Веркашанцева Наталия Петровна

Дата события: 30 апреля 1956 года



Журналист, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза журналистов Российской Федерации, Союза театральных деятелей Российской Федерации.

 

Родилась в с. Добринка Александровского района. В 1973 г. окончила оренбургскую среднюю школу № 46. Собиралась стать хирургом.

После публикации стихотворений в областной молодежной газете «Комсомольское племя» начала писать заметки. Первые публикации появились на страницах газеты «Комсомольское племя» (позже - «Новое поколение»), когда Наталия еще училась в девятом классе. В 1973 г. начала работать в редакции этой газеты. В 1980 г. окончила факультет журналистики Уральского государственного университета.

Печаталась в центральных изданиях: газетах «Комсомольская правда», «Советская Россия», «Социалистическая индустрия», журналах «Страстной бульвар», «Театральная жизнь». Несколько лет редактировала спецвыпуск «На студенческой стройке», который в 1983 г. занял второе место в СССР среди малоформатных изданий. В этой газете («Новое поколение») проработала 21 год.

С 1994 г. стала работать в газете «Оренбургская неделя», где возглавляла отдел культуры.

Автор книг «Струна» (1995) о бардах Оренбуржья, «Портреты с натуры» (2015) об оренбургских художниках, «Имя с афиши», где представлены интервью с известными деятелями культуры и искусства.

Наталия Веркашанцева - победитель конкурса «Человек года» (2015), обладатель премии «Оренбургская Лира» (1996, 2016), лауреат премии им. М. Джалиля (1980), премии Союза журналистов СССР (1983).

 

Автобиография.

В этом году исполнилось 53 года, как я в журналистике. Путём несложных арифметических действий можно вычислить: в профессию пришла в 17 лет. А печататься начала ещё раньше - в девятом классе. (Училась в школе №46 в районе Аренды. Из известных «рендовских» - Борис Хавторин, ныне ректор Оренбургского государственного института искусств им. Л. и М. Ростроповичей. Школьное прозвище - Пианист). Первые публикации появились в областной молодёжной газете «Комсомольское племя». (Тогда, кроме неё и областной партийной газеты «Южный Урал» никаких изданий не было). После окончания школы в 1973 году меня пригласили здесь работать. На следующий год поступила на заочное отделение факультета журналистики Уральского государственного университета, который защитившись на «отлично», окончила в 1980-м. За дипломную работу - цикл очерков о молодёжи получила не только «пятёрку» в университете, но и высшую журналистскую премию области имени Мусы Джалиля.

Мой первый редактор - Владимир Васильевич Кулагин. Он был человеком добрым, доверчивым и совсем не умел ругаться. Когда приходилось кого-нибудь распекать, он, выговаривая провинившемуся, отводил глаза в сторону, как бы стесняясь того, что вынужден делать эту неприятную работу. А доверчив был беспредельно. И журналисты-оторвяги этим пользовались без зазрения совести. Однажды он зашёл в отдел рабочей молодёжи, где ребята только-только разлили по стаканам дешёвое вино с претенциозным названием «Солнцедар».

- Это что такое? - вскинул брови редактор.

- Чай с вареньем. Мама прислала, смородиновое, - не моргнув глазом, ответствовал самый находчивый.

И редактор, вполне удовлетворённый ответом, отправился дальше по кабинетам сотрудников.

Владимир Васильевич умел ценить преданность газете, увлечённость профессией. Меня, вчерашнюю школьницу, на первых порах взял в редакцию в качестве внештатного автора. Но очень скоро, видя моё рвение, дал полставки. А потом случилось так, что сократили должность курьера. Женщине, носившей гранки из редакции в типографию и обратно, до пенсии оставалась пара месяцев. Владимир Васильевич подошёл ко мне и, моргая длинными пшеничными ресницами, виновато сказал: «Видишь ли, у нас есть возможность дать доработать Марии Фёдоровне до пенсии. Но это если мы переведём тебя или Белозёрову на должность внештатного автора. Татьяну перевести не могу - у неё маленький ребёнок, а муж в армии на переподготовке. Вся надежда на тебя. Потерпишь пару месяцев?» Я согласилась, не раздумывая. Мы тогда были такие - комсомольцы-добровольцы.

А через два месяца редактор зашёл в мой кабинет сияющий. «Ну, Наталья, выбирай! Есть ставка корреспондента отдела пропаганды и ставка заведующего отделом учащейся молодёжи». Долго думать не пришлось. Отдел учащейся молодёжи, конечно же! Сама только из-за парты. И я несколько лет с удовольствием писала о школьниках и студентах. А каждое лето ещё и редактировала газету в газете - спецвыпуск «На студенческой стройке» о работе студенческих строительных отрядов Оренбургской области. Всё время в разъездах, репортажи с колёс. Полёты на кукурузниках, поездки в общих вагонах, на попутках. В 1983 году мои развороты были отмечены премией ЦК ВЛКСМ и Всесоюзным штабом студенческих строительных отрядов. Хватило поделить на всю редакцию.

Лучшие публикации в то время отмечали на летучке флажком. Кто набирал за месяц флажков больше всех, тот становился победителем соцсоревнования. И мог поехать в творческую командировку в любую, какую захочет, точку Советского Союза. Однажды, став победителем, я махнула в Одессу на кинофестиваль «Золотой Дюк», который организовал известный режиссёр Станислав Говорухин.  И привезла оттуда три разворота текстов - интервью со звёздами, репортажи с творческих встреч, огромный очерк об Одессе. Поскольку аккредитации у меня не было (мы в Оренбурге ещё не знали, что это такое) и на фестивальные тусовки меня не пускали, пришлось пойти на авантюру. Одесские коллеги передали мне пропуск некоего Анатолия Бирюка - киевского телевизионщика, который, отсняв открытие «Золотого Дюка», отбыл в родные пенаты. Я же, поменяв портрет лысого Бирюка на своё фото пай-девочки, и переделав Анатолий на женский лад - Анатолия, стала вхожа во все фестивальные двери. Анатолия Бирюк было моё новое имя.  Каюсь, афера в чистом виде. Но не возвращаться же из Одессы с пустыми руками.

Ещё одна творческая командировка поездка в киргизский город Ош. А оттуда - в высокогорный лагерь на Тянь-Шане, где команда советских альпинистов отрабатывала навыки для восхождения на Эверест. Тоже в некотором роде авантюра. Мне, уроженке степных просторов, никогда не видевшей горы, пришлось штурмовать трёхтысячник.  Иногда, размышляя о своей бурной журналистской деятельности, пытаюсь понять: откуда это во мне - трое суток шагать, трое суток не спать ради нескольких строчек в газете? Я ведь и не думала становиться газетчиком. Хотела стать врачом. Причём, таким, который каждый день героически вытаскивает пациентов из лап смерти. А на это, по моим тогдашним понятиям, способен был только хирург. Я и готовилась в медицинский институт. Но однажды, ещё в девятом классе на страницах «Комсомольского племени» было напечатано моё девичье стихотворение про голубоглазого кумира - мальчика из соседней школы.  Учительница по литературе, поймав меня на перемене, сказала: а я знаю, кто твой кумир! Я обмерла: кто из подружек проболтался? «Сергей Есенин, - сияя, заявила литераторша, довольная своей «смекалкой».

Как бы там ни было, но вид собственной фамилии, набранной типографским шрифтом на газетной странице, произвёл неизгладимое впечатление на мой юный ум. Да что скрывать? Мне и сейчас это нравится. После публикации стихотворения, ободрённая приветливостью заведующей отделом культуры  областной молодёжки Лидии Мартыновой-Фитерер, её настоятельным пожеланием писать заметки о школьной жизни, я стала приобщаться к журналистике. И ни разу об этом не пожалела. Мне нравилось в газетной работе всё - встречи с людьми, журналистские расследования, командировки.   Газета открыла для меня новый мир, сделав жизнь беспокойной, но интересной.  

В «Комсомольском племени», в том числе и когда в годы перестройки она сменила название на «Новое поколение», я проработала 21 год.

Второй газетой в моей судьбе стала «Оренбургская неделя» - одно из популярнейших изданий области, куда я пришла в 1994 году. И четверть века проработала редактором отдела культуры вплоть до её закрытия. Многолетнее общение с творческими людьми в 1996 году реализовалось в книгу очерков об оренбургских бардах «Струна», не имеющую аналогов в России. Книгу предваряет письмо Булата Окуджавы, в котором он высоко оценивает профессиональные качества автора, подчёркивая, что «в наше время, да ещё в газете - это явление не очень распространённое». Приятно, что мой труд оценили и земляки: «Струна» была удостоена премии губернатора «Оренбургская лира». Через 20 лет я получила ещё одну «Оренбургскую лиру»  и не менее престижную литературную премию Петра Рычкова - за книгу об оренбургских художниках «Портреты с натуры». Следом вышел объёмистый фолиант «Имя с афиши», в который вошли интервью со звёздами отечественного искусства, побывавшими в Оренбурге без малого за полвека - Анатолием Папановым, Евгением Леоновым, Михаилом Жванецким, Муслимом Магомаевым, Риммой Марковой, Николаем Караченцовым, Татьяной Конюховой и другими. В московском издательстве «Новости» увидел свет альбом «100 картин художников Оренбуржья», к которому я написала вступительную статью. Ничего особенного, кроме того, что альбом разослан Союзом художников России в самые крупные музеи мира.

В этом ряду и книга-альбом «Театр Рифката Исрафилова», изданная к юбилею мастера. Я была составителем, редактором и одним из авторов этого роскошного издания. Театр - моё давнее пристрастие. Ещё, будучи школьницей, я принимала деятельное участие в постановках народного театра «Поиск», где народный артист России, ведущий артист Оренбургского драматического театра Виктор Антонов ставил русскую и советскую классику. Работая в газете, в течение десяти лет занималась во Всероссийском семинаре театральных критиков, организованным Союзом театральных деятелей России, чтобы, как говорил мой учитель, театральный критик Виктор Калиш «улучшить качество письма». Видимо, улучшила, поскольку за публикации о театральном искусстве Оренбуржья была принята в Союз театральных деятелей РФ и много лет являюсь членом комиссии по присуждению премии губернатора «Лучшая роль года».  

Однако я никогда не замыкалась на культуре, потому что считаю, что настоящему журналисту всё должно быть интересно. Как юному суслику. Так мне интересно было участвовать в сплавах по реке Урал в составе этнографических экспедиций, в экологическом пресс-туре по бассейну Урала к его истокам, в православном крестном ходе «по водам» на надувных лодках от Оренбурга до храма в селе Городище.  Погружение в новую тему - это всегда так интересно!

Одно из таких погружений - пресс-туры в Белоруссию. В свой первый визит я стала «звездой» белорусских телеканалов. Дело было так. Шла пресс-конференция с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Все вопросы главе государства были согласованы загодя. Но мне вдруг захотелось узнать, как он относится к женщинам вообще, к женщинам в политике в частности и готов ли уступить  президентское кресло даме? Я начеркала вопросы на листочке и передала его помощнику Лукашенко. Благо он сидел через одного человека от меня. Тот принял записку с суровым выражением лица. Но когда начал читать, расплылся в улыбке.  Прочитав, кивнул. И, нарушая протокол, предоставил слово журналистке-импровизаторше из «Оренбургской недели». Выслушав вопрос, Батька загорелся. Это был незабываемый спич! Если коротко: к женщинам он относится великолепно, но кресло уступать не собирается. Ведь президент ещё и главнокомандующий. Даме придётся маршировать на параде. А в юбке и на шпильках это очень неудобно. Короче, свёл к шутке. После пресс-конференции мне пришлось  отдуваться за свой «куртуазный маньеризм» перед телевизионщиками всех белорусских каналов. Кстати, благодаря этим телерепортажам, меня смог разыскать друг детства, живший в Белоруссии, с которым мы к тому времени потеряли друг друга из вида. Потом было ещё несколько белорусских вояжей. В одной из поездок нам показали воочию, как государство заботится о пенсионерах, после чего нам всем захотелось на старости лет переехать в Белоруссию. В другой - мы стали зрителями грандиозной реконструкции боя на реке Березине, где была разбита армия Наполеона. За белорусские публикации была отмечена дипломом победителя конкурса журналистских работ «Беларусь - Россия. Шаг в будущее».   

Было бы странно, если бы какой-нибудь въедливый читатель этих заметок не задал вопроса: а почему я так и не уехала из Оренбурга? Неужто не было возможности поработать в более масштабных изданиях, чем «Комсомольское племя» и «Оренбургская неделя»? Была! И не одна!

Звали в республиканскую газету «Молодёжь Эстонии». Где теперь та Эстония? Приглашали в «Советскую Россию» в пору её расцвета. Но надо было выбирать - рожать первенца или делать карьеру. Ребёнок был важнее! Если бы захотели, мы с супругом, тоже журналистом, поэтом, известным бардом Александром Аверьяновым могли бы на пару работать и в сочинской «вечёрке», и в газете, выходящей на пять городов Кавминвод. Свои журналистские амбиции я вполне удовлетворила, печатаясь в столичных газетах «Комсомольская правда», «Трибуна», журналах «Музыкальная жизнь», «Страстной бульвар», а также в региональных изданиях «Уральский следопыт», «Гостиный двор», «Епархиальные вести», «Лествица», «Яркие сезоны», «Культура Оренбуржья», «Планета-56» и т.д. и т.п. И если бы я задалась целью сорваться в поисках более крутого издания, только бы меня в Оренбурге и видели. Но мне всегда хотелось научиться хорошо писать. Это была моя главная, жизнеобразующая цель. А где писать было неважно. Меня вполне устраивал мой город, где моя мама, мои друзья, мои читатели. Надеюсь, я достигла своей цели.

P. S. Пишу до сих пор, печатаясь то в «Южном Урале», то в «Оренбуржье». Не могу остановиться. Мне по-прежнему всё интересно. Благодаря этой неутомимости, упорству и в немалой степени опыту журналистских расследований мне удалось сделать одно из самых важных дел моей жизни - разыскать, спустя 64 года после войны могилу своего деда, считавшегося без вести пропавшим. Иголку в стоге сена было бы легче найти. Но я нашла. И дважды свозила свою старенькую маму (один раз за рулём автомобиля почти 3 тысячи километров туда и обратно!) в Арзамас на старинное Тихвинское кладбище, где в братской могиле похоронен её отец и мой героический дед, штурмовавший Кёнигсберг, получивший в этих боях медаль «За отвагу». Горжусь тем, что научила своих трёх внуков, читать, плавать и выращивать цветы, делясь с ними, как и с читателями всем, что люблю сама.

Своим самым значимым журналистским достижением считаю то, что после выхода на страницах центральной газеты «Социалистическая индустрия» моего очерка про многодетную семью Зосименко им улучшили жилищные условия: дали две квартиры на одном этаже. Сейчас на такой результат надеяться не приходится. Чиновники пошли не из пугливых. Да и профессия наша, честно сказать, девальвировалась. Появилось много некомпетентных и не очень разборчивых в средствах журналистов. Но хочется верить, что главное слово в нашем ремесле всё-таки не за ними. 

Наталия Петровна Веркашанцева,

заслуженный работник культуры Российской Федерации



Источники :

Веркашанцева Наталия Петровна // Оренбургская биографическая энциклопедия / составитель Л. Н. Большаков. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство ; Москва : Русская книга, 2000. - С. 65.


Библиография :

1. Веркашанцева Наталья Петровна // Кто есть кто в Оренбургской области: информационно-аналитический бюллетень «Аспект» / редактор Ю. Мещанинов. - Оренбург, 1998. - С. 15.

2. Веркашанцева Наталья Петровна // Литературное Оренбуржье : библиографический словарь / А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева, О. В. Федосова, Г. Ф. Хомутов. - Оренбург : Оренбургская книга, 2006. - С. 47.

3. Наталия Петровна Веркашанцева // Племяши : очерки истории Оренбургской областной молодежной газеты. 1919-2017 / составители: А. В. Альтов, А. В. Михалин. - Оренбург, 2017. - С. 149-151.

4. Веркашанцева, Н. Чертовски хочется работать // Вертикаль. Вестник Правительства Оренбургской области. - 2012. - № 9 [35]. - С. 44-45.

5. Журналист «ОН» - человек года! // Оренбургская неделя. - 2015. - 6 мая. - С. 3 : фото.

6. Кузаева, П. Высоким штилем всю неделю! // Оренбуржье. - 2016. - 30 марта. - С. 7 : фото цв.

7. Кузаева, П. Двойное дежавю! // Оренбуржье. - 2016. - 14 октября. - С. 3 : фото.

8. Урбанович, Д. Люди, какими их задумал Бог // Оренбургская неделя. - 2015. - 23 сентября. - С. 8 : фото.

9. Сныткина, М. Струны «Оренбургской лиры» // Оренбургская неделя. - 2016. - 30 марта. - С. 8 : фото.

 

Издания Н. П. Веркашанцевой в фондах ООУНБ им. Н. К. Крупской:

1. Веркашанцева, Наталия Петровна. Имя с афиши : интервью со «звездами» / Наталия Веркашанцева. - Оренбург : М. Ф. Коннов, 2017. - 347 с. : фото цв., портр.

2. Веркашанцева, Н. П. Портреты с натуры : галерея оренбургских художников / Н. П. Веркашанцева. - Оренбург : М. Ф. Коннов, 2015. - 300 с. : ил.

3. Веркашанцева, Наталия Петровна. 75 лет Рифкату Исрафилову, художественному руководителю театра, народному артисту РФ, лауреату Государственной премии РФ / Н. П. Веркашанцева ; редактор М. Рябцева ; дизайнер А. Некерова ; Оренбургский государственный драматический театр им. А. М. Горького. - Оренбург : [б. и.], 2016. - 30 с. : портр., фото.

4. Веркашанцева, Наталия Петровна. Струна : десять оренбургских бардов: Очерки, песни, стихи / Наталья Веркашанцева ; [Творческий союз. «Эликт»]. - Оренбург : [б. и.], 1995. - 127 с. : ил.

Дата обновления: 6 Июня 2025  12:24   /   Просмотров: 847

В этом разделе

Брук Виталий Николаевич
1943-2011
Художественный руководитель и главный дирижер Оренбургского театра музыкальной комедии
Веркашанцева Наталия Петровна
Журналист, заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза журналистов Российской Федерации, Союза театральных деятелей Российской Федерации
Исрафилов Рифкат Вакилович
Народный артист РФ, художественный руководитель Оренбургского государственного областного драматического театра им. Горького, профессор
Альтов Владимир Григорьевич
1923-2005
Журналист, прозаик, краевед, заслуженный работник культуры Российской Федерации
Радушина Софья Семеновна
1934-2016
Журналист, автор полнометражных и короткометражных документальных фильмов об Оренбуржье