Кононыхин Юрий Викторович

Дата события: 3 августа 1939 года (юбилей: 85 лет)



Автобиография

 

Я, Кононыхин Юрий Викторович, родился 3 августа 1939 года в городе Новосибирске в семье священника. Главой семьи в то время был мой дедушка, отец Иннокентий Бородин, т. к. мой папа Виктор Павлович Коно- ныхин жил в семье своей жены, моей мамы. Наш большой деревянный дом находился на окраине города недалеко от ж/д станции. Мои воспоминания о детстве начинаются примерно с 1944 года. Война, постоянные гудки паровозов, лязг вагонов - поезда шли на фронт. Большая семья Бородиных, три дочери и два сына, к тому времени сильно поредела.

Две старших дочери обзавелись семьями и уехали из родного дома, старший мой дядя Иван погиб на фронте в самом начале войны,

а его брат Иннокентий вернулся с фронта после тяжелого ранения и жил с нами. Моему отцу в год моего рождения было 52 года, поэтому на фронт он призван не был. Бухгалтер по профессии, он работал в геологическом управлении, а мама - библиотекарь, в годы войны не работала, занималась домашним хозяйством.

Незадолго до победы, весной 1945 года, дедушка умер. На семейном совете было принято решение уезжать из Новосибирска, возможно, возникли проблемы с домом, если он был церковной собственностью. Решили ехать в Оренбург, причина была уважительная. В этом городе жила старшая сестра мамы, Мария Иннокентьевна Бородина - актриса Оренбургского драматического театра, мало того, в июне 1941 года моя сводная сестра Таня поехала на каникулы к тетушке в гости... и задержалась там на четыре года. Короче, осенью 1945 года мы всей семьей приехали в Оренбург и поселились в театральном доме напротив строящегося тогда театра по адресу: Пролетарская, 13. Так началась история «моего театрального дворика», которая была частично опубликована в журнале «Гостиный двор» № 3 за 2019 год.

Детство в актерском доме, возможность часто бывать в театре, так как и мама вскоре начала работать там в костюмерном цехе, определили, в сущности, мои дальнейшие стремления. В 1947 году я поступил в начальную школу, сейчас этого здания не существует, с 5 по 7 классы я учился в школе № 30, а закончил школьное образование в 4-й железнодорожной на Парковом проспекте. С 1957 по 1959 годы работал в электроцехе Оренбургского драматического театра, левая осветительная ложа - мое рабочее место. Кроме того, конечно, участие в массовых сценах, небольшие эпизодические роли. А главное, присутствие на репетициях Ю. С Иоффе, И. Ф. Щегловой, М. В. Нагли укрепляли мое желание связать жизнь с театром, конечно, покорив один из столичных театральных вузов.

И компания у нас в этом предприятии была отличная: кроме меня, Егор Котов - впоследствии актер нашего театра музкомедии, Гера Мартынюк - известный актер театра и кино и Володя Викторов, много лет работавший в разных театрах страны. Сегодня, к сожалению, никого из этих моих друзей нет в живых.

Я в 1959 году поступил во МГИК на впервые открытое отделение режиссеров народных театров. Прекрасные годы учебы: практика в московских театрах, возможность бесплатно посещать театры столицы, общение с мастерами! В 1963 году - дипломная практика в Народном театре города Катайск Курганской области, дипломный спектакль «Чудесный сплав», несколько спектаклей-сказок для детей, затем - «В день свадьбы» В. Розова и собственная свадьба в 1964 году. Моей женой стала преподаватель английского языка местной школы Надежда Ивановна Редько-Кононыхина, ныне заслуженный учитель школы.

Сегодня мы оба пенсионеры. В 1965 году у нас родилась дочь Елена, ныне врач-бактериолог Оренбургской ДГКБ. В 1966 году мне предложили работу в Орском драматическом театре. Предложение перейти в профессиональный театр показалось соблазнительным, и я согласился. К сожалению, Орский театр переживал тогда очень сложные времена, стационарное здание после пожара было в ремонте, труппа скиталась по городским клубам или выезжала на длительные гастроли по восточным районам области. Играл я много, иногда удавалось поставить сказку, спектакли быстро сходили со сцены, за исключением «Цыгана», который выдержал 60 показов. Роль цыганенка Вани мне очень нравилась, я играл ее в очередь с Сашей Кручина.

Ролей было много хороших и разных, но для режиссуры условия были трудные. В 1968 году в театре произошла смена руководства, пришел новый главреж, с котором я не нашел общего языка и подал заявление об уходе. Я отправился в столицу на театральную биржу. Было хорошее предложение в русский театр в Махачкалу, но жена отказалась ехать в республику.

В это время главный режиссер Оренбургской студии телевидения Юрий Михайлович Карасевич предложил мне работу в редакции литературно-драматических и музыкальных передач с правом постановок телевизионных спектаклей. Было такое золотое время на провинциальных студиях телевидения, когда на собственные постановки отпускали деньги. Я сразу же поставил два спектакля с актерами драмтеатра - «Бретер» и «Баллада о Джеймсе Клиффорде» по стихам В. Лифшица. Работа в литдраме увлекла меня, и через год я уже не мечтал о театре. За эти первые годы работы на телевидении я поставил 12 спектаклей. Хорошую оценку получили спектакли «Колокола», «Аргонавты», «Под одной крышей», «Двойная игра». Причем один из них, «Дело Мигурских» по сценарию Л. Н. Большакова, прошел по первой программе центрального телевидения. Развивалась телевизионная техника, менялись приоритеты, документалистика увлекала меня все больше. В 1984 году я стал главным режиссером студии, это прибавило ответственности при создании так называемых главных передач прямого эфира.

Но возможности видеосъемки, создание документальных фильмов, конечно, было для меня самой интересной сферой. В 90-е годы мне удалось снять довольно много фильмов об истории Оренбуржья. Достаточно перечислить фильмы «Атаман Дутов»,

«Возвращение Михаила Ханжина», «Как убивали Казачий Янгиз», «Поэт и железная маска дома Романовых», «Эхо Салмышского боя», «Трактористки», «Попавшие в эпицентр», «Композитор Цибизов», «Новь села Державино» - все это мои авторские работы. Последний фильм, который мне удалось снять на ГТРК «Оренбург», это про подвиг А. Ж. Зеленко (вылетело из памяти название фильма).

В 2000 году я ушел из ГТРК «Оренбург», а через пару месяцев получил предложение от телекомпании «Регион», где проработал еще десять лет. Помимо работы на телевидении, я много лет сотрудничал с администрацией города Оренбурга.

Первый «День знаний» в начале 70-х годов сочиняли и ставили мы вместе с Е. Д. Цинбергом, затем были каждогодние «Дни города». У нас сложилась замечательная команда: Е. Д Цинберг, В. Поздняков, Д. И. Чарный и я. Сколько было этих праздничных мероприятий - трудно перечислить. Сценарии, организация, режиссура - все было общее, рождалось спонтанно, на площадке. А фестиваль «Шалом», организованный Давидом Чарным, особенно в первые годы, тоже создавался коллективно. Долгое время я сотрудничал с Виктором Васильевичем Реневым, он тяготел к режиссуре, а я становился сценаристом многих областных праздничных программ в зале филармонии, выезжали с концертными программами в Казахстан.

Без видеоряда в последнее время ни одно мероприятие не обойдется, поэтому для меня всегда находилась работа. Особенно памятен мне юбилейный День города, в честь 250-летия Оренбурга, в 1993 году на новом стадионе, на так называемой Малой земле, где я был режиссером-постановщиком программы праздника.

На этом, пожалуй, можно и закончить. Сегодня я пенсионер, но членский билет Союза журналистов храню и вспоминаю прошлое, публикуя свои стихи «Вконтакте».

Сожалею лишь, что мои воспоминания под названием «Мой театральный дворик» вышли в усеченном виде в журнале «Гостиный двор», так как формат журнала не позволял опубликовать эти воспоминания полностью, а в стихах была самая суть жизни нашего актерского дома в 50-е годы.



Источник :

Кононыхин Юрий Викторович // Оренбургская биографическая энциклопедия / составитель Л. Н. Большаков. - Оренбург ; Москва, 2000. - С. 147.

 

Библиография :

Juriyy Kononnyhin [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCDr9RS4fSgZha7psKgj2yzA/featured. - Загл. с экрана.

  Просмотров: 1157