Токарчук был вторым, а В. Китов стал дипломантом. В 1970 году в Ульяновске диплом состязания получил Н. Коняхин. Награду ему вручал Евгений Емельянович Юцевич. Баянная исполнительская школа оренбургского педагога Геннадия Трофимовича Давыдова становится известной в России. Одним из основных её принципов он считает обучение студента творческой самостоятельности. Особенность её формирования состоит в беспрерывном внимании к укреплению музыкально-теоретической базы учеников как необходимого условия осмысления драматургии исполняемого произведения. Отсюда и чрезвычайная скрупулёзность педагога в анализе структуры произведения, его гармонического, мелодического, полифонического и фактурного строения. Все эти процессы служат целью достижения тайн подлинного мастерства, так как понимание озвучивания произведения на эстраде и есть показатель исполнительской культуры музыканта.

В этой связи особое место в формировании баяниста Г.Т. Давыдов отводит проблеме подбора репертуара. Здесь он отдаёт предпочтение лучшим образцам фортепианной, скрипичной, органной музыки. Он убеждён, что веками накопленные духовные ценности мировой музыкальной культуры должны стать достоянием широкой публики через опосредованное исполнение на народных инструментах. Музыкант-баянист должен сам выполнять переложения или исполнительские редакции. Такая преемственность обучения берёт своё начало в классе его педагога В.А. Рыбалкина, который сумел заложить основы и профессиональные навыки этой важной практики. Ею Геннадий Трофимович занимается на протяжении всей своей творческой деятельности.

В дальнейшем эта традиция проявилась и в его учениках: В. Ярцеве (заслуженный работник культуры республики Башкортостан, лауреат международного конкурса, художественный руководитель ансамбля «Забава»), А. Семёнове (руководитель Оренбургского трио баянистов, лауреат международных конкурсов, директор музыкального колледжа ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей, профессор), А. Глинке (артист Оренбургской государственной филармонии, художественный руководитель ансамбля «Карусель»). Их работа имеет два направления: просветительское и творческое. Участники коллективов проводят значительную концертную деятельность в Оренбуржье, России и за рубежом, сами создают репертуар из переложений, транскрипций. Для них эта деятельность стала творческой лабораторией ещё в ученические годы и профессиональной необходимостью в работе. Композитором В. Горяниным (учеником Г. Давыдова) написаны несколько произведений для оркестра народных инструментов и готово-выборного баяна. Исполнительская редакция сонаты «Оренбургская» в трёх фресках выполнена Г. Давыдовым (2004 год). Её первое исполнение прозвучало в Оренбурге в 2009 году в исполнении выпускника кафедры народных инструментов Рината Мусалова.

Открытие и проведение в Оренбуржье исполнительских конкурсов на народных инструментах в середине прошлого столетия определили методическую и консультативную работу педагога. Методист-практик, Геннадий Трофимович более 60 лет ведёт методическую работу в области. В Оренбургском государственном институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей читает курсы лекций по методике и истории исполнительства, активно участвует в научно-практических конференциях вузах страны. Он принимает участие в традиционном Открытом областном конкурсе им. Е. Куревлёва (г. Орск) в качестве члена жюри. Более 40 лет Г. Давыдов возглавлял областную секцию народных инструментов. Под его руководством выпущены сборники полифонических произведений, пьесы для баяна и аккордеона, обработок народных песен, переложений для готово-выборного баяна, ансамблей. Вышли в свет три сборника его переложений для готово-выборного баяна: «Концертный репертуар для ансамблей баянов» (Улан-Уде), «Пьесы для ансамблей баянов» (Оренбург), «Полифонические произведения для готово-выборного баяна» (Оренбург).

С открытием Оренбургского института искусств им Л. и М. Ростроповичей (1997 г.), Геннадию Трофимовичу доверили возглавить кафедру народных инструментов, на которой он работает по настоящее время. В 2003 году музыкант был удостоен учёного звания «профессор».

Высоко поднятая планка профессиональной деятельности, большая увлечённость и, несомненно, педагогический талант и опыт Г.Т. Давыдова позволили добиться ему хороших результатов в воспитании молодых музыкантов. Почти все выпускники его класса продолжают обучение в музыкальных вузах страны, успешно трудятся в учебных заведениях, творческих коллективах. Почти за 70-летнюю педагогическую деятельность он обучил свыше 180 учеников - баянистов и аккордеонистов. Они работают во многих городах России, Оренбургской области:

- Улан-Уде - заслуженный работник культуры России, кандидат искусствоведения, профессор Академия искусств Виктор Васильевич Китов;

- Уфа - заслуженный работник культуры республики Башкортостан Евгений Токарчук; заслуженный работник культуры республики Башкортостан, лауреат международного конкурса, художественный руководитель ансамбля «Забава» Виктор Ярцев;

- Камышинское музыкальное училище - А. Чашкин.

В Оренбургском музыкальном колледже и институте искусств им. Л. и М. Ростроповичей работают пять его бывших студентов: М. П. Остапенко - заслуженный работник культуры России, Дипломант международного конкурса; В. А. Комаров - кандидат искусствоведения, доцент кафедры народных инструментов; Н. Г. Коняхин - заслуженный работник культуры России; Ю. А. Хижний - преподаватель музыкального колледжа ОГИИ; А. А. Семёнов - лауреат международных конкурсов, профессор кафедры народных инструментов, директор музыкального колледжа ОГИИ.

Геннадий Трофимович на протяжении своей жизни поддерживал и продолжает поддерживать личные и дружеские связи со многими деятелями искусства России: А. Беляевым, Ю. Казаковым, П. Нечепоренко, с Уральским трио баянистов (Хижняковым), В. Брызгалиным (профессор Воронежского института искусств), Ф. Липсом (профессор РАМ им. Гнесиных).

Вся профессиональная деятельность заслуженного учителя школ России, профессора Давыдова Геннадия Трофимовича является примером творческой целеустремлённости. Она отмечена знаком Министерства культуры России «За отличную работу», грамотами комитета по культуре и искусству Оренбургской области. Также он является лауреатом Губернаторской премии «Учитель года».

Имя Геннадия Трофимовича  Давыдова по праву занимает место на Стене Славы в центре г. Оренбурга, на которой размещены бронзовые таблички с именами лучших педагогов Оренбургской области, чьи имена вошли в историю Российской педагогики. Это масштабная композиция, центром которой стал памятник «Первая учительница». Г.Т. Давыдов - Почетный профессор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей в настоящее время продолжает активно работать, готовить кадры для учреждений культуры и искусства Оренбургского края и России.

Г. В. Галь, доцент кафедры народных инструментов

ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей



Источник :

Давыдов Геннадий Трофимович // Оренбургская биографическая энциклопедия / сост. Л. Н. Большаков. - Оренбург; М., 2000. - С. 97.    

Библиография :

1. Кузаева, П. «Прибаянил» Оренбуржье // Оренбуржье. - 2014. - 13 августа. - С. 14.
2. Галь, Г. Патриарх оренбургской баянной школы // Оренбуржье музыкальное. - 2010. - №04 (40). - С. 53-54.
3. Симонова, Ю. Первый и 301-й // Вечерний Оренбург. - 2014. - 8 октября. - С. 11 : фото.    

  Просмотров: 1416